В Воронежской области обудили проблемы и перспективы профессионального образования

В Воронежской области вузы сближают с бизнесом

На выездном заседании совета ректоров вузов Воронежской области руководители сферы образования и бизнесмены региона обсудили взаимодействие учебных заведений и предприятий для создания высокотехнологичных производств. "Работодатели и вузы должны тесно взаимодействовать и делать шаги навстречу друг другу", — считает глава региона Алексей Гордеев.

Заседание прошло на территории предприятия "Воронежсельмаш" в индустриальном парке "Масловский". Участники ознакомились с производственной базой завода. Они увидели наглядные и осязаемые примеры успешного взаимодействия образования и экономики. Совместной разработкой ученых Воронежского государственного университета и ООО "Воронежсельмаш" стал оптоволоконный лазерный сепаратор зерна и семян. Применяемая особая технология дает наивысшее качество очистки сельхозкультур. В центре технологической компетенции аддитивных технологий занимаются разработкой учебно-бытовых 3D-принтеров. На этом же заводе они сразу внедряются в производство.

"Встреча бизнеса и вузовского сообщества неслучайно организована именно на производственной площадке, — отметил временно исполняющий обязанности губернатора Алексей Гордеев. — В Воронежской области — 37 вузов и филиалов. Воронеж — город студенческий. Он является научным, образовательным и промышленным центром. Важно, чтобы совпадал интерес работодателей и вузов. Сегодня надо быстрее сделать шаги навстречу друг другу".

Читайте также: Воронежские власти заботятся об истории и культуре

"Это крайне положительный факт, когда региональная экономика и региональная образовательная система работают совместно, синхронизированы между собой по потребностям и, условно говоря, по производству специалистов, — заявил Pravda.Ru Павел Огнев, эксперт по региональной политике, консультант по стратегическому развитию. — Если речь идет о том, чтобы представители регионального бизнеса могли оказывать влияние на систему подготовки кадров как в среднем профессиональном, так и высшем профессиональном образовании, чтобы исходя из потребностей региональной экономики, исходя из потребности крупных предприятий, формировалась программа подготовки специалистов, это, конечно, оптимальная система. Другой вопрос, что очень важно отследить реальные потребности на долгосрочном тренде. То есть, на долгосрочную перспективу. Как, например, то же самое начало 90-х, когда юристы и экономисты всем требовались. Но уже ситуация давно поменялась, нужны совсем другие специальности, а к примеру, план подготовки в государственных вузах остался тот же самый. Важно, чтобы работа была на уровне реальных потребностей конкретных учебных заведений, чтобы система была адаптивна".

Сейчас воронежский бизнес опережает в развитии образовательную систему, профессиональный уровень подготовки недостаточен для производства. Половина из выпускающихся учебными заведениями молодых специалистов работает не по специальности.

"Это реальный парадокс, — оценил ситуацию глава региона. — Мы каждый год тратим миллиард рублей на содержание сети ПТУ и колледжей. Нам, конечно, жалко, что полмиллиарда просто вылетает в трубу. Системе профессионального, технического и высшего образования нужно иметь мост общения с бизнесом. А бизнес, как заказчик кадров, готов создавать производственные базы для обучения, предоставлять возможности, создавать кластеры подготовки специалистов. Тогда мы решим главную задачу по развитию экономики".

Читайте также: Воронежская область показывает небывалый рост

В области есть удачные примеры взаимодействия вузов с предпринимателями по созданию высокотехнологичных производств. В их числе — пять успешно реализуемых комплексных программ. Помимо оптоволоконного сепаратора, успешно работает совместный проект ВГУ и ОАО "Эфирное" по созданию производства по переработке растительных масел и волокон в продукты непищевого использования. Востребован проект ВГТУ и ОАО "ВАСО" по созданию высокотехнологичного производства агрегатов гражданских самолетов нового поколения. В нем применена концепция гибких производств для постановки в серийное производство регионального самолета АН-148. Запущен проект ВГУИТ с ОАО "Евдаковский масложировой комбинат" по созданию технологического производства олеохимикатов. На выполнение проектов по развитию высокотехнологичного производства с 2010 года привлечено почти два миллиарда рублей.

"Безусловно, в учебе должна быть определенная практическая составляющая. Если студенты на этом производстве могут проходить какую-то практику, смотреть, как происходит непосредственно процесс, то такое взаимодействие, синергия между учебным заведением и производством, безусловно, играет положительную роль для подготовки кадров соответствующего региона, — заявил Pravda.Ru генеральный директор и партнер Института развития территорий Павел Тигер. — Это было развито в Советском Союзе, и сейчас тоже есть определенные программы по созданию, например, научных инкубационных кластеров, где могут подготавливаться специалисты для дальнейшей работы по определенным индустриям… Это правильное направление".

Остается открытым главный вопрос, связывающий бизнес и высшую школу, — подготовка кадров. "Надо сделать так, чтобы вся наша система как высшего, так и среднего профессионального образования была настроена на заказ предприятий и организаций. И сам бизнес должен участвовать в финансировании и поддержке образования, чтобы уже с первых дней было понятно, куда специалист готовится, какое предприятие и организация готовы его взять", — подчеркнул Алексей Гордеев.

Он выдвинул предложение наметить конкретный план действий в этом направлении, указал, что координирующей структурой для такой работы может стать Торгово-промышленная палата. А такие встречи надо сделать регулярными. Ведь плодотворная совместная работа — на пользу всем. Грамотные востребованные специалисты и конкретные технологичные разработки помогут ускорению социально-экономического развития края.

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Обсудить