Тува откроет ворота в Азию

США и Европа продолжают вести себя враждебно по отношению к России. Конфронтация и давление только нарастают. В условиях бесконечных западных санкций Россия все больше разворачивается на Восток. Поэтому сейчас нужно активней задействовать ресурсы азиатского приграничья России. Республика Тыва как раз расположена на пути России в Монголию и Китай.

Прорубленное Петром I окно в Европу Запад с треском захлопывает, пытаясь изолировать Россию. Значит, пришла пора шире открыть многочисленные двери и ворота в Азию.

Такая работа ведется на федеральном и региональном уровнях. Сейчас власти Тувы договариваются с руководством Росграницы об ускорении открытия крупного пункта пропуска на российско-монгольской границе. Руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы Константин Бусыгин принял приглашение главы Тувы Шолбана Кара-оола посетить республику и ознакомиться с реконструкцией пункта автомобильного пропуска "Хандагайты".

Договоренность достигнута в конце января на встрече в Москве. Руководители обсудили целый ряд вопросов развития таможенной инфраструктуры приграничной Тувы. Был согласован план действий по ускорению обустройства КПП "Хандагайты" и повысить его статус до многостороннего. Этот статус откроет новые возможности для расширения и международного сотрудничества Тувы, регионов Восточной Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Конечно, любое улучшение таможенной инфраструктуры, как показывает мировой опыт, эффективно. Другое дело, что возникает очень много рисков, возникает риск контарбанды. Но здесь уже вопрос не к тому, что надо или не надо делать, делать все равно надо, а вопрос лишь в надлежащем контроле, чтобы это все было на должном уровне и т. д, — уверена Инна Андронова, доцент кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов, автор книги "Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве", давшая интервью Pravda.Ru. — Мы сейчас в такой ситуации, что необходимо еще больше подстегивать этот процесс. Делать, безусловно, и как можно быстрее!"

Республика Тыва — крайне перспективное место для дальнейшего развития транспортных коридоров континентального значения. Ведь через Туву проходит кратчайший путь из центра России, Москвы, через Урал, Западную Сибирь и Монголию в центральный Китай, Пекин и далее — в Гонконг, Южный Китай и Юго-Восточную Азию. Эти страны уже могут с лихвой заменить все возможности, которых нашу страну пытаются лишить США и их европейские сателлиты.

"Наш важный преимущественный фактор — это приграничное географическое положение, — подчеркнул глава Тувы Шолбан Кара-оол. — Если хотят на Западе играть в санкции, то у нашей страны есть восточные выходы во внешний мир. Мы должны заняться открытием восточных ворот для добрососедских и взаимовыгодных экономических отношений!"

Сейчас автомобильный контрольно-пропускной пункт "Хандагайты" работает в двустороннем режиме. Это значит, что он открыт лишь для граждан и юридических лиц России и Монголии. Граждане других государств пересечь госграницу на тувинском участке не могут, они вынуждены пользоваться КПП "Кяхта в Бурятии" или КПП "Ташанта" на Алтае. Для движения по самому перспективному направлению из Центральной России и в Центральный Китай оба они менее удобны, чем пункт в Хандагайты. Также станут намного ближе и многие маршруты между сибирскими и азиатскими регионами.

Поэтому Тува активно добивается нового статуса для АПП "Хандагайты" уже 6 лет - не только для себя, но в интересах всей страны. Глава республики сумел получить поддержку президента России. Было даже инициировано изменение маршрута федеральной автомагистрали М-54 "Енисей", перенаправив ее на Хандагайты.

Шолбан Кара-оол также попросил Константина Бусыгина рассмотреть вопрос о включении АПП "Цаган-Тологой" в перечень специализированных пунктов пропуска. Простое изменение регламента также расширит экспортные возможности республики, соседних и далеких регионов. А сейчас это нужно как воздух всем нам.

"Необходимо рассматривать именно развитие инфраструктуры не с точки зрения количества пропусков товаров потребления, а с точки зрения такой инфраструктуры, которая бы позволяла быстро и с минимальными затратами контролировать провоз или поставки крупнотанажного оборудования, в том числе и автомобильного, — отмечает Аза Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ. — Не секрет, что автомобильная транспортировка осуществляется при прохождении таможенной границы либо путем прямого досмотра, либо путем рентгенографического просмотра.

Второй более оптимальный и менее затратный, и с точки зрения времени, и с точки зрения финансовых трудозатрат конкретного персонала таможенного пункта, но он требует определенных капитальных вложений, развития технологий, установления рентгенографического оборудования и т. д. Поэтому, действительно, развитие таможенной инфраструктуры в данном случае будет способствовать расширению торговых возможностей с точки зрения не только поставок в РФ, но и, скорее, из России в Азиатско-Тихоокеанские страны, и в первую очередь в Монголию. Это различное оборудование, машиностроительная техника и т.д. То есть, продукция с высокой добавленной стоимостью. Это крайне необходимо. В противном случае, мы не сможем компенсировать потери, связанные с изменением цен на нефть".

В нынешних условиях западного диктата необходимо уже сейчас рассматривать варианты как дальнейшего расширения и совершенствование действующих пунктов пропуска, так и создание новых. Также надо предусмотреть строительство магистралей. Скоро это станет чрезвычайно актуальным, а возможно, просто жизненно-необходимым. Стремительно растут грузопотоки. Действовать надо немедля.

Необходимость изменения статуса пограничных пунктов диктует стремительно возрастающая трансграничная торгово-экономическая деятельность. Интерес бизнеса в дополнительных выходах на азиатские рынки особо увеличился после заключения Россией и Китаем пакета соглашений о многостороннем сотрудничестве. В 2014 году внешнеторговый оборот Тувы, несмотря на крайне ограниченные возможности таможенных пунктов, увеличился в 15 раз! - почти 11 миллионов долларов против 692 тысяч в 2013 году.

Рост в 15 раз — только за один год! А ведь это — только начало, многие контракты еще только начнут действовать. Но это время уже близко. А дальше может пойти просто лавина. И нужно создать для этого потока широкий коридор.

Но даже реализация этого сравнительно небольшого проекта неоправданно затянулась из-за вопросов, связанных не с реальными проблемами, а с пустыми формальностями. Шолбан Кара-оол сообщил Константину Бусыгину, что правительство республики представило заинтересованным ведомствам предложения об упрощенном варианте развития таможенной инфраструктуры. Это позволит сократить сроки реализации и финансовые издержки. Большинство федеральных руководителей уже одобрило этот план действий. Если и с остальными будет достигнуто взаимопонимание, то "Хандагайты" может заработать в новом статусе уже в 2015 году. На благо всей России.

Глава Росграницы высказал заинтересованность в реализации тувинского проекта. Детально его обсудить и принять конкретные решения по проекту стороны договорились непосредственно на месте. Константин Бусыгин намерен в скором времени приехать в Туву, чтобы лично ознакомиться с проведением работ по реконструкции АПП "Хандагайты" и другими вопросами государственной границы и пунктов пропуска.

Граница должна помогать взаимовыгодному сотрудничеству и быть широко открытой для добрых соседей. Сейчас, когда перед Россией закрывают западные пути, чрезвычайно актуален восточный вектор. Ворота для перемещения товаров, технологий, капиталов и других взаимовыгодных потоков между Россией и Китаем, всей Юго-Восточной Азией должны быть широко открыты.

Читайте также: 

Тува - за сотрудничество народов и религий

Тува предлагает проект Федерального закона

В Туве детям сделают "прививку от национализма"

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Обсудить