Индия сама вытеснит Россию со своего рынка вооружений

Индия , давний партнер России по военно-техническому сотрудничеству , сегодня все больше и больше ориентируется на западную военную технику. Это не новость, но каждый новый шаг Индии в сторону американской, израильской, китайской и французской техники больно воспринимается в России.

Сейчас в Дели как никогда серьезно рассматривают возможность укрепления своих ВВС с помощью американских многоцелевых истребителей F-16 и F-18 . США дали официальное согласие на участие в конкурсе на поставку в Индию 126 истребителей, которыми индийцы планируют заменить стоящие у них на вооружении самолеты МиГ-21 .

Также США выразили готовность обсуждать с Индией более фундаментальные вопросы, в том числе в таких ранее закрытых сферах, как командование и управление войсками, системы раннего предупреждения и противоракетная оборона. Кроме того, Индия получила от американцев целый пакет конкретных предложений по расширению сотрудничества в военно-технической, атомной и космической областях, о чем заявлял официальный представитель МИД республики Навтедж Сарна.

Для России главным в этой ситуации является тот сигнал, что Индия кардинально меняет свои ориентиры в военно-техническом сотрудничестве (ВТС). Ранее эта страна считалась одним из основных российских партнеров по ВТС. С 1960 года объем ВТС между двумя странами составил $33 миллиарда. Бронетанковая техника, самолеты, корабли, ракетная техника, средства ПВО — да мало ли чего еще СССР, а впоследствии и Россия поставляла в эту страну. Кроме того, российские и индийские специалисты совместно разрабатывают новые системы вооружения.

Но теперь российский поток вооружений в Индию разбавляется поставками израильских, французских, американских и китайских компаний. Причем по объемам заключенных контрактов нас теперь опережают даже израильтяне.

Как бы не было горько, но это логичный процесс. Россия за годы распада и реформ в значительной степени растеряла свой экономический и научно-технический потенциал. Это не могло не привести к снижению конкурентоспособности российской техники на внешних рынках.

По словам профессора Академии военных наук, члена Совета по внешней и оборонной политике, генерал-майора запаса Павла Золотарева, "у нас, к сожалению, позиции слабы по многим параметрам". Золотарев приводит пример с Китаем, который также является крупным рынком сбыта российских вооружений. "С одной стороны, мы поставляем технику в Китай. Но электроника у нас отстает. И наземное оборудование Китай потихоньку начинает закупать у тех же американцев", — сказал ПРАВДЕ.Ру Золотарев.

"При этом американцы не дают европейцам ничего не поставлять (вооружения в Китай — прим. ред.) — эмбарго , говорят. Но сами потихоньку туда внедряются", — заметил профессор. Стоит добавить, что это обычная практика американцев. Напомним, еще в 2003 году США активно протестовали против продажи Израилем новейших комплексов ПВО Индии, мотивируя тем, что "эта сделка может спровоцировать обострение индо-пакистанского конфликта". Два года спустя ничто не помешало американцам предложить Индии свои зенитно-ракетные системы "Patriot".

Не может не тревожить то, что практически во всех контрактах последнего времени, где речь шла о поставке российской высокотехнологичной техники, индийцы настаивали на том, чтобы на ней стояло бортовое радиоэлектронное оборудование производства третьих стран.

По общепринятому мнению, контракт по Су-30МКИ состоялся лишь благодаря тому, что к участию в нем были приглашены Франция и Израиль, да и сама Индия установила на российскую машину часть оборудования собственного производства.

"Конечно, в ситуации, когда, мы поставляем свою технику с импортной начинкой, почему бы (покупателям — прим. ред.) сразу не брать оттуда же самолеты?", — спрашивает Золотарев.

Имидж российского оружия за рубежом сильно подкашивает резкое падение качества. По данным компетентных источников в Минобороны РФ, которые приводили эксперты "Независимого военного обозрения", рекламации на продукцию военных предприятий внутри России выросли в 10 раз, а за рубежом — в 20 раз!

По словам Золотарева, начал сказываться тот фактор, что на мировом рынке вооружений пользуется спросом только та техника, которая принята на вооружение и активно эксплуатируется. "Мы в силу экономических ограничений, для своих вооруженных сил ее (новую технику — прим. ред.) не закупаем, у нас в войсках она не эксплуатируется. Ведь когда техника эксплуатируется в войсках, волей-неволей вскрываются недостатки, она совершенствуется и так далее", — говорит Павел Золотарев. Но пока у нас выходит так, что недостатки вооружений вскрываются уже там, куда технику продали.

"Конечно, это наносит ущерб. Ведь наш оборонно-промышленный комплекс фактически существует только за счет экспорта. А конкурентная борьба идет между двумя ведущими экспортерами — Россией и США", — говорит Золоторев. "Наши позиции здесь чем дальше, тем слабее", — заключает он.

Отметим, что бытовавший ранее тезис о дешевизне отечественной техники, за счет чего она ранее имела популярность в развивающихся странах, постепенно теряет свою актуальность. Во-первых, как упоминалось, иностранные заказчики все чаще требуют установки электронного оборудования сторонних производителей из Европы и Израиля, что удорожает технику. Во-вторых, производительность труда в России ниже, чем в развитых странах, издесь не всегда "выручает" более низкая его стоимость.

Да и те же американцы находят приемлемые ценовые решения для своих партеров, поставляя им подержанную технику. Как напомнил Золотарев, именно так американцы строят отношения с Польшей.

Впрочем, некоторые сферы мирового рынка вооружений Россия пока удерживает. В частности, благой вестью звучит готовность Индии подписать с Россией контракт на поставку 400 танков Т-90С . Что характерно, даже на наши танки индийцы потребовали установки французских приборов наблюдения.

"С другой стороны, действительно танки у нас пока превосходные", — уверен Павел Золотарев. Развитие бронетанковой техники идет не такими быстрыми темпами, как авиации. Поэтому научно-технический задел, оставшийся с советских времен еще будет востребован на мировых рынках. Но недолго. Без новых НИОКР и массовых закупок новой техники российской армией доверие к нашему оружию будет утеряно навсегда.