"На новую пенсионную формулу смотреть страшно"

Создается впечатление, что российской пенсионной реформе не видно конца и края. В пенсионном творчестве уже отметились минфин, минтруд, Центробанк. К чему все-таки склоняется правительство? И на что рассчитывать среднестатистическому россиянину? Об этом Pravda. Ru рассказал директор по развитию пенсионного бизнеса ИГ "Русские фонды" Виталий Плотников.

Из чего состоит пенсия?

— Из чего состоит нынешняя пенсия, из каких частей?

— Современная пенсионная система сложилась из четырех основных составляющих. Три части — государственные либо квазигосударственные, одна часть — частная. Государственные составляющие: базовая пенсия, страховая и накопительная. Все три составляющие формируются в силу обязательных требований закона.

Источником для формирования этих пенсий являются обязательные взносы работодателя при начислении зарплаты. Суммарный тариф составляет 22 процента от фонда оплаты труда. Это фактически сверх начисленная зарплата, которую работодатель начисляет и перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации. 16 процентов уходит в страховую часть, 6 процентов — в накопительную. А размер базовой пенсии формируется прямой нормой закона.

— Он одинаков для всех?

— Да, и он индексируется тоже законодательными решениями. На него не влияют какие-то стажевые показатели, размеры заработной платы человека и так далее. Страховая часть чуть больше года назад претерпела кардинальные изменения. Новая пенсионная формула ввела систему баллов. Теперь страховая часть в итоге суммируется в баллы, а они уже обратно пересчитываются в рубли.

— А этими баллами можно как-то жонглировать — начислить больше или меньше, пересчитать по-разному?

— Там могут быть какие-то ошибки и натяжки. Это зависит от административного аппарата Пенсионного фонда России, который отвечает за начисление пенсии. Наверное, этого все-таки не будет. Я не вижу серьезных резонов для жонглирования. Хотя это тоже весьма непрозрачная система, и подтасовки не исключены. Каждый балл имеет рублевую стоимость, которую устанавливает правительство Российской Федерации ежегодно. Текущая стоимость одного балла составляет 74 рубля.

Соответственно, если перемножить на максимальные двадцать на сегодняшний номинал получится около 15 тысяч. Конечно, конкретный человек получает не среднюю и не максимальную пенсию, а свою, которая для него рассчитана.

Самая большая неприятность заключается в этой новой пенсионной формуле. На нее даже смотреть страшно. Даже математики профессиональные со степенями напрягаются и делают стойку, потому что это — огромная сложная формула, там — несколько этажей дробных частей.

Правильность расчетов по этой формуле невозможно проверить обычному человеку. Он не сможет в ней разобраться и получить размер будущей пенсии, чтобы иметь некий ориентир, прогноз. Тем более там есть неизвестная переменная — будущая стоимость балла, которую правительство еще не установило.

Собственно, журналистское и экспертное сообщества, да и все общество при разработке этой пенсионной формулы попытке ее внедрения, как раз подозревали правительство в том, что, имея эту неизвестную переменную, правительство в нужный, удобный для него момент, может взять и назначить стоимость балла не 74 рубля, а намного ниже.

Так что, конечно, жонглирование, в принципе не исключено во всей цепочке пенсионной системы. И к сожалению, в пенсионной части в нашей стране жонглирование — это любимый вид искусства. Постоянно происходит жонглирование цифрами, жонглирование формулами, жонглирование примерами из западного опыта. Последний пример — декабрьская идея, которая вызвала гомерический хохот у тех, кто ее услышал.

Замминистра финансов Моисеев предложил за пример будущего нашей пенсионной системы взять систему австралийскую и еще какого-то рядом расположенного маленького островного государства. Там якобы все люди стопроцентно, как один, почему-то лично платят от зарплаты добровольно и копят себе на пенсию. Точка. Вот так было предложено. Мало того, что это — непрофессионально, но это как раз и относится к разряду жонглирования.

Это непрофессионализм в сочетании с попыткой манипулирования незнанием. Население на этих островах — несколько тысяч человек, а даже миллионное государство нельзя сравнивать со ста сорока миллионной Россией. Везде — собственная демография по полу и возрасту.

И почему все люди стопроцентно там копят? А потому что это островное государство является протекторатом Великобритании, главой этого государства является королева Великобритании. Там полностью скопирована английская пенсионная система, и подразумевается, что все будет хорошо, потому что за ними — Англия. И люди надеются на метрополию.

Когда будет завершена пенсионная реформа

— Европа вам поможет…

— Да, только вы должны выполнять определенные правила, вот и все. Люди согласны выполнять эти правила.

— Но мы не под протекторатом.

— А мы должны жить своим умом. У нас нет доброго дяди или тети королевы, которая нам в этой части будет помогать. Итак страховая часть из баллов — это учетные записи, и накопительная часть — полноценные счета, деньги. Сейчас 16 процентов, приходящие в страховую часть, мгновенно уходят на выплату пенсий, еще и не хватает. Не хватает ежегодно порядка трех триллионов рублей. И происходит достаточно быстрый рост дефицита.

Он закрывается трансфертами из федерального бюджета в силу закона, но он действительно быстро растет. Для 2016 года — это три триллиона двести миллиардов.

Последняя составляющая, которая начала развиваться в 1992 году, — система частных пенсий. Большая часть накоплений, которые на сегодняшний день существуют в частной системе, накопленной уже без усилий со стороны государства, а скорее — вопреки действиям государства — это средства работодателя за своих работников. Следствие финансирования так называемых корпоративных пенсионных программ. То есть — дополнительная пенсия.

— Когда реформы будут наконец-то завершены?

— В целом реформа будет завершена, когда государство наконец определится с частными составляющими, а государственная составляющая будет достойного уровня. Нормы достойности определены еще в середине прошлого века в мировом масштабе. Россия их прекрасно знает, но сегодня наша пенсия таковой не является, ей далеко еще до этих этих нижних границ.

Добиться этого можно, к сожалению, только одним способом. Рецепт известен — повышение производительности труда. Ведь источником формирования госпенсии является заработок.

Сейчас — средняя зарплата порядка 30 тысячи рублей, а средняя пенсия — 10 тысяч. Средний гражданин, прекращая трудовую деятельность, втрое теряет доход. Это — недопустимая ситуация, поэтому приходится констатировать, что все меры, которые сегодня принимаются, носят декоративный характер. Они являются популистскими.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить