Слухи о срыве северного завоза провоцируются умышленно

Северный завоз: драку заказывали?

Накануне появилась информация о том, что в трех северных районах Якутии люди выстраиваются в очереди за продуктами, которых стало не хватать якобы из-за срыва северного завоза. Некоторые якутские СМИ сообщают даже о драках за еду в Абыйском районе и о том, что котельные переходят в режим экономии. Что на самом деле происходит с северным завозом?

Есть сообщения и о том, что на Дальнем Востоке в рамках северного завоза есть проблемы с повышением цен на топливо. Приводятся даже цифры, исходящие от "неназванных лиц" в правительстве Якутии (то есть в силу неопределенности источника их проверить или опровергнуть достаточно трудно). Так, указывается, на Индигирку пока доставлено в два раза меньше топлива, чем планировалось. Но, по мнению специалистов, тревогу бить пока рано.

И сумма дополнительных расходов на северный завоз в нынешнем году ожидается в пределах миллиарда рублей — причем конкретно из государственного бюджета республики Якутия-Саха, поскольку федеральный центр свои запланированные финансовые обязательства по завозу уже выполнил в полном объеме. Основной причиной срыва северного завоза на местах называют обмеление рек и ранний ледостав. Однако многие, как пишут в Якутии, говорят и о халатности местного начальства.

Сейчас доставку продуктов в северные районы Якутии, попавшие с затруднительное положение в связи с ранним ледоставом на реках, по воздуху продолжат самолеты и вертолеты МЧС. Накануне спецборт доставил из Москвы детское питание, муку и консервы — более 40 тонн грузов. По информации комиссии ЧС, которая оценила на местах ситуацию с провизией в регионе, серьезного дефицита пока не ощущается, магазинные полки не пустуют.

Как уже сообщала "Правда.Ру", вертолет Ми-26 и самолет Ан-74 Дальневосточного регионального центра МЧС привез в якутский поселок Чокурдах шесть тонн овощей, а в селение Белая гора — пять тонн продуктов: крупы, консервы, сахар. Кроме того, глава "чрезвычайного" ведомства Владимир Пучков потребовал от якутских чиновников внимательно отслеживать цены на продовольствие и не допустить их продажу по завышенной стоимости.

Кстати, глава Якутии Егор Борисов накануне очень резко отреагировал на заявление одной из своих чиновниц о том, что завоз жизнеобеспечивающих грузов в северные районы республики не выполнен. Представителям местных надзорных органов было строго указано провести тщательную проверку всего процесса завоза — от организации доставки грузов на Север до исполнения всех намеченных планом мероприятий. Пока, судя по прессе, никаких особых замечаний контролерами не выявлено. Но "остались вопросы к хозяйствующим субъектам", попросту говоря — к чиновникам на местах.

Почему такой шум именно вокруг Якутии? Да, кажется, новые понятные тревоги как бы легли на "старые дрожжи". В минувшем году не успели прорыть судовой проход в устье Индигирки. В результате теплоходы с грузами, предназначенными для Абыйского, Аллаиховскго и Момского районов, полтора месяца простояли на морском участке, а в канун зимы вынуждены были разгрузиться в устье другой реки.

17 груженых судов тогда смогли пробиться на Индигирку лишь в период ледостава и вмерзли в лед. 30 тысяч тонн жизненно важных грузов не дошли до получателей. Их пришлось завозить втридорога по зимникам и транспортной авиацией. Не успели — и у местного населения появилась масса проблем. Но не будем спешить вторить главе Якутии, прилюдно "раздолбавшего" чиновницу если не за срыв завоза, так за панику и довольно "длинный язык". Подождем официального срока окончания северного завоза, он и покажет, кто прав.

Кажется, из той же серии и "длинный язык" сообщений некоторых дальневосточных СМИ, что из-за памятного стихийного наводнения северный завоз имеет немалые проблемы в некоторых отдаленных районах пострадавшего региона. Мол, цены на дизтопливо и бензин там возросли чуть ли не втрое! Те же дальневосточные СМИ (правда, не все) уже успели сыграть в "обратку", намекая, что панику в регионе специально наводят компании, которые подрядились обеспечивать поставку топлива в далекие населенные пункты. Уж им-то слухи о повышении цен на топливо, сами понимаете, на руку!

Верить или не верить? Обратимся к экспертам. Вот что сообщили по этому поводу опрошенные "Правдой.Ру" специалисты.

Доцент кафедры экономики Благовещенского государственно педагогического университета, независимый бизнес-консультант Андрей Конюшок:

"Прогнозом по ценообразованию во время северного завоза в отдаленные пункты занимаются специальные компании по контракту с правительством Амурской области, а там даже не рассматривают возможность давать им разрешение на повышение цен, в частности, на топливо. То есть компании-подрядчики не имеют права сами это делать. Так что этого случиться не должно!".

Председатель комитета Государственной думы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов:

"У нас в стране северный завоз всегда напряженным был, еще со времен СССР, в том числе и по топливу. И всякие домыслы, слухи по завозу тоже были всегда. Давайте не будем спешить и опираться именно на домыслы и отдельные публикации. Поверьте, если бы в любом регионе возникла какая-то нестандартная ситуация, то и правительство, и Госдума отреагировали бы немедленно. Тревога была бы объявлена сразу же!

Конечно, сейчас меньше суда используется для северного завоза, чем, скажем, во времена СССР. Но они используются с максимальной возможной эффективностью. Каких-то серьезных сигналов из регионов, в том числе, из дальневосточных, пока не было. А в Якутии идет плановая работа МЧС, в связи с неблагоприятными погодными условиями в отдельных районах, но не в республике в целом".

А как обстоят дела в других регионах, где практически вся жизнь напрямую связана именно северным завозом? Вот что рассказал "Правде.Ру" начальник управления информационной политики администрации Ненецкого автономного округа Денис Павлович Селиванов:

"У нас на данный момент практически 100 процентов топлива по плану уже во все труднодоступные населенные пункты завезено. Кампания по северному завозу начинается сразу же, как лед с рек сходит. То есть, считайте, с мая. Так вот, в нынешнем году с мая по ноябрь топливо планово, без сбоев, завозится по реке, по морю, иногда и по шоссейным дорогам (но их пока немного в наших краях).

Пока, насколько мне известно, никаких разговоров в нашем регионе про повышение цен на топливо в этом сезоне речи не идет. Все, что завезено в НАО, уже на котельных и, естественно, для бюджета округа не подорожает. И у нас даже есть компенсация для населения округа, именно непосредственно для местных жителей.

Бензин и другие нефтепродукты для моторных лодок, бензопил и так далее — из бюджета округа им компенсируется. Но у нас наводнения либо других стихийных бедствий не было, нам проще. Ну, а дальневосточникам, конечно, надо помогать, если там есть проблемы. Жители нашего округа направили им в помощь уже немало и личных денежных средств!".

Читайте все публикации по этой теме

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить