В каждой девушке скрыта Царица ночи

С 6 по 31 января в Камерном музыкальном театре имени Б. А.Покровского проходит фестиваль, приуроченный ко дню рождения Бориса Покровского. В этом году нам покажут восемь спектаклей Покровского: "Ростовское действо" Димитрия Ростовского, "Волшебная флейта" и "Дон Жуан, или Наказанный развратник" Моцарта, "Похождения повесы" И. Стравинского, "Нос" Д. Шостаковича, одноактные оперы Дж. Пуччини "Плащ" и "Джанни Скикки" и "Юлий Цезарь и Клеопатра" Генделя.

Великие постановки живут десятилетиями

Несмотря на аншлаги (лишний билетик спрашивают далеко от входа), вашему автору посчастливилось посмотреть два представления "Волшебной флейты", поставленной Борисом Александровичем еще в 2004 году. Даже вне зависимости от исторической актуальности у театрального искусства есть такое свойство, как эфемерность, спектакли рассыпаются от времени — у них есть естественный срок жизни.

Но великие постановки живут десятилетиями, а грандиозные режиссерские и художественные решения позволяют производить возобновления. И "Волшебная флейта" в постановке Покровского относится к числу тех постановок, которые мало страдают от времени, и поэтому это очень важный, очень интересный и очень поучительный для многих спектакль, позволяющий учиться у гения, и мы надеемся, что в театре сохранят его надолго. Он стоит того.

Японцы говорят, что работу настоящего мастера видно, когда он болен или пьян. Эту пословицу, наверное, нужно понимать так, что талант наиболее очевидно проявляется в (относительных) творческих неудачах — неудачах по меркам гения. Хотя Покровский был очень "ровным" режиссером, тем не менее, и у него были относительные успехи и неудачи, и принято считать, например, постановку "Волшебной флейты" не самым сильным спектаклем Камерного театра.

Это понятно, хотя сам Борис Александрович и писал: "Не хочу играть в чрезмерной современности, в желании идти в ногу со временем, потому что я уверен, что время идет в ногу с Моцартом", он признавался, что не понимал либретто "Волшебной флейты", а его светлому дару были абсолютно чужды приписываемые автору текста Шиканедеру и Моцарту масонские настроения.

На самом деле, фабула "Волшебной флейты" перестает казаться абсурдной, как только ты понимаешь социальный заказ этого спектакля. Шиканедер был отличный антрепренёр, Ауф дер Виден — демократический театр, и ему был нужен семейный спектакль, что-то вроде сегодняшних мультиков студии "Пиксар", ориентированных на маленьких детей и переносящих зрителей в фантастический мир, захватывающий воображение маленьких детей, или примерно то, что два с половиной века спустя Моцарта и Шиканедера Дисней сделал в виде мультфильма "Бэмби".

И оказывается, что либретто, на самом деле, очень актуально — только для целевой аудитории — пятилетних детей. В самом деле, запертый на замок рот Папагено абсурден только для взрослых, а для непослушных пятилетних малышей — это жизненная реальность, как и принципиальная важность в жизни испытаний в виде игры в молчанку и справедливость наказания за хвастовство и обман.

Ходульная важность и суровость моральных назиданий смешна только для взрослых, но для пятилеток, еще не научившихся из личного опыта отличать добро ото зла и пока еще несовместимых с самой идеей порока, они вовсе не ходульны и не ложнопафосны, а законы мудрости, любви и доброты являются для малышей истинными без релятивистских оговорок, свойственных взрослым.

Жанр семейного спектакля

С детьми надо говорить на их языке. Покровский это отлично понимал, но он, видимо, не помнил специфики нравов детей в том или ином возрасте — и в Камерном музыкальном это спектакль для зрителей от 12 лет, а в этом возрасте люди хоть ростом еще и маленькие, но уже солидные, их на мякине не проведешь, а "Бэмби" им кажется несерьезным и несуразно сентиментальным.

Кстати, в известном фильме Формана есть эпизод с мальчиком именно этого возраста в театре. Но то, что с удовольствием смотрят подростки, слишком тяжело для восприятия малышей, которые быстро устают, и им нужна большая динамика на сцене. Но умная сказка Покровского все-таки дотягивается до сердец малышей, и что им за дело до высокомерия взрослых, забывших, как они переживали над подметенными конфетти, выброшенными после Нового года в мусорное ведро!

С четырехлетними детьми ходить на "Волшебную флейту", наверное, еще рано — они боятся и переживают, и еще не всегда понимают юмор Папагено, они не в состоянии еще понять всю условность вызывающих у них откровенный ужас эпизодов с попытками лишить себя жизни — у Памины и птицелова, но с пяти лет их уже надо приучать к большому искусству, и вряд ли есть что-то лучше этой оперы Моцарта, где маленькие люди сразу, сердцем, не рефлексируя, чувствуют настоящие шедевры — Царицы ночи, плача Памины, арий Зарастро, трио Памины, Тамино и Зарастро и так далее.

У Покровского актеры постоянно передвигаются по залу, и трогательная маленькая девочка в платочке трогала, утешая, за платье Памину, когда та горевала о том, что принц Тамино не хочет с ней разговаривать. А потом — вы не поверите! — Папагено подошел к этой девочке в платочке, взял ее за руку и стал с ней танцевать веселые танцы птицелова!

При этом жанр семейного спектакля требует и взрослой составляющей. Общее впечатление от этих просмотров спектакля великого режиссера — у вашего автора сильно развилась мизогиния. И не в этом ли был замысел великого Бориса Александровича — показать нам природу женственности во всем ее спектре в условиях крайне ограниченного канона детской сказки?

Царица ночи — это экзамен на зрелость любой сопрано. И уже давно очарованный легкой и непринужденной, напрочь разбивающей сердца пятнадцатилетних подростков в роли Инес в Трех Пинто Екатериной Ферзбой ваш автор с ужасом обнаружил, что она не только отлично поет Царицу ночи, но и совершенно органична в этой роли. Как, — думал ваш автор, — неужели и в этой очаровательной, совсем еще молоденькой девушке с восхитительным голосом тоже скрыта в потенции жестокосердечная, мстительная, мужененавистническая, кровожадная и откровенно климактерическая — в своем стремлении расправиться с Зарастро посредством дочери — Царица ночи?! Неужели, это действительно в природе всех женщин? Только копни поглубже! Неужели, действительно, все они таковы?! Но Cosi fan tutte — это другая опера (и ее тоже ставили в Камерном театре)!

И на следующий день Татьяна Федотова, запомнившаяся вашему автору в заглавной роли в великолепной и чудовищно незаслуженно обойденной театральными премиями премьере прошлого года — бетховенской Леоноре, подтверждает — они все таковы. Федотова безупречно поет, и она хороша собой, но точно так же убедительно играет все худшее, что есть в Царице ночи (или во всех наших женщинах?).

Конечно, эта властная носительница зла потерпела поражение, потеряв дочь, но ведь она сама в этом виновата. Чтобы окончательно пробудить женоненавистничество в вашем авторе, вторая отличная Леонора театра Покровского — Татьяна Ветрова, в той партии предельно аскетичная и суровая — вдруг раскрывается в роли эротичной и даже, не побоюсь громкого слова — откровенно распутной первой дамы.

Нет, все-таки ни в коем случае нельзя судить о личности актера по ролям, которые он исполняет. Правильно говорят про нынешнее поколение звезд Камерного музыкального театра — на сцене они могут все!

Актерский состав музыкального театра имени Б. А.Покровского

Рецензенты Pravda. ru много раз подмечали, что разные составы актеров театра Покровского — при очень высоком уровне сценической дисциплины — рассказывают нам разные истории. Вот и в этот раз у Юлии Катинской в роли Памино и Александра Полковникова — Папагено выходит совершенно иная история приключений в замке Зарастро, чем невинная встреча у очаровательной в своей сдержанности, романтичной Олеси Старухиной (Памина) в паре с Андреем Цветковым-Толбиным, трактующим образ Папагено в духе старой русской гуманистической традиции маленького человека, загнанного и забитого злым и несправедливым обществом. И очень маленькие зрители сочувствуют Папагено в его злоключениях и неприятностях.

Катинская и Полковников, не скрывая эротической составляющей (детям непонятной), показывают нам совсем другие приключения в духе современной сцены. Полковников играет совсем другого Папагено, это не выгнанный жестоким, несправедливым обществом в лес нищий птицелов, как у Цветкова-Толбина, а, вернее, какой-то Фигаро или, на худой конец, Лепорелло, вполне себе самостоятельный в поисках любовных приключений, хотя и зарабатывающий себе на хлеб в услужении графу, Дон Жуану или в нашем случае принцу Памино (мой отец — король, стало быть — я — принц).

Памина Катинской молода, жизнелюбива, но она вовсе не романтичная принцесса, верящая в любовь по портрету, а, скорее, практическая немецкая принцесса из многочисленных захудалых княжеских семей, стремящаяся к браку по расчету с принцем — благородная по крови, а в душе бюргерша-мещанка. И только это социально обусловленное стремление подняться за счет женитьбы не дает ей закрутить роман с очень харизматичным, но низкородным Папагено (кстати, скандально известный в свое время Кристоф Мартин Виланд, по мотивам которого Шиканедером было написано либретто, в своих произведениях создавал образ безудержно чувственного человека, что принесло ему дурную славу (без паблисити нет просперити!) непристойного, эротического писателя).

И сравнивать две эти совершенно разные истории, выполненные абсолютно одинаковыми сценическими средствами, очень интересно и поучительно. А в последний год президента Обамы неожиданно политически актуально зазвучал Моностатос (уходи, твоя душа так же черна, как и твое лицо).

А в целом, да, все верно. В "Волшебной флейте" Бориса Александровича Покровского "ярок каждый голос, точен каждый обертон, безупречна каждая фиоритура, пьеса смотрится на едином дыхании и ничто не царапает глаз, а ограниченные возможности камерного театра используются на сто процентов." Не упустите возможность еще раз увидеть, как работал гений оперной режиссуры, пока нам ее еще представляет театр на Никольской улице в двух шагах от Кремля.

И да, 18 января в 17.00 в Доме-музее А. Н. Островского (филиал Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина) состоится открытие выставки "Век Покровского", рассказывающей обо всех спектаклях фестиваля; 19 января в честь 90-летия режиссера, драматурга и публициста Григория Спектора театр показывает "Похождения повесы" Стравинского, над возобновлением которого в 2010 году Спектор работал в качестве режиссера, а 23 января в антракте знаменитого спектакля "Нос" состоится презентация книги Бориса Покровского "Очевидное и спорное". Не пропустите.


Какое будущее ждет российскую оперу?
Комментарии
Комментарии
Комментарии
Spassky Kochan Китай не примет Порошенко на саммите G20
Spassky Kochan Китай не примет Порошенко на саммите G20
Spassky Kochan Китай не примет Порошенко на саммите G20
Alex Kotov ВМФ России уничтожит авианосцы несбиваемым залпом "в упор"
facebook_100002192001736 Клинтон может сменить Белый Дом на тюрьму
Alex Kotov В Литве суд отправил за решетку на 120 дней 5-кратно судимого "патриота" за оскорбления русских в соцсетях
facebook_100002192001736 Китай не примет Порошенко на саммите G20
Spassky Kochan Основатель российского оппозиционного издания найден мертвым в своей квартире в Киеве
сергей попов Жительница Челябинска чуть не загрызла врача местной больницы
сергей попов В Литве суд отправил за решетку на 120 дней 5-кратно судимого "патриота" за оскорбления русских в соцсетях