Россия намерена вновь наладить выпуск Ан-2

Санитарные "кукурузники" вернутся в небо

Легендарный "кукурузник" возвращается в небо. Россия намерена вновь наладить выпуск Ан-2 как для нужд МЧС, так и для пассажирских перевозок. Впрочем, для этого самолет, производство которого было прекращено на территории РФ почти 42 года назад, планируется серьезно обновить. Модернизация каждого самолета обойдется в 600-850 тысяч долларов.

Еще в августе текущего года в СМИ появилась информация о том, что по инициативе губернатора Подмосковья Игоря Шойгу планируется возродить производство Ан-2 на территории области. С тех пор Шойгу неоднократно подтверждал свои намерения, а в октябре текущего года даже пообещал "лечь за это костьми". И вот теперь "кукурузники" обещают начать изготавливать и ремонтировать в Подмосковье уже в мае 2013 года. Об этом сообщают РИА "Новости". Федеральная программа по модернизации Ан-2 намечена на 2015 год.

Производство Ан-2 было прекращено на территории нашей страны более сорока лет назад, однако после этого оно было передано Польше и Китаю. В Польше от изготовления "кукурузников" отказались совсем недавно, Китай же выпускает их и по сей день. Это единственная страна в мире, которая в настоящий момент занимается производством Ан-2. В России же до последнего времени изготавливались Ан-3, которые, по сути, являются вариацией Ан-2, но с турбовинтовым двигателем ТВД-20. Их производили на Омском производственном объединении "Полет" до тех пор, пока производство такого рода ни было запрещено на космических предприятиях.

Читайте также: Россия будет собирать малую авиацию, а США - дирижабли

В настоящий момент в РФ насчитывается около 1400 Ан-2. Часть из них можно модернизировать путем замены советского двигателя американским и переустановки современной аэронавигационной аппаратуры. Такой ремонт одного самолета обойдется в 600-850 тыс. долларов. Только не совсем ясно, на подмосковных предприятиях будут только модернизировать старые Ан-2 или же планируют и изготовление новых с нуля. Ряд специалистов высказывает уверенность, что во втором случае проект не категорически окупится: создание авиационного производства — очень дорогостоящее мероприятие. Да и озвучиваемая стоимость модернизации старых "кукурузников" вызывает неуверенность. Многие самолеты очень сильно изношены, простой переустановки нескольких элементов оборудования будет недостаточно — машины нуждаются в капитальном ремонте, а то и в полной замене.

Впрочем, решение о возвращении российской авиации к "кукурузникам" вообще вызывает много споров. Большинство экспертов находят такое решение странным, указывая на то, что после выхода Ан-2 на пенсию российскими конструкторами был предложен ряд альтернатив, многие из которых являются весьма успешными. К таким, например, относится М-101Т "Гжель".

А почему Ан-2? На этот вопрос корреспондента "Правды.Ру" ответил летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков. "Потому что на Ан-2 используются разные типы бензина. Причем еще в 91-м году было разрешение на использование автомобильного бензина, при этом нет необходимости доставлять авиационный керосин. А вы знаете, что 82 процента территории Российской Федерации — это те места, куда могут добраться только самолеты. Это 2,5 тысячи населенных пунктов. И, собственно, завозить туда авиационный керосин — накладно. Вот автомобильный бензин, он забрасывается и по зимнику, и по реке. Это расходный материал". По мнению Акименкова, решение о возвращении к Ан-2 стало результатом поездки премьера Дмитрия Медведева по Сибири и Дальнему Востоку. Тогда жителям отдаленных регионов удалось обратить внимание представителей федеральной власти к собственным нуждам и наглядно показать, что с прекращением производства доступных легких самолетов они практически оказываются вычеркнутыми из списка граждан Российской Федерации. Поскольку без транспорта невозможно доставить в населенные пункты ни врачей и медикаментов, ни почты, ни пенсий, ни даже представителей власти.

Читайте также: Самолеты оживят российскую глушь

Первоначально встал выбор между Ан-2 и Як-40, но в конечном итоге остановились на Ан-2.В настоящий момент Федеральное медико-биологическое агентство, входящее в структуру МЧС, обратилось к Правительству РФ с требованием о закупке самолетов для санитарного авиапарка. Половину из них должны составить Ан-2. По расчетам ведомства и экспертов именно эта модель будет оптимальной, в частности из-за того, что для взлета и посадки "кукурузнику" нужно не очень много места и не требуется обязательное наличие взлётно-посадочной полосы. А при незначительной модификации шасси самолет может садиться на снег и лед, при установке поплавков — на воду. Кроме того, ожидается, что после модернизации у Ан-2 заметно снизится расход топлива и увеличится дальность полета.

Помимо этого Правительство России намерено вновь ввести Ан-2 на пассажирские авиалинии. Об этом говорится и в проекте доклада Дмитрия Медведева Президенту РФ Владимиру Путину, сообщают "Известия". Данное намерение планируется воплотить в жизнь к 2015 году. Однако, вероятно, успех мероприятия будет зависеть от того, насколько успешно будет развиваться проект модернизации Ан-2.

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить