Красная цена лососю - 100 рублей

Одна из самых серьезных продовольственных проблем в стране - это обеспеченность населения отечественной рыбой. И это при том, что Россия богата рыбными ресурсами. Все упирается в логистику, изношенность судов и законодательство. О проблемах рыбопромыслового флота России Pravda.Ru рассказал начальник управления эксплуатации портов и флота ФГУП "Нацрыбресурс" Александр Аунс.

Средний возраст флота - более 30 лет

- Правда, что у нас сейчас плохо с рыболовными судами - старых нет, а новые негде строить, потому что одни верфи закрыли, другие работают для военных? Хватает ли их, чтобы накормить россиян рыбой? 

- Конечно, хватит. На сегодняшний день в России зарегистрировано примерно 2000 судов рыбопромыслового флота. Он включает в себя непосредственно маломерный флот, рыбодобывающие суда, рыбообрабатывающие, рыбоперерабатывающие, суда рыбодоставки и вспомогательного флота, которые занимаются обслуживанием.

Есть танкеры, которые заправляют топливом суда, находящиеся в море на промысле, суда портофлота, которые работают в рыбных терминалах морских портов, буксиры, бункеровщики, лоцманские и другие небольшие суда. 

Но проблема заключается в том, что средний возраст флота - более 30 лет, а нормативный средний срок службы судна - примерно 20-22 лет. Конечно, возраст флота влияет на безопасность мореплавания, техническое оснащение, которое в свою очередь сказывается на выработке рыбопродукции и ее качестве. Из-за большого возраста судна с каждым годом увеличиваются затраты на его поддержание. 

В советское время флот строился в основном в республиках бывшего соцлагеря: Польше, Югославии, ГДР и Украины. И был целый комплекс рыбного хозяйства СССР, включающий рыбные порты и судоремонтные заводы. После приватизации 90-х годов весь флот перешел в частные руки, за исключением небольшого количества судов, которые остались у государства. Все судоремонтные заводы рыбной промышленности также были приватизированы. 

Серьезная проблема - в старении флота. На сегодняшний день практически не осталось ни одного судоремонтного завода на Дальнем Востоке, так же на Севере, которые бы принадлежали государству. Бывший завод в Петропавловске-Камчатском сейчас представляет жуткое зрелище. И все они оставляют очень ужасное впечатление, ремонтно-строительные производства полностью разрушены.

Поэтому рыбопромышленники вынуждены ремонтировать суда за границей. У нас же еще есть и проблемы отсутствия запасных частей и доков для рыбопромыслового флота. 

После приватизации все эти заводы переквалифицировались в порты. Сейчас на их причалах перегружается лес, контейнеры и прочие грузы. Остаток флота - примерно 50 судов - находятся в собственности государства. Это - суда научно-исследовательского флота, которые принадлежат научным институтам рыбного хозяйства и океанографии, суда аварийно-спасательных отрядов, и часть судов находится в портах для обслуживания на рыбных терминалах, оказывают услуги по швартовке, доставке каких-то грузов. Есть и несколько судов рыбопромысловых, которые сейчас находятся в промысле, добывают рыбу. 

Также есть проблема незаходящих судов. Очень много судов, которые закуплены за границей в последние 10-20 лет, так и находятся за границей без захода в российские порты, чтобы не платить большие таможенные пошлины, НДС. Допустим, средний траулер рыболовный стоит около 30 миллионов долларов США, большой траулер - это от 60 до 100 миллионов. Если судно заходит в Россию, то надо заплатить таможенную пошлину - где-то 5 процентов, плюс НДС - 18 процентов, получается уже 23 процента - четверть стоимости судна. Не каждая компания потянет вот такой груз. 

Даже наше государственное унитарное предприятие, когда получило два судна, построенные на Украине, тоже было вынуждено более 10 лет держать их в норвежском порту, чтобы снизить балансовую стоимость до приемлемой. Конечно, это очень сложная и большая проблема на сегодняшний день. Но выход есть. В России существует два государственных реестра регистрации судов. Это - государственный реестр регистрации морских судов и специальный международный судовой реестр регистрации судов. 

Он для того как раз был сделан, чтобы наши судовладельцы могли судно, закупленное за границей, ввезти в Россию. Зарегистрировавший судно в международном судовом реестре судовладелец освобождается от оплаты НДС, таможенной пошлины, платы налога на имущество и на постройку судна. В федеральном законе Кодекс мореплавания указан ряд судов, которые могут этим пользоваться. Это - суда, занимающиеся перевозками между иностранными портами, буксировками, научными исследованиями и другие, а рыболовных судов там нет. Этот пункт необходимо ввести в законодательство Российской Федерации, чтобы эта проблема была снята.

Цены рыбы

- У Минсельхоза Росрыболовства есть право законодательной инициативы. Там понимают проблемы и что-то делают для улучшения нормативно-правовой базы? 

- Да, но Федеральное агентство по рыболовству входит в состав министерства сельского хозяйства, и только в прошлом году в минсельхозе был создан департамент рыбного хозяйства и руководитель агентства стал заместителем министра сельского хозяйства. Думаю, что повышение статуса руководителя Росрыболовства и открытие департамента позволит все-таки на законодательном уровне решить вот эти вопросы. 

- Здесь есть и межведомственная проблема: с одной стороны, корабли - это минтранс, с другой, вы - минсельхоз. Вы - пасынки у минтранса? 

- Мы не пасынки у минтранса, но проблема, конечно, есть. Поскольку система сельского хозяйства это, в первую очередь, земледелие и животноводство. Если министр сельского хозяйства начнет говорить про морской кодекс, его могут не понять. Поэтому очень сложно, но я думаю, что этот вопрос будет решаться совместно с министерством транспорта. 

- Есть взаимопонимание? 

- Да, как раз с приходом нового руководства Росрыболовства и назначение заместителя министра транспорта Олерского В.А. руководителем Росморречфлота такие вопросы, надеюсь, совместно будут решаться, будет совершенствоваться нормативная база. Главная цель - строительство нового флота, закупка флота за границей, обновление флота.

Рыбопромысловый флот на сегодняшний день составляет 80 процентов всех основных фондов рыбохозяйственного комплекса России и вырабатывает более 90 процентов рыбопродукции, которая идет на стол народу. Пока рыбы в принципе достаточно, но если мы не будем относиться к вопросу обновления флота, то через 5-10 лет российскую рыбу придется добывать иностранными судами и закупать у иностранных компаний.

Надо серьезно проверить и пересмотреть систему выделения квот на вылов ВБР, которые планируется распределять в 2018 году по историческому принципу. На сегодняшний день существует много компаний, которые имеют квоты, но фактически не имеют судов. Имеют только бумаги на суда, допустим, свидетельства о праве собственности. 

Все берега Курильских островов, Камчатки завалены остовами вот этих судов. Затопленных судов очень много и в портах. Поэтому тут надо разобраться. При выдаче квоты надо требовать документы Российского морского регистра судоходства, что судно имеет действующий класс Регистра. Тогда можно выдавать квоты.

- Часто можно слышать жалобы на дороговизну. Как складывается цена рыбы? 

- Вопрос цены в том, что 70 процентов всей рыбопродукции идет с Дальнего Востока. Рыба лососевых пород продается на сегодняшний день где-то в пределах доллара за килограмм, как за границу, так и на местный рынок. Т.е. за 70-80 рублей рыбаки продают ее прямо в море. Перевозка в порт плюс 8 рублей, плюс перевозка до Москвы - 10 рублей, все вместе с хранением и перегрузкой 20 рублей максимально.

Сто рублей за килограмм должна стоить рыба в центральной части России, а рыба типа минтай, сельдь - еще дешевле. Но это зависит не от рыбаков, и Росрыболовство не может влиять на регулирование цен, это - торговля. 

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал

Саид Гафуров


"Новый рыболовный флот — основа возрождения отрасли"
Комментарии
Комментарии

Для российских "критиков режима" гораздо важнее подавать ситуацию вокруг российской олимпийской сборной именно как политическую. Ну, то есть, еще одно подтверждение "давления Запада", которое только "нарастает". Что противоречит заявлениям западных чиновников и журналистов - мол, мы исключительно за чистоту спорта. А политическую карту как раз Кремль разыгрывает, внимание отвлекает.

Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада
Комментарии