Спад промышленности не будет беспросветным

Рост производства: вальс вместо гопака

Существенный спад промышленного производства произошел в России в ноябре 2014 года. Об этом говорят данные Росстата. Продолжится ли спад промпроизводства в наступившем году? И как отразятся на объемах выпущенной продукции длительные новогодние каникулы? К какому показателю промышленности мы придем весной? Pravda. Ru вместе с экспертами разбиралась в вопросе.

"Промпроизводство стало идти вниз, потому что само производство становилось невыгодно, — рассказал в интервью Pravda. Ru советник председателя совета директоров ОАО "АФК Система", зампредседателя комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий, зампредседателя комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям, профессор Владимир Рудашевский. — Подорожало сырье, транспортные расходы. Главная причина в данном случае — это монополисты. Рост цен на газ, на транспортные расходы, на железные дороги, электроэнергию и тому подобное. С ноября эти факторы стали главенствующими. Еще в сентябре мы проводили опрос предпринимателей, и они довольно оптимистично смотрели вперед.

И этот спектр упал, потому что не точная у нас экономическая политика. В том числе и банковской системы — кредиты заоблачные. Уже считается, что 19 процентов — это просто сказка, это повезло, что дали кредит под 19. А рентабельность производства — дай Бог, 10 процентов, и как они могут это производство развивать?"

По мнению эксперта, после январских праздников спад еще произойдет. Это связано и с санкциями, и, самое главное, из-за финансовых трудностей. Проценты на кредиты в банках будут огромные, государство не в состоянии все банки удержать и поддержать. Может быть, спад будет не критичный, но, тем не менее, он обязательно будет. "А к какому показателю промышленности мы придем весной — давайте доживем до весны, тогда и посмотрим!" — добавил Владимир Рудашевский.

"Я думаю, спад, прежде всего, вызван проблемами с курсом рубля. И тот потенциал импортозамещения, который был реализован через замещение товаров, в первую очередь украинских, в области вагоностроения, трубной промышленности, двигателестроения, если и не был исчерпан, то уже и не вносит такого большого вклада в промышленный рост, — считает депутат Государственной думы, член фракции "Единая Россия", первый вице-президент "Союза машиностроителей России" Владимир Гутенев, с которым связался корреспондент Pravda. Ru — Потенциал роста мог бы быть в сентябре-октябре гораздо выше, но уже начавшиеся проблемы с курсом рубля предопределили меньшую инвестиционную активность, в том числе и техническое перевооружение".

Выход, по мнению эксперта, может быть в целом комплексе мер. Для Центробанка логично введение запретительного налога на валютные операции, валютные спекуляции банка, или на установление предельно максимальной наценки в пределах 2-3 процентов, или через обязательства продавать 50 процентов валютной выручки. С другой стороны, ФАС просто обязана навести порядок не только в торговых сетях и на бензоколонках, поскольку это касается простых граждан, но и в сырьевых отраслях, таких как металлургия. Поднятие на 15-20 процентов в октябре-ноябре цен на металл и планирование поднять его с 1 января еще на 20 процентов делает рост в машиностроении очень проблематичным. Поэтому есть необходимость быстрых и скоординированных мер между минфином, ЦБ и ФАС. Если же это не будет происходить, то тогда рассчитывать на рост промышленности не приходится.

"Многое зависит от того, сможет ли ЦБ взять под контроль валютную политику, — считает Владимир Гутенев. — Если он сможет это сделать, то восстановление будет достаточно быстрым, и, кроме того, за счет активного ослабления рубля увеличится конкурентноспособность российской промышленности, и импортозамещение будет идти еще более высокими темпами. То есть, если Набиуллина сможет сделать процесс управляемым, то мы вполне можем стать свидетелями, начиная уже с февраля-марта, пятипроцентного ежемесячного роста".

Несколько цифр, которые прекрасно иллюстрируют вышеизложенное. За ноябрь 2014 года соответствующий индекс промышленного производства сократился на 0,4 процента в годовом выражении. При этом в том же месяце ранее ожидался рост примерно на полтора процента, а в сентябре и октябре промышленность росла на 2,8-2,9 процента. Производство легковых автомашин обвалилось в прошлом месяце на 27, грузовых — на 39 процентов, гласят открытые данные Росстата.

Некоторые аналитики в СМИ пытаются разъяснить ситуацию так: неожиданный спад отчасти объясняется высокой базой прошлого года, а также тем, что в ноябре 2014 года было на два рабочих дня меньше, чем в том же месяце год назад. Обрабатывающие производства просели в ноябре на три процента в годовом выражении, тогда как добыча полезных ископаемых выросла на 2,5 процента, а производство и распределение электроэнергии, газа и воды увеличилось аж на семь процентов, хотя это можно в какой-то мере объяснить и сезонным фактором — зима наступила.

Но на фоне падений есть робкий свет в туннеле — и даже не свет, а отблеск какого-то далекого ручного фонарика. А может, церковной свечки — сейчас становится модным апеллировать к высшим силам по поводу спасения бизнеса… После введения эмбарго на продукты питания из западных стран в стране выросло производство сыров (на 26 процентов за ноябрь), мяса и субпродуктов (на 17), мяса птицы и субпродуктов из нее (на 11 процентов). Ну, хоть наши сыры и куры "их" орлам и хамонам таки-показали!

В 2015 году правительство РФ ожидает роста производства на 1,1 процента — во всяком случае, такая цифра фигурирует в многочисленных публикациях на темы экономики. И, надо сказать, в нынешних непростых условиях такая цифра хоть и не заставляет плясать радостный гопак, но и не заводит печальный менуэт. Скорее всего, наша промышленность, хоть и в паре с кризисом, еще повальсирует!

Читайте также:

Слабый юань — хорошо, а слабый рубль — плохо?

Санкции — оправдание для чиновника

Под чью дудку пляшет Центробанк

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе