Грусть президента Горбачева

Ни политическая карьера, ни научная работа не могут восполнить экс-президенту СССР Михаилу Горбачеву утрату любимой жены
Об этом бывший президент СССР рассказал в прямом эфире Вологодской радиостанции "Премьер".

- Михаил Сергеевич, как вам удается жить в таком интенсивном ритме и оставаться в хорошей форме?
- Во-первых, я из крестьянской семьи. Оттуда и закалка. Во-вторых, мне повезло, что рядом находился человек, который меня понимал и поддерживал. Мы были с Раисой Максимовной большие друзья. Она неординарная женщина, следила за собой, и мне нужно было ей соответствовать. Мы были спортивной семьей: в молодости ходили в походы, а когда в Москве оказались, то много гуляли. В дождь, в слякоть, в метель. Под зонтами, но шли.

- У вас есть какой-то особый рецепт борьбы с простудой?
- Молоко — стакан, ложку столовую меда. Коньяк.

- Сколько?
- По потребности: 20-30 граммов. А молоко должно быть горячее, но не обжигающее.

- Ваша семья всегда была примером для подражания. Вся страна видела ваши трогательные и нежные отношения с Раисой Максимовной. Это правда или игра на публику?
- У нас была удачная и счастливая супружеская жизнь. Мы поженились в 1953 году, мне тогда было 22, ей — 21 год. В августе мы бы отметили 50 лет совместной жизни.

- А как вы познакомились?
- На танцах. Тогда было повальное увлечение бальными танцами. Это было так красиво, когда кружились молодые, подтянутые... А тогда, после войны, все были изящными. Мне ребята сказали: "Там такая девчонка! Пойдем". А я планировал позаниматься и совсем не собирался на танцы. Но в тот момент меня что-то кольнуло, и я пошел.

- Вы помните, как тогда Раиса Максимовна выглядела, какая прическа, платье?
- Все помню... Надо сказать, что ухаживал я долго. Она первое время вообще на меня внимания не обращала и отмахивалась, как от назойливого кавалера.

- Чем вы ее взяли?
- Большой симпатией. Потом мы долго ходили взявшись за руки. И не более! Затем всю жизнь держались за руки. Это уже была привычка: выходим из здания или из самолета и ищем руку друг друга. Я считал, что это мне с ней повезло, а она говорила, что ей со мной. Так мы этот спор и не закончили...

- Вы давали Раисе Максимовне повод для ревности?
- Были поклонницы и у меня, и за ней ухаживали. Вы думаете, что мы не выясняли отношения? Выясняли. Еще как. Но у нас была любовь, мы никогда не скучали вдвоем. А когда дочка подросла, то мы везде ходили втроем.

- Недавно ваша старшая внучка вышла замуж. Не жалко было отдавать?
- Я вел ее к венцу, а когда передавал жениху — пригрозил ему пальцем, мол, береги. И тут у меня слезы выступили, так не хотелось отдавать внучку. Хотя и парень очень хороший, и семья хорошая.

- Кого хотите — правнука или правнучку?
- Кто получится. Хотя я вырос в окружении женщин и с девочками как-то привычней.

- Не рано старшая внучка замуж вышла? Она же еще студентка.
- Мы тоже с Раисой Максимовной тогда были студентами. Я не придерживаюсь мнения, что нужно сначала состояться, решить материальные проблемы, бытовые, а потом семью создавать. Нет. Мы жили очень бедно, очень трудно. Несколько лет после университета вообще жилья не имели. Нормальную квартиру я получил, когда стал первым секретарем горкома партии. Доходы были маленькими. До сорока лет была не жизнь, а борьба за жизнь. Но друг друга понимали и поддерживали.

- Какие у вас сейчас источники дохода? Я не спрашиваю о конкретных суммах.
- Пенсия, гонорары за лекции, гонорары за книги.

- А машина есть?
- Есть. Своя и государственная.

- Какая своя?
- "Хонда".

- Сами водите?
- Вы же понимаете, я был механизатором и когда-то все это умел. Но, когда стал политиком, мне запрещали самому садиться за руль в целях безопасности.

- Понятно. Машину не водите. А готовить умеете?
- Люблю хорошую пищу. Готовить могу: яичницу, картошку, блинчики. Это все могу, но не делаю. Но шашлык делаю сам, никому не доверяю.

- В своей жизни вы столкнулись с таким омерзительным явлением, как предательство. Во время путча вас предали самые, как казалось, верные и проверенные люди. Отомстить не хотелось?
- Нет! Мести не хотелось. Но, с другой стороны, такие вещи нельзя оставлять без внимания. Это должно получать оценку, в том числе и судебную. К сожалению, такой практики у нас в стране нет.

- Правда, что когда вы ушли с поста, Ельцин с командой на радостях пил виски?
- Да больше того! Я еще тогда не ушел. Собираюсь на работу в Кремль, а мне звонят и сообщают, что в моем кабинете пьют Ельцин с Руцким и Хасбулатовым. Но остались преданные мне люди. Они сейчас работают в моем благотворительном фонде.

- Михаил Сергеевич, какое событие вы считаете самым главным в своей жизни?
(Долгая пауза).
- Все-таки это наша встреча с Раисой.

Беседовала Юлия Арсеньева,
"Премьер", Вологда

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *