"Качество продуктов катится в пропасть" — эксперт

Качество еды: Почему западный опыт бессилен

Поговорка "человек роет могилу собственными зубами" традиционно касалась чревоугодников. Но может стать универсальной, учитывая состав продаваемых в магазинах продуктов. Недавно правительство утвердило Стратегию повышения качества пищевой продукции на период до 2030 года. Поможет ли это повысить качество и не приведет ли к взлету цен на продукты? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал директор экспертного департамента некоммерческого партнерства "Росконтроль" Максим Рудаков.

Утвердив этот документ, государство признает, что качество продуктов питания низкое и его надо повышать?

— Любая стратегия, как правило, принимается по результатам какого-то большого анализа, большой аналитической работы, часто на это уходит даже не несколько месяцев, а годы. Но прочитав конкретно эту Стратегию качества, мы не увидели там ни стратегии, ни качества, к сожалению. В нашей стране много лет уже так устроен государственный подход к качеству и безопасности продуктов, что априори предполагается, что с безопасностью проблем нет.

Последние 15 лет у нас действует Закон о техническом регулировании, мы шли долго и вошли в Таможенный союз. Много изменений в законодательстве произошло также в связи с вступлением в ВТО. Предполагалось, что государство должно контролировать исключительно безопасность продуктов. Оно должно гарантировать гражданам, что товар безопасен. Нынешняя стратегия принята с предположением, что с безопасностью товаров у нас все хорошо.

Качество находилось и пока что находится за рамками государственного надзора. Госконтроль строится в двух плоскостях. Первая плоскость — когда товар еще не попал на рынок, нужна обязательная оценка соответствия, сертификация, декларирование соответствия. После того как товар попал на рынок, контроль осуществляет Роспотребнадзор.

Качество в рамках надзорных мероприятий государственными органами не проверяется. И в этой Стратегии вообще не учтен вопрос того, что у нас на дорыночной стадии огромные проблемы. С 2010 года отменена обязательная сертификация пищевой продукции, существует так называемое декларирование соответствия. Производитель сам декларирует, что его продукция соответствует обязательным требованиям, иными словами, говорит: моя продукция безопасна, поверьте.

— И ему верят?

— Он сам расписывается, ставит печать, подает бумагу — все, он на рынке. Да, ему верят, и это, на самом деле, по-своему правильно, это международный подход. Но в мире такая система легкого доступа на рынок работает только в одном случае — если на самом рынке любая твоя ошибка, любое несоответствие приведет к потере бизнеса, потому что разоришься на штрафах не только в бюджет, но и потребителям, плюс это поставит крест на репутации бренда.

Там в этом плане постоянный контроль со стороны государства и общества. В нашей стране такой системы отношений не сложилось. Поэтому европейский опыт положили на неправильную почву, и получилось то, что получилось. У нас нет эффективного дорыночного контроля. На рынок с легкостью может попасть что угодно, и там контроля фактически нет. То есть, сам себе разрешил; сделал, как проще и выгодней, и сам продал.

— И никто это не проверяет?

— Вот именно. Есть Закон о защите прав юридических лиц, который ограничивает плановые проверки тремя годами. "Кошмарить" бизнес нельзя. Но все-таки "Росконтроль" в последние два года очень плотно проводит проверки именно в пищевом сегменте. И по результатам этих проверок несоответствие обязательным требованиям — не меньше 50 процентов! Нарушаемые технические регламенты касаются как раз безопасности и обязанности не вводить в заблуждение потребителей.

Качественные характеристики должны вывести добросовестных производителей в лидеры рынка. В мире это в основном работает. А у нас понятия добросовестной конкуренции даже не существует, есть мутная вода — недостатки дорыночного и рыночного контроля. Большие проблемы с кошельками у людей приводят к тому, что если работать по-честному, то можно закрывать предприятие, увольнять людей… Потому что цены поднимаешь — никто не покупает. Господдержки тоже нет — нет стимула никакого для того, чтобы двигаться в этом направлении.

— "Химию" производить намного дешевле?

— Та химия, которая чаще всего используется в производстве пищевых продуктов, в основном разрешена. Пищевых добавок много, большинство из них разрешены, но есть нюансы. Для каких-то молочных или мясных продуктов использование тех или иных добавок запрещено. Но если это не написано на этикетке, а в рамках государственного контроля не проводятся исследования по широкой программе, то выявить это практически невозможно. А если даже и выявили, то штрафы не сильно пугают, хотя недавно они были подняты.

— Сами потребители в принципе могут заставить производителей нормально работать, повышать качество?

— Теоретически могут, но не хотят. Сейчас сложилась ситуация, когда все ничего не хотят. Хотя все понимают, что мы катимся в пропасть, но никто ничего делать не хочет. Самое первое — нужно захотеть. Конечно, прежде всего это касается правительства, региональной и местной власти. Дальше нужно начать работать. Есть очень много предложений от нас и наших коллег, тех, кто готов участвовать в решении этой проблемы. Это очень длительная кропотливая работа.

Подготовил к публикции Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *