Каждый третий - псих

Михаил Григорьевич, как сегодня обстоят дела с психическим здоровьем свердловчан?

 

– Давайте начнем с вещей глобальных. Стоит говорить не просто о здоровье свердловчан или россиян, а о психическом здоровье всего населения Земли. Дело в том, что современный темп жизни, ее ритм, ее технологизация предполагают давление на психику. Жизнь приобрела совсем другую окраску, чем 45, 30 или даже 15 лет назад. Люди в большинстве своем оказались к этому не готовы. Конечно, есть и те, кто сумел в этот мир вписаться. Это, в основном, люди молодого возраста. Однако общество сегодня развивается настолько быстро, что в течение жизни одного поколения происходит несколько глобальных технологических перемен. И через несколько лет, тем молодым людям, кто считает себя сегодня адаптированными к обстоятельствам, снова придется приспосабливаться.


Психика человека – это такая тонкая вещь, которая первой реагирует на любые неблагоприятные воздействия. Неврозами и депрессиями мы расплачиваемся за право жить в цивилизованном технологическом обществе.
Ну, а что касается нашей области, я бы не сказал, что мы чем-то выделяемся на общем фоне. Если же говорить о России в целом, то, к сожалению, в нашей стране достаточно высокий уровень самоубийств.


Главная причина в том, что наступление новой политической эпохи для многих людей означало потерю идеалов, нравственных ориентиров.


Когда старое разрушено, а новое еще не возникло, наступает состояние психологического безвременья. Человеку просто не за что зацепиться. Ну, а если учесть, что российское общество нестабильно ни экономически, ни политически, ни экологически, то не стоит удивляться, что многие наши соотечественники испытывают проблемы с психическим здоровьем.


Какова роль средств массовой информации в разрушении душевного здоровья россиян?

 

– Пресловутое обилие насилия на телеэкранах, скорее, не порождает насилия в жизни, а является отражением возросшей агрессивности в обществе. Конечно, святая задача всех, кто воздействует на массовое сознание, делать это по возможности более благотворно. Но, опять же, телевидение, все СМИ – не только средства влияния, но и средства отражения. Раз есть спрос, то есть и предложение. Я не думаю, что подобные фильмы пользовались бы популярностью бешеной в более или менее спокойном обществе, где человек чувствует себя комфортно.


Несколько лет назад для человека пойти к врачу психиатру значило признать себя «психом». Преодолен ли этот барьер?

 

– На мой взгляд, стереотип этот меняется, хотя еще не изжит полностью. Все меньше страх перед психотерапевтами, психиатрами. Происходит взаимное движение: психиатрии к людям, а людей к психиатрии. Очень важно, чтобы тот, кто начал испытывать душевный дискомфорт, получил квалифицированную помощь как можно раньше. Лучше вообще предупредить развитие заболевание. Беда в том, что раньше человек, столкнувшись с психиатрией, воспринимал это как катастрофу. Хотя, в принципе, для общества и для каждого человека психиатрические проблемы пусть не очень приятная, но, тем не менее, часть жизни. И относиться к ней нужно как к части жизни. Грамотно и по деловому.


Изжита ли сегодня практика использования психиатрии в политических целях?

 

– Вообще, я считаю, что психиатрическая специальность и в те времена, когда она критиковалась, была одной из самых гуманных. В поле зрения критиков попадались просто выходящие за рамки медицины случаи. А обычные врачи в обычных больницах честно, нормально работали.


Как человеку узнать, что уже пора позаботиться о своем психическом благополучии?

 

– Самый главный результат деятельности психотерапевта – это улучшение качества жизни человека. Может быть, в бытовом смысле это размытое понятие. Но это – единственный критерий того, как человек живет. Счастлив ли он, получает ли удовлетворение оттого, что он делает? Готов ли он сказать себе: «Да, я доволен!». По-моему, это – главный показатель психического здоровья человека, которое, конечно, тесно связано и с социальным благополучием, и с физическим здоровьем. Поэтому отклонения от обыкновенного чувства счастья уже являются поводом для обращения к психотерапевту. Потому что большинство проблем, которые мы испытываем в общении с окружающими и даже в зарабатывании денег во многом связаны с какими-то нашими неверными психологическими установками, проблемами в психологической сфере.


В последнее время значительно возросла общая тревожность. Что такое тревога? Это состояние страха, который не имеет какого-то практического приложения. Это первый показатель психологического дискомфорта. У человека есть проблемы, которые он, может быть, и не осознает, но они мешают ему жить, внушают тревогу. Значит, есть смысл пойти к психотерапевту, чтобы самосовершенствоваться и улучшать себя.


Как выбрать психотерапевта?


– Выбирать психотерапевта или психолога для получения психотерапевтической помощи надо грамотно. Выясните, есть ли у врача лицензия, узнать, каков у него уровень образования, поддерживает ли его региональная ассоциация психотерапевтов. Наведите справки о других его пациентах. На волне популярности этой профессии поднялись шарлатаны. Особенно их много в сфере лечения алкоголизма и наркомании. Так что, к выбору психотерапевта нужно отнестись очень ответственно. Как мы, например,относимся к покупке очень дорогого бытового прибора для дома.
Но все же, на мой взгляд, начинать надо с себя. И ответить на вопрос: почему при этой власти, при этих политиках мне живется хорошо или плохо? А что я сам могу сделать, чтобы мне было хорошо? Чтобы окружающая ситуация играла на меня, а не против. Психическое здоровье находится в руках самого человека. Он должен нести за него ответственность, должен его беречь и приумножать, потому что это его основной капитал.

Михаил Смирнов

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить