Россия, Украина и ВТО: наперегонки друг с другом к сомнительной цели

Россия и Украина, похоже, затеяли настоящую гонку, финишем которой является членство во Всемирной торговой организации ( ВТО ). Что касается Украины, то ее галоп в этом направлении не является чем-то неожиданным. Когда во время прошедшей президентской кампании определились два фаворита, стало очевидно, что если победит Виктор Ющенко , люди, которых он приведет с собой, будут саботировать участие Украины в Едином экономическом пространстве ( ЕЭП ), но попытаются любой ценой в кратчайший срок вступить в ВТО. Предчувствия не обманули наблюдателей. Еще 3 февраля, накануне утверждения состава нового украинского правительства, предельно ясно ближайшие планы пришедшей к власти команды выразил в интервью журналистам вице-премьер по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук.

Смысл его заявления состоял в том, что ЕЭП интересует Киев только как зона свободной торговли без изъятий и ограничений, что позволяет Украине получать российские энергоресурсы по приемлемым ценам и одновременно иметь доступ на российский, белорусский и казахстанский рынки для сбыта собственной продукции. Основной мотив форсирования решения вопроса о членстве в ВТО тоже не скрывался. Главная выгода, по мнению Рыбачука, заключается в том, что страна, которая первой вступит во Всемирную торговую организацию, "может выставлять определенные условия стране, которая еще не вступила". Под этой последней подразумевается, естественно, Россия. Следовательно, уже в феврале стало очевидно, что Киев в качестве приемлемого рассматривает и вариант вступления "любой ценой", учитывая намеченные сжатые сроки.

О цене

Переговорный процесс Украины с ВТО, как и аналогичный российский, не является открытым, поэтому оценивать его ход можно только по отрывочным заявлениям, разного рода утечкам и разрозненным комментариям. Тем не менее, шила в мешке не утаишь... О первых "прорывах" в переговорном процессе стало известно незадолго до первой встречи российского президента с новоназначенной украинской главой правительства, то есть еще в начале весны. На самой встрече, ставшей днем знакомства Владимира Путина и Юлии Тимошенко, украинский премьер-министр сама затронула тему ЕЭП, тогда как российский президент отвечал уклончиво и крайне осторожно, что казалось странным и непонятным.

Причиной такой осторожности Путина были первые инициативы Тимошенко в области тарифного регулирования и ход переговоров Киева с ВТО. Во время "мясного кризиса", одного из первых при новой власти (позже были — бензиновый, сахарный, газовый), Юлия Владимировна приняла решение резко снизить импортную пошлину на ввозимое в страну мясо. Тогда же стало известно, что ввозная пошлина на этиловый спирт на Украине после ее присоединения к ВТО в соответствии с двусторонним протоколом Украины с ЕС составит 0%, тогда как, например, в России превышает 8%. Вместе с тем понятно, что Единое экономическое пространство — зона свободной торговли без изъятий и ограничений — не может существовать, если одна из стран-участниц является, по сути, "черной дырой", пробоиной, через которую на общий для четырех стран рынок устремится дешевый импорт, а это в свою очередь приведет к снижению доли отечественных производителей товаров и услуг внутри страны, а значит и к сокращению рабочих мест.

Просочившаяся в конце марта информация о результатах переговоров о вступлении Украины в ВТО подтвердила подозрения, что "правительство народного доверия" не слишком озабочено судьбой отечественного производителя. Кроме того, стало очевидно, что решение о ликвидации свободных экономических зон и территорий приоритетного развития — одно из условий присоединения страны к этой международной организации. Новое киевское руководство до такой степени хочет вступить в ВТО раньше России, что ради достижения этой цели готово угробить стратегически важные предприятия базовых для Украины отраслей: металлургии, ракетостроения, самолетостроения, судостроения, пищевой промышленности. Однако с таким подходом не согласна сторона, которой командой Ющенко отведена роль пострадавшей. Именно этим были обусловлены такие страсти (вплоть до рукопашной), которые кипели в Верховной Раде во время принятия законов, необходимых для вступления в ВТО.

На сегодняшний день

Ситуация на сегодняшний день по разным данным следующая... В соответствии с тарифным предложением, предполагается уменьшение ставки ввозной пошлины на сельхозпродукцию до 12,53 %. На сегодня отечественный товар занимает 93% рынка продуктов питания Украины. Такая ситуация является довольно уникальной — по данным From-ua.com, на рынках других стран их отечественная продукция составляет 60-70%. Этот же украинский интернет-ресурс приводит другие, ставшие ему известными условия присоединения. Средняя ставка таможенной пошлины на продукцию легкой промышленности, которую выторговали украинские переговорщики, — 5,97 %. Ставки таможенной пошлины на продукцию химической промышленности Украина обязалась уменьшить до 5,73 %, что близко к "нулевому варианту". Что касается металлургии, то украинские переговорщики присоединились к "секториальному соглашению" по стали, что означает уменьшение ставки ввозной пошлины до нулевой. Продукция двух последних отраслей — химической промышленности и металлургии — является в последние годы основой украинского экспорта, дающего большую часть валютных и бюджетных поступлений. Одновременно с этим обе отрасли являются энергоемкими, и себестоимость их продукции напрямую зависит от цены на импортируемый, в том числе из России, газ. Новая украинская власть отличилась и в этом смысле, ухудшив условия получения газа из России в счет транзита в Европу, отменив долгосрочные соглашения, заключенные правительством Виктора Януковича, доведя ситуацию до газового кризиса.

Что поразительно, все вышесказанное не лишает команду Ющенко оптимизма, не снижает энтузиазма. Напротив, переговоры преподносятся как успешные, а аргументы остаются прежними. Вице-премьер по евроинтеграции Олег Рыбачук уверен, что Украина не только вступит до конца года в ВТО, но еще перед этим добьется получения статуса страны с рыночной экономикой. Министр промышленной политики Украины Владимир Шандра заявил недавно в интервью информационно-аналитическому порталу рынка металла и строительства ugmk.info: "В ВТО сейчас участвует 148 стран и если будет 149-й Украина, то это станет огромным плюсом для нашего государства. Главное, чтобы Украина вошла в ВТО раньше, чем Россия, поскольку тогда мы сможем диктовать ей условия, а не она нам".

Кабинету министров Украины удалось провести через Верховную Раду 7 из 14 законов, необходимых для вступления страны во ВТО. В частности, Рада приняла законопроект о защите интеллектуальной собственности и уравняла в статусе филиалы иностранных кредитных организаций с украинскими, против чего насмерть бьются российские переговорщики. Остальные законы будут рассмотрены украинскими парламентариями осенью. Президент Ющенко выразил надежду, что оставшиеся поправки Раде удастся принять в октябре текущего года. Если это произойдет, то Украина сможет присоединиться к ВТО на декабрьской министерской конференции ВТО в Гонконге. Вступая во ВТО, Украина откроет для иностранного капитала многие сегменты рынка — в частности, агропромышленный и лесобумажный, а также обнулит импортные пошлины на товары мебельной и легкой промышленности и металлургии.

Как Китай или как Киргизия?

Опыт вступления во Всемирную торговую организацию некоторых бывших советских республик (Киргизия, Молдавия, Грузия) свидетельствует о том, что легко и непринужденно в ВТО вступают страны, которым нечего терять или которых не интересуют последствия. Особенно показателен в этом смысле пример Киргизии. Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин описывает вступление этой страны в ВТО следующим образом. Киргизия, по мнению Делягина, вступила в ВТО "чуть ли не за один день, после чего даже те "жалкие отрасли", которые теплились, прекратили свое существование". В итоге Киргизия была вынуждена впервые в истории прийти в ВТО с требованием изменить условия вступления. После чего "бедных киргизов стали кормить грантами, а когда они кончились, то в стране случилась революция", — заявил недавно Делягин на заседании "Меркурий-клуба".

Альтернативная стратегия — китайская. Директор Института Европы РАН Николай Шмелев так описывает стратегию Китая. Эта страна, как отметил Шмелев, готовилась к вступлению в ВТО в течение 15 лет. Н. Шмелев сообщил, что была создана колоссальная экспортная экспансию, причем, не сырьевая: вначале Китай экспортировал продукцию легкой промышленности, а сейчас уже -высокотехнологичную. "Завоевав твердые позиции на ведущих мировых рынках, КНР может себе позволить уступить долю внутреннего рынка, чтобы сохранить масштабы и интенсивность своей экспортной экспансии", — резюмировал он.
Очевидно, что украинская стратегия присоединения к ВТО, с учетом обозначенных выше условий, максимально близка к киргизской, и меньше всего в ней китайских "черт".

Дурной пример заразителен?

В начале года директор департамента торговых переговоров Министерства по экономическому развитию и торговли (МЭРТ) России Максим Медведков на заседании Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности и предпринимательству заявил о существовании технической возможности завершения переговоров о присоединении России к ВТО в текущем году. Глава МЭРТ, начальник Медведкова Герман Греф, говорит (особенно в последнее время) о том, что Россия вступит в ВТО до конца года, как почти о решенном деле.

Судя по всему, темпы Украины напугали Кремль и теперь Москва пытается придти к финишу не позднее Киева. В сложившейся ситуации идеальным вариантом было бы одновременное вступление в ВТО Украины и России на согласованных друг с другом и приемлемых для обоих государств условиях. В том случае, если бы отношения Москвы и Киева были дружескими, не было бы большой беды и во вступлении по одному. Вступившая ранее страна не только не стала бы ставить палки в колеса и выкручивать руки кандидату на вступление, но и оказала бы все возможное содействие, чтобы облегчить процедуру для своего партнера. К сожалению, с нынешней киевской командой такой вариант полностью исключен.

Решимость, с которой Киев движется к выбранной цели, не оставляет Кремлю практически никаких шансов не столько даже защитить свои интересы, сколько предостеречь соседнюю страну от непоправимых последствий для нее самой. Неплохо было бы, конечно, вступить в ВТО одновременно с Украиной, на приемлемых для себя условиях, теперь уже точно без согласованной с украинской стороной политики в этом вопросе. При таком варианте — трудном, но не невозможном — все уступки Киева оказывались бы напрасными. Однако ради достижения этой цели России придется уступать и возможно не только по экономическим вопросам. Здесь важно учесть все плюсы и минусы, и очень хочется верить, что руководство страны это сделает, а не возьмет пример с Киргизии и Украины.