Корейцы учатся стучать

В Южной Корее безработные становятся стукачами. Это направление деятельности приносит неплохой личный доход, поэтому количество желающих освоить прибыльные формы доноса постоянно растет.

Условия для такого вида индивидуального предпринимательства создает законодательство корейского государства, где увеличивается количество законов, предполагающих денежные выплаты за сообщения о том или ином правонарушении. В Южной Корее подобными нормами, предусматривающими выплату вознаграждений за информацию о тех или иных несоответствиях, с 2008 года регулируется 63 сферы. Необязательно быть преступником в полном смысле этого слова, чтобы дать подзаработать за свой счет соглядатаю.

Например, получить деньги можно сообщив о фактах работы караоке-баров без лицензии, о выдаче бесплатного кофе (что стало табу в корейских заведениях общепита), о нецелевом использовании земельных участков, о нарушении правил дорожного движения, о выбрасывании мусора в неположенном месте. Самый яркий пример – использование целлофановых пакетов, которые ранее выдавались в магазинах бесплатно. Правительство, озаботившись состоянием окружающей среды, обязало продавцов взимать плату за пакеты, рассчитывая, таким образом, снизить количество их «необязательного» использования. Торговцы, не выполняющие предписание, могут быть оштрафованы по доносу покупателя, которому они по доброте душевной или из конкурентных соображений выдали пакет бесплатно. Стукач будет поощрен…

Причем деньги выплачиваются относительно немалые. Те, кто сделал доносительство своей основной профессией, могут, «работая» в активном режиме, получать гораздо больше среднестатистического гражданина. Например, 34-летний Ким Рэ-ин похвастался корреспонденту The Los Angeles Times, что оставив работу на бензоколонке стал зарабатывать на порядок больше. За один только январь «активист» получил более трех тысяч долларов.

По установленной таксе добровольный осведомитель может получить за сообщение «туда, куда следует» от $36 долларов США до $1,4 миллиона. Такой крупный бонус полагается за информацию о крупном коррупционном действии, в котором замешаны государственные чиновники. Подобных сумм в стране еще никто не получал, а вот желающих заработать «сороковник» на мелком стукачестве – хоть отбавляй. Естественно, в случае с «мелкорозничным доносительством» приходится зарабатывать на объемах, не гнушаясь откровенными провокациями. Вот и бродят по стране тысячи папарацци, снимаяя на фото-видео мелкие правонарушения своих сограждан и разгоняя целую волну повального стукачества.

Спрос порождает предложение. В стране появилось специальное учебное заведение, в котором обучают нелегкой науке правильного доносительства, пишет Сеульский вестник. В процессе освоения материала слушатели осваивают не только теорию в виде законодательства, доказательной базы и тактических уловок, но и проходят практические занятия. «Фотографировать надо так, чтобы хорошо было видно лицо продавца, а также сам факт передачи пакета. Не забывайте взять и чек о покупке, чтобы с его помощью доказать, что за пакет продавец не получил никаких денег», - поясняет ученикам директор школы доносчиков Мун Сон Ок, который берет за однодневный тренинг 350 тысяч вон (около 10 тысяч рублей) с носа.

Моральная сторона этого бизнеса вызывает немалое возмущение у многих корейцев, на что государство пока не обращает внимания. Кстати, если законы рынка будут проявлять себя последовательно, совсем скоро в Южной Корее появится спрос на специалистов, которые будут «вычислять», а в некоторых случаях и уничтожать доносчиков. Это может стать неплохим источником дохода для организованной и не очень преступности.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить