В Поморье - эволюция местного самоуправления

В Архангельской области готовятся к проведению реформы местного самоуправления и переходного периода, необходимого для вступления в силу 136-го Федерального закона. В частности, 15 руководителей районов Архангельской области поддержали одно из главных положений начинающейся в России реформы. Оно касается четкого разделения муниципальной власти на представительную и исполнительную, назначения главы администрации муниципального образования комиссией, состоящей из муниципальных и региональных органов власти.

Вообще, в Поморье идет очень активное обсуждение основных положений 136-го Федерального закона, который в ближайшее время может кардинально изменить власть на местах. Напомним, этот закон дает регионам право выбирать механизм формирования органов власти в муниципальных образованиях, а также определять объем ее полномочий. К дискуссии в средствах массовой информации уже подключились депутаты, руководство городов и районов.

Основной вопрос — законодательно закрепить в Архангельской области назначение "крепких хозяйственников", сити-менеджеров и глав администраций, или же оставить все, как прежде: прямые выборы местной исполнительной власти. Мнения высказываются достаточно полярные: некоторые главы против изменений, при этом значительная часть глав поддерживает назначение руководителей районов и городов комиссией, которую формирует региональная и муниципальная власть.

А что несет реформа властям на местах? Скоро ли почувствуют на себе ее результаты жители регионов России? Федеральные эксперты, опрошенные Pravda.Ru, уверены: новая реформа местного самоуправления пойдет регионам на пользу, если ее правильно проводить, и жители российских провинций почувствуют это довольно скоро. И, между прочим, именно Архангельская область может стать лидером в вопросе скорейшего и более эффективного проведения реформы. Для этого в регионе есть все: настойчивость властей всех уровней и понимание, что и как нужно делать на текущем, весьма сложном переходном этапе. Но сначала, как говорится, вести с мест.

Читайте также: Русскую Арктику очистят бойцы студотрядов

"Управлять районом, городом, поселением должен профессионал, — рассказал в интервью Pravda.Ru губернатор Архангельской области Игорь Орлов. — В случае ошибочных решений глава района должен знать, что будет отвечать за свои действия: если, скажем, он не выполняет свой контракт, комиссия найдет более профессионального специалиста. Сегодняшняя избирательная система не позволяет этого сделать, даже если глава не справляется с простейшей задачей, например, по вывозу мусора из собственного города".

Ну что ж, мнение вполне понятное, теперь обратимся к тем, кто видит ситуацию как бы со стороны, точнее, сверху.

"Реформа несет властям построение вертикали власти, усиление роли губернатора при назначении руководящего органа на пост главы администрации муниципального образования, того же сити-менеджера, — считает первый заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Александр Бурков, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. — Насколько нам даст более эффективную работу местного самоуправления, допустим, назначение сити-менеджера, это пока еще большой вопрос. Пока практика показывает, что, к сожалению, это не панацея от всех проблем, которая сегодня есть в муниципалитетах. И, безусловно, 136-й закон пока не предусмотрел полного обеспечения финансовыми ресурсами всех полномочий, которые уже находятся на уровне сельских поселений, городских или муниципальных районов. В этом на текущий момент есть проблема.

Я думаю, что этот вопрос решается не только просто обсуждениями, это и на практике нужно увидеть: как работает такая система, насколько эффективно. Хотя во многих регионах институт сити-менеджеров уже работает, и неплохо. В малых и средних городах принципиально ничего не меняется с точки зрения финансирования, возможности выполнения своих обязательств, полномочий. По Архангельску, который все-таки столица региона, изменения какие-то могут быть. Хотя тоже ничего особо принципиального, наверное, ожидать пока не стоит. Но и бояться этого тоже не стоит! Главный критерий — эффективность работы управленческого звена муниципального образования, все остальное вторично".

Читайте также: Архангельская область будет строить доступное жилье

"Давайте так: всякая реформа призвана решить некую проблему, — прокомментировал ситуацию в разговоре с корреспондентом Pravda.Ru член центрального штаба Общероссийского народного фронта, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Азат Газизов. — Соответственно, проблема была высвечена в рамках деятельности 131-го закона. То есть, когда-то этот закон был совершенно новый для России, была введена новая форма местного самоуправления. И, как любой новый закон, на протяжении достаточно длительного периода времени он высветил отдельные недостатки, которые сейчас нужно решить с помощью вот этой реформы. Суть ее — исправление неких недостатков предыдущего законотворчества.

Нередко излишне самостоятельные, крайне плохо контролируемые городским сообществом городские власти, муниципальные власти, оказываются, к сожалению, малоэффективными. В Архангельской области, как видится, была в числе прочих и такая проблема — дефицит самостоятельности сельских и городских поселений. Ни одна власть не может быть эффективна без денег, это понятно. В действующей системе, когда львиная доля финансов поступает в муниципалитеты этого уровня сверху, через трансферты, получалось, что самоуправление совершенно несамостоятельно. Там ранее к полномочиям поселений относилось 39 полномочий, новым законом количество вопросов местного значения сокращено до 13.

То есть это именно как раз таки сделано для того, чтобы более сделать дееспособным именно, так сказать, населенческий уровень местного самоуправления. Если раньше ссылались на верхние уровни бюджета и говорили: "А у нас денег нет, потому что нам денег не прислали", - то в этом случае, получается, появляется большая самостоятельность как по наполнению бюджета, так и по расходной части. Получается, что люди берут местную власть, скажем так, в свои руки. Просто вся страна за предыдущий период наработала ошибки из-за проблем в предыдущих законах. И теперь они совершенно справедливо исправляются".

Кстати, правительство Архангельской области не будет выходить с инициативой о продлении переходного периода, необходимого для вступления в силу 136 федерального закона. Об этом губернатор Игорь Орлов заявил в ответ на предложение некоторых глав районов вынести в областное Собрание вопрос о продлении срока вступления в силу нового закона до 1 января 2016 года. "График переходного периода есть: он уже утвержден депутатским корпусом области и завершится 1 января 2015 года, — напомнил губернатор Поморья. — Главы муниципальных образований должны сократить свои отпуска, выйти на работу и приложить все усилия, чтобы закончить процедуру перехода к основным положениям нового закона уже в этом году".

Читайте также: Архангельская область станет центром сельского туризма

Основная часть работы коснется передачи полномочий, а также имущественного комплекса с уровня поселений на районный уровень. Согласно новому закону, как уже указал выше наш эксперт Азат Газизов, из 39 полномочий у сельских поселений должно остаться только 13. Району переходит и одно из самых значимых полномочий — оказание услуг ЖКХ. Вместе с тем, в большинстве поселений не только Архангелськой области, но и всей страны, имущество должным образом не зарегистрировано и не оформлено, часть МУПов находится в стадии банкротства, у многих предприятий остается большая кредиторская задолженность.

Игорь Орлов напомнил руководству районов: каждый глава муниципального образования должен разработать график передачи полномочий и начать работать незамедлительно. "Мы выслушали одну сторону: мэров, руководителей муниципальных образований, — рассказал Pravda.Ru губернатор Архангельской области Игорь Орлов. — Они представляют народ, но при этом все-таки являются действующей властью: не удивительно, что часть из них заинтересована сохранить занимаемое кресло любой ценой. Каждому мэру нравится оставаться мэром и ни от кого не зависеть. Но вряд ли это устраивает общественность. Мы заинтересованы в том, чтобы сбалансировать конструкцию местной власти. Каждая ветвь — законодательная, исполнительная — должна заниматься своим делом. Депутатский корпус — политикой и нормотворчеством, руководители городов и районов — созданием нормальных условий для жизни людей".

По словам губернатора, местная власть свое мнение высказала. Теперь слово за теми, кому она служит: представителями общественности, бизнеса, некоммерческих организаций, профессиональных сообществ, простыми людьми. Кстати, накануне этот вопрос обсуждался как раз с предпринимательским сообществом Поморья. Обсуждение было крайне эффективным, что и отметило подавляющее большинство его участников.

"Мнение тех, кто предоставляет муниципальные услуги, мы изучили, теперь предоставляем слово тем, кто получает эти услуги, — рассказал губернатор Архангельской области Игорь Орлов в интервью Pravda.Ru по итогам этой недавней встречи с бизнес-сообществом региона, прошедшей в правительстве региона. — Предпринимателям, как и всем остальным жителям Поморья, завтра вести диалог с властью, которая будет сформирована в результате реформы местного самоуправления. И от них зависит, смогут ли они спросить с руководства города или района за давление на бизнес или неисполнение тех или иных обязательств по отношению к нему".

Губернатора поддержал председатель архангельского областного регионального отделения "Деловой России" Дмитрий Юрков: "Вопрос взаимодействия бизнеса и власти для нас очень важен. Но мы не можем обязать руководителя муниципального образования заниматься важнейшим вопросом инвестиционной привлекательности. К примеру, совместно с правительством региона мы внедряем инвестиционный стандарт территорий — прямой стимул для развития региона и каждого района. Но когда предлагаем ввести муниципальный стандарт главам, нередко слышим в ответ: "Нам это зачем?"

Читайте также: Архангельск: Центр переформатирует регионы

По словам Дмитрия Юркова, из-за отсутствия регламентов для ведения бизнеса на местном уровне решение многих важнейших для предпринимательского сообщества вопросов откладывается на неопределенный срок. К примеру, это касается согласования эскизов у главных архитекторов муниципалитетов или же получения разрешения на строительство. Решение в каждом конкретном случае зависит от личности и желания главы муниципального образования.

"Очень важно, чтобы в результате реформы местного самоуправления была устранена серьезная проблема — незаинтересованность власти в развитии территории и бизнеса", — отметил на этой знаковой встрече с губернатором и членами правительства области председатель комитета по экономической политике и предпринимательству областного Собрания депутатов Виктор Казаринов.

"Вопрос перераспределения полномочий уровней власти, а также их финансового обеспечения — практически вечный вопрос, — отметил, в числе прочего, губернатор Игорь Орлов. — Реформа местного самоуправления не закончится и до 1 января 2016 года. Но понижать градус внимания к принятию 136-го закона нельзя: если главам муниципалитетов дать еще один год, его также не будет хватать".

Впрочем, еще есть время, чтобы на уровне городов и районов обсудить изменения законодательства, предпринять необходимые управленческие маневры, подготовить новые уставы и базу для передачи полномочий. Губернатор пригласил всех жителей Архангельской области принять участие в обсуждении изменений, которые, по новому закону, должны коснуться местной власти: "Пусть люди дадут оценку качества ее работы и выскажут свои мысли по поводу организации управления своим городом, районом, поселком".

В общем, вывод таков: новая реформа местного самоуправления — это не революция, а эволюция, обусловленная совершенно закономерными причинами достаточно стабильного развития. И к подходу к этой эволюции у Архангельской области можно уже поучиться и другим регионам России.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе