Премьера спектакля "Riverside Drive" по Вуди Аллену в театре "На Страстном"

Вуди Аллен на языке оригинала

В Москве, в Театральном центре "На Страстном" состоялась премьера спектакля "Riverside Drive". Пьесу Вуди Аллена постановил молодой режиссер Александр Созонов. Актеры — недавние выпускники Школы-студии МХАТ, молодые американские актеры. Да-да, вы не ослышались — американские. Исполняется спектакль целиком на английском, с субтитрами. Грустная и смешная пьеса о том, как живется обитателям современного мегаполиса.

Название пьесы можно перевести как "Набережная", можно как "Драйв над обрывом". В этот раз решили название пьесы не переводить. Во-первых, драйв он и в Америке драйв, во-вторых, это название довольно известной Нью-йоркской улицы. Ну, и, наконец, спектакль играется — по-английски, с субтитрами. Все роли исполняют молодые американцы.

Все как положено у Вуди: секс, деньги, Нью-Йорк. Смешно, чуточку абсурдно. Интеллектуально? Возможно, но не заумно. Кинодраматургу Джиму вот только-только улыбнулась удача. Он назначил встречу своей любовнице Барбаре, чтобы сказать ей, что их роман окончен, и он хочет вернуться к жене и детям. Однако вместо любовницы встречает здоровенного типа, который требует у него часть гонорара, поскольку сюжет Джим якобы украл у него. Оказывается это психопат, недавно выпущенный из сумасшедшего дома. Но он еще и драматург.

С этой пьесойВудиАллен дебютировал как театральный режиссер в 2003 году. Довольно поздно, если учесть, что он начал сниматься в 1965-м, на следующий год его пьесу поставили на Бродвее, а в 1969-м он снял свой первый самостоятельный фильм в качестве кинорежиссера. Для того чтобы стать театральным режиссером, потребовалось еще полвека. Ему это просто не было нужно, все это время Вуди Аллен интенсивно работал в кино.

Поскольку спектакль идет в Москве уже второй раз (первый показ проходил полгода назад на Заводе "Флакон", в бывшем "Хрустальном заводе им. Калинина"), то о нем уже сложилось какое-то мнение критиков. Скорее всего, тоже студентов, или недавних выпускников. По их мнению — пьеса о том, что люди в мегаполисе живут одним днем. Жизнь изматывает, добившись какого-то успеха, житель большого города начинает бессмысленно ее прожигать. Наконец такое благополучие становится невыносимым. А бессмысленное существование может изменить лишь такая случайная встреча.

Сюжет, кстати, очень напоминает один из фильмов братьев Коэнов, "Бартон Финк", где тоже есть закомплексованный писатель, громила и женщина. Тоже хитросплетения жизни, творчества, как ее замысловатого, подчас кривого отражения.

Читайте также: Вуди Аллен подарил встречу с незнакомцем

Фанаты Вуди, скорее всего, легко определят, что в этой пьесе он пишет о себе, любимом. Ведь это он — робкий очкарик, пытающийся выжить любой ценой. Тут не все так просто. Вообще-то нельзя написать около пятидесяти киносценариев, снять более тридцати пяти фильмов как режиссер, и сняться самому в сорока четырех фильмах, как актер, будучи размазней и ничтожеством, единственным отважным поступком которого остается поход к психоаналитику.

Такой смог бы снять один фильм, написать единственный сценарий или сняться в первой и последней роли. Впрочем, большинство фильмов Вуди Аллена — вот об этом: о слабости, неуверенности в себе и желании выжить любой ценой. Это как бы такой сериал, меняющий жанры, длящийся полвека, в котором неизменен остается только юмор. Его в Америке принято называть интеллектуальным. Можно и так сказать, среди наших юмористов Вуди Аллену, пожалуй, ближе всего Михаил Задоронов. Но в смысле интеллектуальности — это комплимент скорее Вуди, чем Михаилу.

Не так давно вышла биографическая книжка Эрика Лакса, толстенный 370-страничный том под названием "Разговоры с Вуди Алленом". Когда биографа спросили, интересно ли беседовать с Вуди, Лакс ответил, мол, даже интереснее, чем смотреть его фильмы. Потому что видишь перед собой человека, совершенно не похожего на своего героя, который на экране всегда выглядит потерянным. Сам же Вуди Аллен все держит под полным контролем: и свою жизнь, и свое искусство.

Так что в пьесе не то что Вуди Ален и встреченное им материализовавшееся зло окружающего мира, а скорее Вуди Ален и Вуди Ален, две ипостаси его личности, настоящей и экранной.

Кроме того, можно вспомнить первую работу Аллена в кино — фильм "Что нового, киска?" Там ведь история такая: в 1965 году Аллена пригласил продюсер картины Чарльз Фельдмандл для небольшой доработки сценария. Надо было переписать главную мужскую роль, которая предназначалась мужественному красавцу Уоррену Битти, ныне уже почти забытому. Пожалуй, самая популярная его роль — в фильма "Бони и Клайд" 1967-го года. Аллену была предложена и маленькая роль. Но в процессе переделки сценария он так укрупнил свою роль за счёт роли Битти, что тот обиделся, отказался сниматься. А студия решила, что сценарий Аллена, гораздо лучше.

Вместо Бити был приглашен Питер О'Тул, тоже оказавшийся неплохим актером. А Вуди Аллен показал свой истинный характер. Но ему все равно пришлось и дальше переделывать сценарий, так как в картину вошел Питер Селлерс, британский актер и к тому времени "звезда", он добавил в фильм много собственных идей, не всегда разделявшихся Алленом.

С тех пор Аллен решил работать самостоятельно и стал признанным мастером авторского кино. Дело дошло до того, что ему поставили памятник. Но не в Америке, а у нас в Калининграде, ведь настоящая фамилия Аллена — Киниксберг.

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить