"Воздушные змеи" в Беэр-Шеве, или Погоня за небом

Беэр-Шевский городской театр (Израиль) удивляет каждой новой постановкой, утверждает постоянный автор Pravda.Ru. Пронзительная рецензия на премьеру пьесы Идо Риклина "Воздушные змеи" по одноименному роману Ромена Гари (Романа Кацева) от очевидца этого сценического волшебства.

Сначала я должна рассказать, что такое Беэр-Шева и где она есть.

Этот израильский город часто называют столицей Негева. В пустыне, где бедуины пасут овец и статуями застыли верблюды цвета древнего и бесконечного песка, оазисом стоит белый город. С современным Дворцом юстиции. С нарядным центром сценических искусств. С фонтанами и садами. Огромную площадь занимает знаменитый университет, который носит имя Бен-Гуриона, отца-основателя, первого премьер-министра Израиля. По легенде, в этих местах когда-то состоялся большой разговор между еврейским лидером и бедуинским шейхом. Они о чем-то договорились, а это место получило название Беэр-Шева ("беэр" — на иврите "колодец", "шва" — "клятва"… "Колодец клятвы")… Есть еще версия про "семь колодцев". Это если переводить так: "беэр" — "колодец", "шева" — "семь".

Город быстро растет. Для меня одним из главных показателей роста и движения вперед стал городской театр. Еще совсем недавно (я как раз приехала в Израиль, поселилась в Беэр-Шеве, сразу пошла на спектакль) это было некое воплощение пустыни. Уровень… Нет, я не буду это описывать. А сейчас театр удивляет каждой новой постановкой. Здесь существует единственный на театральных просторах страны художественный совет. Беэр-шевские спектакли давно и убедительно символизируют некий "негевский феномен". И неизменно номинируются на национальную театральную премию по многим категориям.

Шесть человек, взрослые актеры и дети, выходят к рампе с желтыми воздушными змеями в форме шестиконечных звезд -"магендавидов". Шесть миллионов погибших. Шесть воздушных змеев. Желтый цвет — как латы на одежде, на лагерных робах… Надо отпустить бечевку. Отпустить змеев в небо, чтобы они плыли, свободные и обреченные. Чтобы над землей еще раз встала желтым крылом память. Ведь у жертв, как написал в своем романе "Воздушные змеи" особенный, изысканно- горестный писатель Ромен Гари (настоящее имя Роман Кацев), "нет успокоительной способности к забвению".

Идо Риклин, режиссер и драматург, внимательно и бережно перевел "Воздушных змеев" на язык сцены. И поставил по своей динамичной, лишенной многих линий и тем романа, но тактичной и отмеченной искренностью инсценировке спектакль в беэр-шевском театре.

Для этого ищущего и без устали эспериментирующего человека, для Идо Риклина, на первый план выступила тема памяти. Памяти отдельного человека — и памяти исторической. В финале, в сцене свадьбы Людо и Лилы, Людо, уникальный юноша, умевший в уме извлекать квадратные корни, без помощи логарифмической линейки производить сложные математические вычисления, запоминать любые цифровые последовательности, кричит гостям на свадьбе, залу, миру: "Запомните: Шамбон-сюр-Линьон! Никогда не забывайте: Шамбон-сюр-Линьон!"

Мы помним. Мы не забыли. В этом французском городке пастор Андре Трокме, его жена Магда и местные жители спасли десятки евреев. "Никогда не забывайте!" — кричит Людо. Француз, прошедший жесткую школу бойцов Сопротивления, рисковавший жизнью, стыдившийся своей Родины и гордый любовью к ней, он кричит, умоляет сохранить в памяти великую безжалость и боль и великую человечность.

Приведу важную цитату из Ромена Гари: "…Бесчеловечность — часть человеческого. Пока люди не признают, что бесчеловечность присуща человеку, они будут жертвами благонамеренной лжи". Память в спектакле прочно переплетена с трогательной, безукоризненно сыгранной историей любви. Лила, аристократка, красавица, капризно-наивно не знающая, что делать со своей красотой, вошла в его жизнь, когда ему было десять лет, а ей на полгода больше. Она обожгла его белокурыми волосами, очарованием, грацией. Тем немеркнущим светом, который делает жизнь отзвуком, рамкой любви. И этот счастливый ожог Людо пронес через войну, отчаяние, разлуки, его верность и восхищение не поколебали ни боль, ни унижения, через которые она прошла, чтобы спасти близких и себя…

Сцена, в которой Лила возвращается из похода по городку Клери с обритой головой (война кончилась, и недавно трясущиеся от страха граждане позволяют себе казнить, миловать, выражать свое мнение), воспринимается как безжалостный вопрос: кто имеет право судить других, кто определяет меру наказания, страдания за реальный или вымышленный грех…

Автор романа формулирует свое мнение четко и просто. "Человеческое братство имеет иногда мерзкий привкус", — пишет Гари об эффекте массового единодушия… Неизменно изящный, мощный и афористичный Ромен Гари тоже участвовал в Сопротивлении. Видел позор, кровь, предателей и героев. Вынес из огня и трагедии войны простую истину: очищают неуспокоенная живая совесть и истинная любовь… История Людо и Лилы сродни лучшим легендам о земной любви. Та же поражающая воображение мелодия стойкости, верности, всепрощения. Ни связь любимой с немецким генералом, ни страницы ее короткой горькой жизни в публичном доме не дискредитировали ее чистоту и очарование в глазах Людо. В его любящем сердце. Любовь выдержала. Приподняла к небу.

Воздушные змеи в Беэр-Шеве, или Погоня за небом

Том Хагай в роли Людо романтичен и серьезен одновременно. Белая фея Лила Броницкая (Авигайль Харари) - хрупкая и нежная, зависимая от ветров и лучей лилия, вечная девочка, воплощение грации, дорогой цветок.

Создатель воздушных змеев, народный философ, устремленный в небо, в просторы над прозаичной землей, чистый душой дядя Людо Амбруаз Флери (Нир Менки) выглядит и действует монотоннее, одноцветнее, чем персонаж романа. Ромен Гари отмечает его "серьезность и лукавство", а актерский рисунок однообразно-пафосный.

Поэт французской кухни, гений поварского искусства Мерселен Дюпра (Мули Шульман), увлеченный, шумный, знающий в жизни одну-единственную страсть, одного идола — кухню, в меру экспансивен. Ярон Бровински (немецкий генерал фон Тиле) весь закручен, как пружина, нервность будто проступает через мундир. Грязь и ужас войны гнетут его. Он пытался сделать что-то для поражения гитлеровской Германии. Разрывался между долгом офицера и совестью гуманиста. Действовал и страдал. И его самоубийство перед приходом союзников выглядит честным, понятым, почти героизмом.

Воздушные змеи в Беэр-Шеве, или Погоня за небом

Эффектно и горячо играет в этом спектакле Шири Голан (она в спектакле и эксцентричная, порхающая по жизни мама Лилы Геня Броницкая, и мужественная участница Сопротивления, но тоже весьма театральная и колоритная в своих "графских" проявлениях мадам Жюли). Такой она еще не была. Такая она впервые. С каждой новой работой актриса раскрывается ярче, обретает новые интонации и краски. Пластика и оригинальные приемы построения речевых характеристик выше всех похвал. Шири Голан врезается в память острым росчерком, высокой нотой, которая не гаснет.

Спектакль беэр-шевского театра качественно скроен, элегантно и зрелищно оформлен сценографом Эйтаном Леви. Сцена устремлена ввысь, как натянувший нить воздушный змей, как струны и паруса, отсвечивает алым и синим цветами, переливается огоньками и опавшими листьями. Возникает некая отдельная территория, земля Гари-Риклина. И жизнь на ней идет по особым законам. Виртуоз сценического света Ави-Йона Буэно (Бамби) превращает многоголосый пестрый поток сцен в единую пульсирующую ткань. А костюмы Светланы Брегер, как всегда у этого мастера, стилистически точны и органичны, выдержаны в изысканной цветовой гамме, слиты с режиссерским языком.

…Небо и земля необходимы друг другу. Один вовсе не обязательно наделен менее острым зрением и более слабым духом, чем толпа. Из всех идей и доктрин любовь — самая человечная. Эти и многие другие вопросы решает и уносит ввысь умный и острый спектакль, в котором космическая сложность человеческой души витает в облаках, как воздушные змеи доброго и бескорыстного дядюшки Амбруаза.

Читайте также:

Реалистичный театр: Замуж — поздно, сдохнуть — рано

Опера "Макбет": Зло побеждает добро?

Ирина Маулер: Эта женщина с гитарой

Фильм "Танцовщик": Любовь, жизнь и балет

Весь мир — театр "Габима"

Автор Инна Шейхатович
Инна Шейхатович — культуролог, музыковед, литературный и театральный критик *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *