Как в России работают банки и банковская система в целом Последние новости из России на сегодня, 14 октября 2014 года

Центробанк должен стать Монетным двором

Владелец IT-компании "Юнит" Юрий Губанов, побывавший в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru, рассказывает о том, как бизнесу работается с современными банками. Также затрагиваются такие темы, как причины масштабной банковской чистки в России, умышленное уничтожение банковского сектора РФ в 90-х годах, новые функции ЦБ и роль Резервного фонда.

Как банковская чистка, отзывы лицензий сказываются на финансовом секторе?

— У простого обывателя, который не зрит в корень, это вызывает в некотором роде панику. Это видно по перетоку финансовых ресурсов из частных банков, коммерческих банков в госбанки. Это нормально. А население в панике. А с точки зрения специалиста, происходят элементарные вещи. Процесс глобализации в мире никто не отменял. Все в одних руках концентрируется. То же самое и в банковском секторе мы видим. Четко идет уничтожение мелких банков, которые не выполняют условий по уставному капиталу или замечены в серых схемах. Их надо убирать с рынка. Это идет во всем мире. И у нас это будет. Мы видим это уже в нефтяном секторе, в газовом, в ретейле — одни X5 Retail Group, "Магнит", "Дикси".

Я не глубокий специалист в финансовой отрасли, но я плотно работаю с банковским сектором, поэтому вынужден интересоваться, понимать, куда мне двигаться, потому что основной бизнес мне дает банковский сектор. И я прекрасно вижу на сегодняшний день всего пять банковских групп. Вокруг них будут сосредоточены все остальные. Это крупнейшие игроки — Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк. Внешэкономбанк в кризис 2008 года поддержал 17 банков. На сайте у них все это можно увидеть. Получается такая большая мощная банковская группа.

То же самое — ВТБ. "Лето банк" отвечает за потребкредитование. ВТБ-24 работает как с физическими лицами, так и с юридическими. У большого ВТБ тоже свой сегмент рынка. У "Банка Москвы" тоже свой сегмент. То есть, это большая банковская группа. Государство оказывает им поддержку, ему удобней управлять большими потоками. На сегодняшний день у нас в России порядка 70 госкомпаний и стратегически важных компаний с господдержкой. Это стратегически важные отрасли. Это все касается безопасности страны - продовольственной безопасности, физической безопасности, экономической безопасности.

Ведь что произошло в начале 90-х, после 1991 года, когда в стране начался хаос. Мы проиграли в холодной войне, и враждебные силы взялись за уничтожение в России банковской системы, которая работала как часы. Да, может быть, качество обслуживания в элементарной Сберкассе для рядового человека желало лучшего. Но система работала как часы. Никаких серых схем не было.

Читайте также: Рублю готовят срочную реанимацию 

— Главный вопрос, как эти большие игры коснутся простого человека-вкладчика? Можно ли вывести средства из банка, у которого отозвали лицензию?

— Есть АСВ компании, страхование вкладов, но там законодательством четко закреплено 900 тысяч. Рекомендация одна — вкладывать не больше 700 тысяч. Рейтинги — общедоступны, абсолютно все видно. Конечно, старушка, которая копила всю жизнь и хранит заначку тысяч 200-300 в каком-то банке, даже не знает, где посмотреть. Я даже не знаю, какую рекомендацию здесь дать. Может быть, заняться их просвещением, повести на курсы. В Москве еще более-менее, а вот в глубинке — полная финансовая безграмотность.

— У нас происходит движение к управлению страной корпорациями по американской модели. Ведь это  жасно. Управление корпорациями убивает все принципы демократического свободного общества.

— А у нас и сейчас ее нет. У нас же — олигархические сообщества. Я вот сейчас пожелаю как владелец одной из компаний пройти куда-то сам по себе - ничего не получиться. Потому что я не принадлежу ни одному из олигархов. Я сам по себе. Мне дорога закрыта. 

— И при этом мы постоянно слышим жалобы банкиров о их бедственном положении и необходимости госпомощи.

— Все плачутся всегда. Любого банкира послушать, прям аж слеза прошибает. Я часто езжу на разные фининсовые форумы. Все плачутся. Всем денег не хватает. Но при этом, если посмотреть на структуру прибылей, на чем и как они зарабатывают, то картина вполне нормальная. Проблемы существуют, но они уже в проценты заложены. Я слышу в кулуарах, с каким дисконтом они продают коллекторским агентствам эти долги. Я считаю, что они не бедствуют.

Читайте также: Отключение от SWIFT - новая "пугалка" ЕС

— Появилась информация, что в России прекратят работу крупнейшие мировые системы MasterCard и Visa. Если они уйдут из России, что будет?

— Как владелец карты Visa, я, естественно, деньги вычистил оттуда. Как специалист по информационным технологиям однозначно могу сказать, что не вижу здесь каких-либо больших проблем. Технологии известны, они понятны. Если мне память не изменяет, из Росбанка в Центробанк перешла Ольга Скоробогатова, которая как раз решает этот вопрос. Она профессионал высокого уровня. У нас есть мозги, есть все ресурсы для того, чтобы это сделать. С технической точки зрения это несложно.

— Экономика сейчас находится в некотором замедлении. Возможно, что банки будут закрываться без отзыва лицензии, а просто сами по себе?

— Возможно. Сейчас очень много банкиров, владельцев банков бегают по рынку и ищут, кому бы продаться. Лично я десятка два таких знаю. Я им говорю: Ребята, депозиты, вклады привлекаете, даете кредиты. Это — не серьезно уже. Вы должны создавать какие-то финансовые структуры. То есть в центре стоит банк, вокруг сервисные компании — аудиторская компания, бухгалтерское сопровождение, юридическое сопровождение, консалтинг и так далее. То есть банк должен быть не просто банком, а центром финансово-сервисной группы. И я пытаюсь достучаться до многих банкиров. Потому что мне, как специалисту по информационным технологиям, владельцу одной из крупнейших компаний, выгодно войти в такие сообщества. А просто быть банком, если там у него капитализация до 3 миллиардов, это уже мелочь. Действительно, они все уйдут в небытие.

— Специалисты "Альфа-банка" подсчитали, что для нормального функционирования банковского сектора в России нужно максимум 500 банков. Вы согласны с этой цифрой?

— Полностью согласен. Этого достаточно. Примерно по два региональных банка в каждом регионе. Остальные федеральными банками будут. Но региональные нельзя убивать — это однозначно. Сейчас беспокоит тенденция, что убивают региональные банки. Это неправильно. Потому что никто лучше них не знает специфику. Потому что федеральный банк приходит с позицией: я хочу больших и толстых клиентов. А кто будет обслуживать предпринимателей, у которых годовой оборот до 10 миллионов. Они им не нужны. Они на них внимание не обращают. А это тоже предприниматели. Да, у них маленький бизнес, оборот. Это копейки для ВТБ или "Альфа-Банка". А для регионального банка тысячи таких — это уже большие деньги. И он работает с ними, разрабатывает специальные программы, он живет на них.

Читайте также: Рекламу кредитной кабалы ограничат

— И малому бизнесу эти банки помогают выживать и развиваться. Но для поддержки малого и среднего предпринимательства у нас слишком дорогие кредиты.

— У меня своя оригинальная позиция. Моей компании в декабре исполняется 20 лет. При этом я не брал ни одной копейки кредитов. Это моя принципиальная позиция: не брать ни одной копейки кредитов. Нужно выстраивать бизнес так, чтобы выйти без кредитов, без каких-либо инвесторских денег, без ничего. Единственное, чем я грешил — отсрочкой платежей за какой-либо товар. Когда идут интеграционные процессы, идет отгрузка серверов, компьютеров, оргтехники, может быть отсрочка какая-то на неделю-две, максимум - месяц, но не больше. Вот этим я грешил. Но не более того. А большинство компаний рассматривают свой бизнес именно с условием, что надо взять кредит.

Я здесь опять же не переживаю. Потому что недавно приняли закон — сделали мегарегулятор из Центробанка. Это очень серьезная вещь, политически очень мощная. По большому счету, следующий шаг будет по превращению Центробанка просто в РКЦ — Монетный двор. И это правильно. Потому что, по Конституции, можно сделать вывод, что Центробанк — это частный банк, который не подчиняется правительству. А Путин своим указом подчинил его правительству. По идее, теперь он должен вытащить все ценные бумаги, все деньги, которые лежат, в том числе и резервный фонд.

Потому что, по большому счету, мы, как побежденная в холодной войне страна, просто платили, складывали деньги в резервный фонд, фонд будущих поколений. Это же просто оброк, по-другому я это назвать не могу. Деньги идут в резервный фонд и лежат без дела, без толку. Вместо того, чтобы инвестировать в свое производство, технологии, развивать реальную экономику… Надо заниматься глубокой переработкой. А мы складываем деньги в фонд будущих поколений. Смешно. Я надеюсь, что деньги будут вкладывать в реальный сектор экономики.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Обсудить