Возможен ли в России Октоберфест?

Испанская коррида, бразильский карнавал, немецкий Октоберфест, Каннский кинофестиваль, парижский Салон шоколада, цветение Сакуры в Японии, фестиваль тюльпанов в Нидерландах — это не только всемирно известные культурные и развлекательные события. Это еще и коммерчески выгодный бизнес, пополняющий бюджеты стран и городов на миллиарды долларов ежегодно.

Развитие событийного туризма, как в России, так и во всем мире считают самым перспективным направлением всей туротрасли. Ежегодно его оборот составляет сотни миллиардов долларов. Однако, доля нашей страны лишь два процента. Хотя, в последние несколько лет он набирает серьезные обороты. Так все-таки, есть ли событийный туризм в России? Да, уверенно говорят в Ростуризме.

"Событийный туризм в России существует давно и довольно успешно, особенно в последние годы, потому что его стали активно поддерживать. И даже прошла московская выставка МИД на которой была представлена ярмарка событийных мероприятий. Сегодня серьезная поддержка оказывается развитию в России событийного туризма, причем, и со стороны министерства культуры, и Ростуризма. У нас имеется событийный календарь, найти его можно и на сайте Минкульта, и на нашем сайте. Сейчас в каждом регионе, как минимум три события федерального значения, которые поддерживаются, куда приезжают жители со всей страны, а не только конкретного региона", — рассказала "Правде.Ру" пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.

Конечно, справедливости ради заметим, до Октоберфеста нам еще далеко. Но нельзя игнорировать тот факт, что например тот же "Рок над Волгой" в этом году собрал рекордное количество участников, 600 тысяч человек. Спрос на отдых в пределах страны есть, дело за предложением.

На сегодняшний день, самыми положительными примерами событийного туризма в России можно назвать несколько поводов. Например, празднование 300-летнего юбилея со дня основания Санкт-Петербурга и 1000-летия Ярославля. Их экономический эффект был более, чем положительный. Среди мероприятий международного масштаба можно вспомнить недавнюю Универсиаду в Казани, будущие зимние Олимпийские игры в Сочи и Чемпионат мира по футболу. Перспектива неплохая, если ей грамотно воспользоваться.

Проблемой всех приведенных примеров является тот факт, что они носят разовый характер, и соответственно полученный экономический эффект — одноразовый. А вот, например все тот же Октоберфест, ежегодно посещают около шести миллионов человек. Оборот праздника, по данным википедии, еще в 2006 году составлял 449 миллионов евро.

Между тем в России ежегодно проходят не менее захватывающие мероприятия, рассчитанные на семейный отдых в том числе. "Вот, например, в эти выходные в городе Сызрань прошел праздник "Сызранский помидор". Потрясающий праздник. У них действительно растут помидоры: и красные, и желтые, и какие угодно. Праздник ежегодный и обычно на него приезжает очень много людей, — рассказывает Ирина Щеголькова, — Развитию событийного туризма мешает ровным счетом то же, что развитию внутреннего в целом — отсутствие необходимой инфраструктуры. Власти пускают дополнительный транспорт (электричку), и готовят туристическую программу. Но негде элементарно остановиться в Сызрани — не хватает номерного фонда. Добраться до самого города — тяжело. И эта проблема большинства маленьких городов".

Однако по заявление представителя Ростуризма, есть и совершенно противоположные примеры. "Очень много людей посещают ивановский Плес. Место очень красивое, в стране раскрученное, к тому же Ивановская область вошла в госпрограмму, — рассказывает Щеголькова, — Вот как раз в Плесе, маленьком городе — нет проблем с номерным фондом. Те, кто приезжают сами могут выбрать гостиницу любого класса. Как они сами смеются, у нас есть гостиница дорогая и не очень. В дорогой ночь стоит тысячу евро. Причем это говорит только о том, что если подобные цены существуют, значит, услугами этих гостиниц пользуются. Они востребованы. Причем там же хорошо развита сеть семейных недорогих отельчиков".

Речь идет о включении Ивановской области в целевую программу Федерального агентства по туризму "Развитие туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы".

Кстати заметим, только за лето 2013 ивановский Плес трижды становился центром событий международного уровня, и это при местном населении около трех тысяч человек. А ежегодно Плес посещают до 400 тысяч туристов.

Открывает летний турсезон в городе на Волге Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало". Творческие встречи, конкурсные показы, просмотр великих фильмов проходят на берегу Волги под открытым небом, богемная и в тоже время демократичная атмосфера — изюминка фестиваля.

Далее в город прибывают российские и зарубежные модельеры поделиться опытом на фестивале "Плёс на Волге. Льняная палитра", который проходит ежегодно на протяжении вот уже восьми лет.

Традиции ежегодных фестивалей в Плесе решили продолжить. И в этом гуду по инициативе губернатора Ивановской области Михаила Меня впервые в стране был проведен Всероссийский фестиваль гитарной музыки. Два дня на сцене для гостей и жителей города более 20 исполнителей и музыкальных коллективов представляли композиции разных жанров и направлений.

Здесь же проходят джазовый фестиваль и фестиваль классической музыки, гастрономические ивенты, плесский грибной weekend, фестиваль утки, традиционный хит которого — утка по-русски с капустой и клюквой. Отметим, что все это только летняя турпрограмма. "У нас весь год расписан", — говорит губернатор Михаил Мень.

По словам Михаила Меня, городу удалось выстроить конструкцию, по которой пошли многие европейские небольшие города, те же Канны. "Это ведь был заштатный городок недалеко от большой и красивой Ниццы. А стал знаменит благодаря грамотно выстроенному событийному туризму. В Плесе мы идем примерно по тому же пути, это приносит уже первые результаты", — уточняет губернатор.

Туризм в целом, и событийный туризм в частности, оказывает мультипликативный эффект на все смежные с туризмом отрасли — транспорт, торговля, культура и искусство, спорт, общественное питание, бытовые услуги, связь. С расширением спектра услуг, увеличиваются и суммарные доходы. Отметим, в 2009 году количество посетителей Плеса не превышало 250 тысяч человек, сегодня эта цифра достигла 450 тысяч и это не предел.

Маленький город Плес на берегу Волги является отличным примером, как нужно выстраивать событийный туризм. Грамотное продвижение продукта приносит не только известность, но и вполне ощутимый экономический эффект. Если говорить об области в целом, то, в 2012 году внутренний туристический поток составил 1,29 миллиона человек, а в 2013 году превысит 1,33 миллиона человек.

Ивановский Плес — это лишь один из примеров, как нужно привлекать туристов. При грамотных действиях регионального руководства, наша страна уже знаменита такими примерами событийного туризма, как Всероссийский бал выпускников "Алые паруса", рок-фестивали "Нашествие", "Крылья", "Рок над Волгой", сочинский "Кинотавр", международный авиасалон "Макс". Конечно, стремиться к совершенству надо, но, главное, в этом деле с чего-то начать. Ведь и Октоберфест когда-то был скромным праздником немецких деревень .

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

Автор Екатерина Карманова
Екатерина Карманова — копирайтер, рекламный менеджер
Обсудить