В Магаданской области анализируют эффективность мер поддержки КМНС

Магаданская власть помогает коренным народам

Власти Магаданской области проводят анализ эффективности мер поддержки коренных малочисленных народов Севера в 2014 году и разрабатывают планы на следующий год. Аборигенное население ведет традиционный образ жизни, занимается оленеводством, охотой, морским зверобойным промыслом, рыболовством и заготовкой дикоросов. Развивается национальное декоративно-прикладное искусство и фольклор.

На Колыме проживают 5956 представителей КМНС. Правительством области предприняты реальные шаги по обеспечению их прав и оказывается государственная поддержка. Помимо федеральных программ, приняты и реализуются региональные. Основными целями программы "Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Магаданской области на 2014-2018 годы" являются создание условий для улучшения их жизни. В этом году на эти меры будет потрачено порядка 60 миллионов рублей.

"Главная проблема была в том, что они были встроены в совершенно советский тип экономики, когда им очень большие преференции давались. И потом, когда в 20 лет нашей рыночной экономики их фактически бросили, они переживали колоссальный кризис, и были очень большие проблемы, — пояснила Pravda.Ru Маргарита Лянге, председатель Гильдии межэтнической журналистики, ведущая программы "Национальный акцент" на радио России. — Конечно, надо реально поддерживать тех, кто занимается традиционными промыслами, тех, кто пасет оленей, вот все это дело, да, и для них нужна инфраструктура. Мне кажется, если средства будут на это потрачены, то это будет здорово".

Читайте также: Колыма займется субсидированием авиаперевозок

На территории области зарегистрировано 39 родовых общин коренных народов. Большинство из них ведут охотничье хозяйство. Постановлением губернатора ежегодно утверждаются квоты добычи охотничьих ресурсов. Родовым общинам, имеющим участки лесного фонда для ведения охотничьего промысла, компенсируются расходы по оплате аренды участка, охотничьих лицензий, проведения биотехнических мероприятий и учета численности промысловых животных.

Для укрепления материально-технической базы муниципальных предприятий родовых общин, занятых традиционным природопользованием, в этом году направлены солидные средства. Участниками программы стали семь родовых общин, занимающиеся традиционной хозяйственной деятельностью, между ними распределены средства в размере четырех миллионов рублей. Деньги направлены на приобретение и доставку средств для лова рыбы, транспортных средств повышенной проходимости, оборудования, инвентаря, миниэлектростанций и других необходимых вещей для развития традиционных отраслей хозяйствования малых северных народов.

Оленеводство имеет огромное этносохраняющее значение и обеспечивает условия для сохранения самобытной культуры, содействует жизнеобеспечению и благосостоянию МКНС. В оленеводческих хозяйствах региона содержится более 20 тысяч голов субсидируемого поголовья оленей. По госпрограмме "Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2020 годы" в 2014 году на поддержку оленеводческих хозяйств направлено почти 23 миллиона рублей. Еще 15 с лишним предусмотрены выделяются муниципалитетами. Все оленеводческие бригады оснащены техникой для организации кочевок и передвижными электростанциями.

Читайте также: Магаданская область делает ставку на молодых

Правительство области ставит задачи выведения оленеводческих хозяйств на бездотационный уровень. Но для этого необходимы совместные усилия не только региональной, но и федеральной власти. Требуется принятие законов, учитывающих жесткие условия Арктики. Необходимо совершенствовать производственный, экономический и финансовый менеджмент предприятий, основными направлениями которого должна стать диверсификация производства.

Помимо развития традиционных отраслей хозяйствования, коренные жители могут заниматься и новыми видами деятельности. Улучшаются жилищные условия, обустраивается социальная и производственная инфраструктура, развиваются культурные и духовные традиций коренных этносов.

На образование коренного населения в этом году из областного бюджета помимо первоначально заложенных 348 тысяч рублей дополнительно направлено еще почти 95 тысяч. За счет субсидий обеспечивается оплата обучения в платных учреждениях, стоимость проезда и проживания, выплата обучающемуся по очной форме обучения ежемесячного пособия. Это позволяет сделать представителям КМНС практически любые образовательные услуги.

Большое значение для эффективной работы имеет реализация Соглашения о сотрудничестве между правительством области и ассоциацией коренных малочисленных народов и этнических групп Севера. Представители коренных национальностей региона активно участвуют во всероссийских и международных конгрессах и выставках.

Читайте также: Магаданская область: развитие экономики для улучшения жизни

Особое значение в последнее время придается изучению родного языка. Подготовку учителей с высшим образованием из числа коренных народов Севера осуществляет Северо-Восточный государственный университет в рамках областной целевой программы "Развитие образования в Магаданской области".

"Ценность культуры и языка — она абсолютная, это даже не обсуждается. Более того, сохранение языков народов — это традиция для российского государства, как бы оно не называлось, — отмечает Маргарита Лянге. — Это наш тренд, которого, к сожалению, в остальном мире нет. Там, наоборот, заставляли всех говорить на своем языке. Российский путь — это как раз сохранение культурного многообразия, сохранение языка. То, что молодые люди не хотят учить родной язык, в принципе понятно, утилитарный подход. Значит, более старшее поколение, интеллигенция должна найти подходы, рассказать, а для чего им учить этот язык, что это дает им, прежде всего. Не государство же должно об этом думать! Оно должно обеспечить некие условия, а вот смысл и философию должна дать интеллигенция народа. Это с них надо спрашивать, а не с государства, на мой взгляд. Но я считаю, что все языки — это огромное богатство, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы хоть один из них пропал. У нас ни один язык еще не пропал за последние 100 лет, и ни один народ, в отличие от остального мира, кстати, и от той же Европы".

У большинства молодых людей нет интереса и потребности к активному изучению родного языка и тем более получению профессии, связанной с его преподаванием. Частично решить проблему помогает областной Центр народов Севера, который аккумулирует деятельность носителей родных языков и традиций по передаче знаний выпускникам образовательных организаций региона и студентам СВГУ. Сегодня там обучаются 100 человек.

"Вопрос этот сложный. Сами представители, особенно молодежь, не желают изучать и знать свой язык, хотя это продиктовано объективными условиями. Ясно, что все обучение и прочие аспекты, самые важные, необходимые, естественно, привязаны к русскому языку, исходя из этого молодежь частично можно понять, — заявила Pravda. Ru ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Зоя Анайбан. — Но, с другой стороны, мне кажется, что сохранение языка культуры любого народа, неважно, народов Севера, либо еще каких-то регионов, — это крайне важно, и нужно продолжать эту поддержку. С годами придет сознание того, что свое национальное, традиции, культуру, язык, религию нужно сохранять, и со временем молодежь придет к осознанию этого. И прекращать работу, ссылаясь на то, что это не нужно молодежи, было бы большой ошибкой. Я считаю, что нужно продолжать. Чтобы не растерять. Я категорически против установок на счет ассимиляции".

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Обсудить