МЁРТВЫЕ ДУШИ. Сколько стоит российское гражданство

Еще в школьные годы нам, тогда юным советским гражданам, прививали не только любовь к своей стране, но и уважение к паспорту. Помните знаменитые стихи Владимира Маяковского о том, с какой гордостью он достает из широких штанин "краснокожую паспортину"? В некоторых из нас уважение к паспорту сохранилось, а в других умерло начисто. Да и сам паспорт из предмета гордости превратился в обычную бумажку, цена которой измеряется в баранах. Говорят, в заволжских районах Волгоградской области получение российского паспорта стоит десять баранов. А прописка и того дешевле. Высшие руководители региона неоднократно говорили о том, что в Волгоградской области широкий размах приобрела практика выдачи паспортов граждан Российской Федерации тем, кто не имеет на это никаких прав, зато имеет тех самых баранов. В ряде сельских районов выявлялись факты продажи российских паспортов, а по большому счету — продажи гражданства РФ.

Начинается любая операция по незаконному получению гражданства с элементарной вещи, с отметки о прописке. Без этой скромной чернильной надписи в паспорте невозможна ни одна серьезная махинация. Впрочем, сегодня мы никого не разоблачаем. На это есть прокурор, господь Бог и народный суд. Мы лишь хотим подчеркнуть важность факта прописки и рассказать о бардаке, который творится в административных органах, осуществляющих контроль за регистрацией. Мы хотим предложить вашему вниманию всего два примера того, как обстоят дела с регистрацией в Быковском районе Волгоградской области, где хозяева домов даже не знают, сколько жильцов у них прописано. Не знают, поскольку сами власти не ведают, что творят.

... После смерти матери сестры Татьяна Быкова и Елена Залипаева получили в наследство дом №16 по улице Ленина в поселке Приморск Быковского района. Татьяна записала свою часть дома на себя, а Елена указала в качестве наследницы свою дочь Лиду. Положения вещей это не меняло, а семье так было удобней.

Сестры имели свое жилье, а потому дом матери решено было продать. Вскоре нашелся покупатель — семья Сарычевых (фамилия изменена). Сарычевы уговорили женщин пустить их в дом, не дожидаясь выплаты денег. Назвали какую-то причину, дамы поверили, вошли в положение и пустили Сарычевых пожить. Спустя несколько месяцев женщины поняли, что платить Сарычевы не собираются. Неоднократные взывания к совести не возымели успеха, и, чтобы выселить Сарычевых, женщинам пришлось обращаться в суд. Быковский районный суд принял дело к рассмотрению, и тут выяснилось, что Сарычевы, все пять членов семьи, прописаны по адресу: улица Ленина, 16. То есть в том самом доме, куда вселились, обманув хозяев. Узнав об этом, сестры не поверили и затребовали доказательств. Дело в том, что, как и всякий здравомыслящий человек, сестры знали: без их согласия в доме, которым они владеют, прописаться никто не может. Каково же было удивление женщин, когда им показали регистрационные карточки семьи Сарычевых, где в графе "место регистрации" был указан поселок Приморск и дом №16 по улице Ленина, то есть их собственный дом! В этих же документах было указано, что прописаны Сарычевы с согласия... хозяек дома.

Выпив валидола и запив его корвалолом, сестры Елена Залипаева и Татьяна Быкова принялись искать правду. Они твердо знали, что никогда не давали своего согласия на прописку Сарычевых, не делали они этого ни устно, ни письменно. Значит, налицо подделка документов? Именно так рассудили сестры, обратившись в правоохранительные органы и в районный суд. Сразу оговоримся: в суд пошел иск с требованием выселить Сарычевых из дома, и вскоре он был удовлетворен. Судья Кантемиров вынес решение, которым обязывал Быковскую паспортно-визовую службу снять Сарычевых с регистрационного учета по адресу: улица Ленина, 16. После вступления данного решения в законную силу Сарычевы покинули дом.

А вот с милицией отношения не сложились. Сестер мучил вопрос: как поселковая администрация могла прописать в их доме посторонних людей без согласия хозяев? Сестры несколько раз обращались с заявлениями в милицию, требуя провести расследование по данному факту и, при выявлении состава преступления, возбудить уголовное дело. Ни одно обращение так и не было удовлетворено. На все заявления приходил стандартный отказ в возбуждении уголовного дела.

Сестры говорят о том, что не давали своего согласия на регистрацию семьи Сарычевых, те же, а вместе с ними и глава администрации поселка Приморск госпожа Зыкова и специалист паспортно-визовой службы Щербакова утверждают, что сестры лично пришли в администрацию и написали соответствующие заявления. В этих заявлениях они давали согласие на регистрацию Сарычевых, в чем собственноручно расписались. При этом лица, ответственные за регистрацию населения — Зыкова и Щербакова, — утверждают, что все было по закону. Что должны были сделать в этой ситуации сотрудники милиции? Достаточно посмотреть художественный фильм "Петровка, 38", чтобы понять — в случае возникновения спора по факту подлинности подписи нужно направить эту самую подпись на экспертизу. Никто не умаляет заслуг и профессионализма быковских милиционеров, но факт остается фактом: такой экспертизы никто не проводил. От сестер просто отписались, сообщив, что в возбуждении уголовного дела по данному факту отказано за отсутствием состава преступления.

Аналогичным образом на обращение сестер реагировали и в районной прокуратуре. Прокуратура Волгоградской области, куда также обращались сестры, внимательно изучила заявление Залипаевой иприказала более внимательно рассмотреть дело. По словам Елены Залипаевой, заместитель прокурора области Михаил Музраев лично звонил в Быковскую прокуратуру. В результате прокуратура Волгоградской области отменила решение об отказе в возбуждении уголовного дела и направила материалы дела на дорасследование.

Пока суть да дело, в Приморске всплывают все новые "мертвые души". На адрес Залипаевых, например, пришла повестка на имя некоего армянина, которого вызывали в судебные органы. "Господи, он-то как в моем доме оказался?" - только и успела подумать Елена.

Аналогичная беда случилась и у ее соседки, 72-летней Нины Дмитриевны Лафановой. Она проживает по той же улице Ленина, в доме №20. В одно прекрасное утро старушка вдруг узнала, что в ее доме, кроме нее, живут и другие люди. Конечно, в глаза она никого не видела. И в свой дом никого не пускала. Так что каким боком у нее умудрился проживать Африкян Сурен Мишаевич, она даже догадаться не может. Как отметила пожилая женщина, ее такой пассаж настораживает: "Это ж может случиться, что я оставлю дом в наследство своим детям, а какой-нибудь Африкян его получит, поскольку здесь прописан? Где же закон?" Соседи утешают старушку, говорят: этому Африкяну не твой дом нужен, а прописка, чтоб российское гражданство получить, но на душе легче от этой правды не становится.

Кстати, в поселке уверены, что "мертвых душ" у них много. Впрочем, как и в других селах. Любой пацан в Быковском районе знает и то, сколько стоит российское гражданство. Такая у нас страна, что Герой России, проливавший кровь, защищая страну, может быть лицом без гражданства, а в Заволжье гражданином можно стать за десять баранов. Главное, самому не быть бараном...

Михаил СЕРЕНКО
День за днём