Банки будут рекламировать сами себя

Рекламу кредитной кабалы ограничат

 

Будет запрещено с 22 июня рекламировать кредитные услуги лицам, которые к ним не имеют отношения. А с 1 июля рекламировать вообще смогут только юридические лица, то есть сами кредитные организации. Эксперты считают, что это связано с целым рядом факторов, главные из которых — закредитованность россиян и безответственность некоторых банков.

Юридически это выглядит так. С 22 июня 2014 года вступают в силу поправки в Закон "О рекламе", регулирующие рекламу услуг, связанных с предоставлением, пользованием и погашением кредита или займа гражданам и организациям, которые не ведут профессиональную деятельность по представлению кредитов, запрещено их рекламировать. Речь идет, в том числе, о расклейке объявлений, установке рекламных баннеров и "зазывалах". Ответственность за размещение такой рекламы будет нести тот, кто ее распространяет, а не банк, который, собственно, и рекламируют.

А с 1 июля 2014 года вступают в силу поправки к Закону "О потребительском кредите (займе)", согласно которым рекламировать кредиты для населения вправе только юридические лица (кредитные организации, а также некредитные финансовые организации и индивидуальные предприниматели). Штрафы за эти нарушения серьезные, до полумиллиона рублей. Вот такие изменения.

Pravda.Ru уже не раз, подробно, с комментариями экспертов и банкиров обращалась к этой теме, все публикации без труда можно найти через поиск на нашем сайта. Автор этих строк перечитал их и убедился, что в пресечении кредитной российской вольницы, которой и служат вышеописанные законы, заинтересованы сами банкиры. Они отдают себе отчет в необходимости прикрытия кредитной "вольницы" — чрезмерная либеральность в этой сфере наносит вред и населению, и банкам. Кредитный бум дошел до такой степени, что стал на руку лишь коллекторам, зарабатывающим на чужой беспечности и безответственности.

Читайте также: Коллекторы отбили себе все кулаки

В какой-то мере оба этих закона, применяемые вместе, смогут повысить ответственность банков за свою деятельность и отворотить россиян от излишних кредитов. Ведь теперь будет запрещено привлекать в кредитную рекламу каких-то "левых" людей и чисто рекламные конторы, которые иначе как мутными и не назовешь…

У меня на памяти показательный случай с хорошей знакомой, которой лет восемь назад пришло письмо с вложенной в него картой банка, который называть не буду. Так вот, карта была на 30 тысяч, о чем очень убедительно было написано в "сопроводиловке" в том же письме: "Вам сказочно повезло! Именно Вам (ФИО) был одобрен этот кредит!". Ну как тут не "клюнешь", тем более деньги ей тогда были нужны. В конце концов она погасила кредит, лишь отдав в общей сложности… 90 тысяч!

Ей звонили мужчины с грозными голосами, приходили на дом строгие дамы, банк слал письма чуть ли не с угрозами, нервы ее пришли в полный упадок. Обратилась ко мне — мол, спасу больше нет, проведи, что ли, журналистское расследование, помоги разобраться в чем дело. Провел.

Выяснилось: банк действительно есть, но он якобы не знает, кто прислал моей знакомой замануху в конверте. Звонили ей с угрозами не из банка, а из официального коллекторского агентства. А что за строгие даны приходили, в банке и знать не знают. В общем, сплошной туман. Но с тех самых пор и звонки, и дамы прекратились, Но к этому времени она выплатила банку те самые 90 тысяч. Вот такие дела… Кстати, тот банк, стикерами которого о выгодности его услуг были когда-то заклеены все подворотни, ныне уже благополучно исчез.

"Попытка синхронизировать применение рекламного и банковского законов по времени действительно может быть связана с тем, что степень закредитованности россиян вызывает серьезные опасения у финансовых аналитиков, — рассказал в интервью Pravda.Ru финансовый аналитик компании NordFinans Валентин Эпштейн. — Доступность и простота займов привела к огромному количеству просроченных платежей. Это подрывает банковскую систему, а также влечет серьезные проблемы для самих должников — ведь по их следу идут коллекторы, чьи методы не всегда укладываются в правовые рамки".

Россию захлестнул и бум потребительского кредитования, который нужно если не прекратить, то хотя бы перевести в более или менее цивилизованные рамки. Практически в каждом магазине электроники дежурят сотрудники банков, готовые оформить кредит на покупку техники или иных товаров потребления быстро и без проволочек — чаще всего не нужно предоставлять никаких документов, кроме паспорта. Впрочем, "потребительское кредитование не ограничивается лишь ссудами на покупку телефонов — такой кредит можно получить и деньгами, причем в данном случае речь идет о более крупных суммах", — добавил Валентин Эпштейн.

Читайте также: Занять "до зарплаты" онлайн? ЦБ не против

"Я полагаю, что это связано с увеличением объемов кредитования. В 2012 году, например, объем розничных кредитов увеличился примерно на 39,5 процентов. Рост данного показателя в прошлом году был меньше, но все равно составил весомые 28,5 процентов. По мере увеличения закредитованности населения увеличиваются объемы штрафов за просрочку платежей", — поделился своим мнением с Pravda.Ru аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов, который подчеркнул, что, помимо штрафов за просрочку погашения кредита, заметным доходом банков являются пени за овердрафт и снижение минимального остатка при снятии наличных средств с пластиковых карт.

Банки используют разные инструменты для привлечения заемщиков — широко практикуется, к примеру, рассылка кредитных карт по почте (вспомните случай, о котором вы только что прочитали), в этом случае риск невозврата колоссален, однако банки покрывают его очень высокими процентами по таким займам.

В том случае, сели заемщик добросовестно выплачивает один кредит, ему тотчас присылается предложение взять еще один — банки пишут, что для него уже одобрен кредит на определенную сумму, нужно лишь прийти в отделение и забрать его. И чересчур агрессивная политика банков в этом секторе привела к кредитному буму — закредитованность россиян достигает сегодня небывалых размеров.

Наверное, большинство экономически активных граждан нашей страны хоть раз в жизни, но получали смс-сообщения. Депутаты и задумались над необходимостью запретить банкам использовать такой метод привлечения новых клиентов, поскольку на сегодняшний день закредитованность населения России многие эксперты называют катастрофической. Потому и появились вышеописанные законы…

Читайте также: Банки кормятся штрафами и не давятся

И напоследок несколько цифр. Чтобы оценить реальные масштабы вопроса, в первую очередь заставившего изменить и рекламный, и банковский закон, обратимся к статистике Центробанка, согласно которой в среднем трудоспособный житель страны должен банкам около 113 000 рублей, (около пяти среднероссийских зарплат). Общий объем кредитов, взятых жителями России оценивается в сумму 8,54 триллиона рублей — это составляет почти 14 процентов ВВП. Впечатляет?

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить