Заброшенные города — свидетели былой мощи России

Заброшенные города — площадки для триллеров

Когда смотришь на фотографии этих населенных пунктов, всегда приходит мысль: это настоящие площадки для съемок триллеров или фантастических блокбастеров об исходе третьей мировой… Но это не фантастика. По итогам переписи 2010 года более 1100 населённых пунктов России имеют статус города. Из них около полусотни заброшенных и обезлюдевших.

Вспоминаю впервые в жизни изведанное жутковатое ощущение тревоги и безысходности, которое испытал, когда в 90- годах после некоторого перерыва вновь побывал в заполярной базе подводников Гаджиево на Кольском полуострове. Неожиданно обнаружил там целый квартал бывших жилых пятиэтажек с пустыми окнами-глазницами. Дома еще "хрущевской" постройки стояли, как декорации к "Сталкеру"… Но Гаджиево — город не брошенный, там есть новые кварталы, отличные уютные дома. Но вот из того квартала хотелось немедленно бежать сломя голову.

А вообще на Кольском уже множество брошенных не кварталов, а целых городов. Во времена СССР полуостров, да и вообще Мурманскую область, называли самой милитаризованной зоной страны. Бесчисленное множество военных гарнизончиков со стандартными пятиэтажками остались без жителей. Сам видел.

Причем их точного числа я не нашел даже во всезнающем интернете. Когда-то все кольские гарнизоны были закрытыми, большинство даже на карте не значились. И хотя все они принадлежали к одному советскому военному ведомству, все-таки "замыкались" на какие-то конкретные рода войск. Гарнизон летчиков. Гарнизон ракетчиков. Гарнизон подводников. Значительная часть из них теперь — как раз опять же, как полигон для съемок фильмов ужасов.

Мне когда-то довелось бывать в одном из таких брошенных гарнизонов и узреть некоторые моменты его трагического умирания. Сельское поселение Корзуново расположено в юго-восточной части Печенгского района Мурманской области. Его история начинается с 13 октября 1947 года — даты формирования отдельного авиационно-технического батальона Военно-воздушных сил Северного флота.

На территории поселка Корзуново в разное время дислоцировались 769-й истребительный авиационный полк, 912-й отдельный транспортный авиационный полк и 122-я истребительная авиадивизия Северного флота, где проходил службу Юрий Гагарин. По сути, историческое место. Еще в конце 90-х там жило более двух с половиной тысяч человек. По данным переписи 2010 года, их осталось 245.

Единственная котельная, насколько можно судить по прессе, сейчас отапливает лишь два многоквартирных дома. Ушли военные — ушли и почти все остальные. Интернетовские фото нынешнего брошенного населенного пункта представляют собой печальное, и даже трагическое зрелище. Интересно, что оставшимся местным жителям удалось восстановить и поддерживать в сносном состоянии музей Юрия Гагарина. Память все равно жива…

И еще один брошенный городок мне довелось в своей жизни видеть лично. Молога — город при впадении речки Молога в Волгу в 32 километра от Рыбинска. Я из тех мест родом. Да и все предки оттуда. Город был основан в конце XII века. С XV до конца XIX века город Молога являлся крупным торговым центром, с населением в начале XX века более пяти тысяч человек. Те места — настоящая Россия, самая что ни на есть домотканая-посконная, патриархальная. Природа — изумительная. И тихий город Молога тут вроде бы как бы и есть, но его нет…

Читайте также:         На товарняке через необъятную страну   

В сентябре 1935 года было принято постановление правительства СССР о начале строительства Русского моря, Рыбинского гидроузла. Это подразумевало затопление сотен тысяч гектаров суши вместе с расположенными на ней поселениями, 700 деревень и города Молога. На момент ликвидации город жил полноценной жизнью, в нём располагалось шесть соборов и церквей, девять учебных заведений, заводы и фабрики. 3 апреля 1941 года, буквально перед Великой войной, был перекрыт последний проём плотины. Воды Волги, Шексны и Мологи стали выходить из берегов и затапливать территорию.

Самые высокие здания города, церкви сровняли с землёй. Когда город начали разорять, жителям даже не объяснили, что же с ними будет, в конце концов! Им оставалось только смотреть на то, как Мологу-рай превращали в ад. Моя бабушка рассказывала, что жителям велели срочно собраться, взять только самое необходимое и отправляться на переселение. 294 мологжанина отказались эвакуироваться и остались в своих домах. Зная это, строители все-таки начали затопление. Остальные были насильно вывезены.

Как свидетельствуют многочисленные исторические первоисточники, спустя некоторое время среди бывших мологжан началась волна самоубийств. Они целыми семьями и по одному приходили на берега водохранилища топиться. Поползли слухи о массовых самоубийствах, которые доползли до Москвы. Было принято решение выселить оставшихся упрямых жителей на "гостеприимный" север, а город Мологу вычеркнуть из списка когда-либо существовавших. До сих пор Молога, говорят, пару раз в год поднимается из воды. Уровень водохранилища периодически колебался, обнажая мощёные улицы, останки домов, кладбища с надгробиями…

На сайте Roadplanet. ru нашел полные трагизма рассказы и фотографии других заброшенных городов России, оставленных жителями не в период войн, катаклизмов или кровавой советской индустриализации. Они опустели уже в период "новой России", в лихих (без кавычек) 90-х. Вот еще некоторые примеры.

"Хальмер-Ю" в переводе с ненецкого означает "Река в долине смерти". Есть также такой вариант перевода, как "Мёртвая река". Кочевые оленеводы ненцы считали поселок Хальмер-Ю в Коми священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. С переходом новой России к рыночной экономике встал вопрос о целесообразности существования поселка Хальмер-Ю как такового. 25 декабря 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации, так сказать, градообразующего предприятия, шахты.

Осенью 1995 года планировалось завершить ликвидацию посёлка, причём правительство пыталось осуществить процесс по мировым стандартам, что потребовало огромных финансовых и материальных ресурсов. В результате при выселении использовались силы ОМОНа. Вышибались двери, людей насильно загоняли в вагоны и вывозили в Воркуту. Новое жилье людям ещё не предоставили, некоторые получили недостроенные квартиры. Переселение же их в общежития и гостиницы Воркуты делало людей заложниками обещаний властей, которым мало кто верил… Но сейчас, в принципе, бывшие жители Хальмер-Ю почти все обустроены на новых местах.

Сейчас территория посёлка используется как военный полигон под условным названием "Пембой" -- ну хоть на что-то сгодились брошенные строения. 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю. А что еще с ним делать? Люди-то сюда больше никогда не придут…

Примерно та же судьба у бывшего посёлка угольщиков в Пермском крае, который был в территориальном подчинении города Губаха. Еще в 1721 году в Соликамском уезде Сибирской губернии было открыто Кизеловское месторождение каменного угля, и в 1778 году были заложены знаменитые некогда Губахинские копи, рабочие которых жили в поселке на высоком правом берегу речки Косьва (притоке Камы).

В период индустриализации, перед самой Великой Отечественной, населенный пункт Губаха был преобразован в город из рабочих поселков Нижняя и Верхняя Губаха, Кржижановский и поселок шахты Крупская 22 марта 1941 года. Сейчас это всего лишь дачные поселки. А сам город почти полностью поглощен природой. Из примечательных зданий — больница, здание культурно-делового центра, здание НКВД.

Посёлок Промышленный в Коми, был основан 30 ноября 1956 года. История этого посёлка тесно связана с историей двух шахт — "Промышленной" и "Центральной". На сегодняшний момент на промышленной площадке шахт ничего связанного с угольной промышленностью не осталось. Некоторые строения переоборудованы под лесопилку. Остальное уничтожено, срыто под уровень земли. В результате "реструктуризации" весь персонал этой шахты оказался мгновенно уволенным и брошенным на произвол судьбы. Руководство Пермской области и Гремячинска тогда смотрело на всё сквозь пальцы, как бы молчаливо поддерживая действия "реструктуризаторов".

В советское время посёлок городского типа Иультин в Иультинском районе Чукотского национального округа в отрогах Эквыватапского хребта был неким центром добычи олова на Чукотке, на открытом в 1937 году месторождении. В условиях рынка, в 1994 году, Иультинский горно-обогатительный комбинат прекратил добычу, месторождения законсервированы. Некогда процветающий центр оловянной добычи и производства, город с многотысячным населением был брошен в 1995 году. Люди уходили отсюда спешно, как в эвакуацию, брали с собой только самое необходимое. Город полностью умер к 2000 году.

Нижнеянск — посёлок (уже бывший) в Усть-Янском улусе Якутии. Расположен за Северным полярным кругом, в дельте реки Яны. По переписи 1989 года численность населения составляла три тысячи человек. Возник в военные годы как речной порт. Отнесён к категории рабочих посёлков в 1958 году. Выполнял функции транспортного центра. Объекты поселка — речной порт, судоремонтные мастерские, дом культуры, средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения, торговли и бытового обслуживания.

Нижнеянск сегодня -- это готовые декорации для триллера. Самые смелые фантазии режиссера, попытавшегося нарисовать брошенный город, вряд ли смогут соперничать с тем, что происходит с этим городом наяву. Какой-то старый высокий и совершенно бесконечный забор из колючей проволоки. Серые блоки двухэтажных домов с черными глазницами выбитых окон тянутся вглубь города, образуя мрачные улицы. Повалившиеся фонарные столбы, оборванные электропровода, горы занесенного снегом хлама, брошенная техника…

Ну и история еще одного городка, уже даже не "именного", а "номерного", безвременно ушедшего в небытие. В Петропавловске-Камчатском-54, в бухте Финвал, ранее базировался дивизион подводных лодок. Из-за особого режима секретности название бухты Бечевинская было строго засекречено, вот и было решено переименовать ее в бухту Финвал. В бухте находился дивизион подлодок экспедиции особого назначения, которые были передислоцированы с Северного флота. Полное расформирование бригады было в 1996 году. Все военное имущество было вывезено, отключено электричество и водоснабжение. Теперь тут людей нет. Приезжайте, киношники — снимайте блокбастеры на здоровье…

На этом пока остановимся. Перечислять брошенные города и поселки России — дело неблагодарное. Да и сердце кровью обливается, чего уж там…

Читайте самое интересное в рубрике   Регионы   

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить