Большой ремонт в Большом театре

Большой театр за свою двухсотлетнюю историю существования горел и разрушался не раз, но всегда восставал из руин и пепла. И вот в 2011 году завершается очередной цикл реставрационных работ, результатами которых станут восстановленный исторический облик здания, а также новейшее техническое оснащение его сцены и "закулисья". Так чем же нас удивят?

Культурная жизнь российской столицы уже более двухсот лет немыслима без знаменитого московского Большого театра. Его историю принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов получил на строительство высочайшее соизволение императрицы Екатерины II.

Изначально театр располагался на правом берегу Неглинки и был назван Петровским, причем он сгорел еще до открытия. Горел и разрушался он потом не раз — и каждый раз восставал из руин и пепла. На том месте, где театр стоит ныне, он был построен и открыт в 1825 году, но после очередного пожара в 1853 году от здания остались только каменные внешние стены и колоннада главного входа.

Грандиозной реставрацией руководил тогда архитектор Альберт Кавос, и его творение считается каноническим обликом Большого Петровского театра. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили знаменитую бронзовую квадригу работы Петра Клодта, а на фронтоне установили гипсового двуглавого орла — государственный герб Российской империи.

Читайте также: Театральная победа "Архнадзора"

В таком виде Большой театр встретил социализм — и тут его оформление снова изменилось: была полностью убрана царская символика и появились атрибуты нового строя. Потом была война, застой, перестройка и началось становление "новой России". Пять лет назад Большой закрылся на очередную реставрацию, результатами которой станут восстановленный исторический облик театра, а также новейшее техническое оснащение его сцены и "закулисья".

Перед началом работ, в 2005 году, главный театр страны представлял собой удручающее зрелище: его колонны и фасад были покрыты трещинами, краска и штукатурка облупились, многократно ремонтированный паркет требовал капитального восстановления, а богатое убранство залов за десятилетия работы театра потеряло былой шик. По словам руководителей реставрационных работ, текущее восстановление Большого театра будет полностью завершено осенью 2011 года. Так чем же нас удивят?

Фото: AP

После закрытия театра на ремонт оттуда несколько месяцев вывозили реквизит и детали интерьера, разбирали полы и элементы декора. Параллельно мастера изучали архивные материалы — старинные чертежи, картины, гравюры и фотографии, на которых запечатлен облик театра в предшествующие эпохи. Всего для восстановительных работ было привлечено свыше 3000 специалистов, в том числе более 950 реставраторов.

Как выяснилось, в середине XIX века по замыслу архитектора Кавоса фасад был выкрашен в золотисто-песочный цвет — его было решено вернуть. Краску изготавливали по старинному рецепту, применявшемуся в XIX веке; необходимого оттенка добились благодаря сочетанию умбры, охры, глины и извести.

Читайте также: За штампом в паспорте — в театр "Арлекин"

Фасад Большого театра был усилен, восстановлена его верхняя часть, а вместо демонтированного советского герба здание снова украсил двуглавый орел. Были также отреставрированы основания и белокаменные колонны главного портика, а по периметру здания установлены чугунные, настенные и торшерные, фонари. Судьба знаменитых колонн Большого театра заслуживает особого внимания. Их пришлось… обессоливать.

Огромные каменные опоры здания театра выполнены из белого камня — известняка, который красив, но очень подвержен воздействию климата и осадков. Со временем, из-за городской пыли и копоти, колонны главного фасада Большого театра утратили свой естественный бело-желтоватый цвет, а на их поверхности появились крупные "мокрые" темные пятна, свидетельствовавшие о разрушении поверхностного слоя каменных блоков.

Реставраторы выяснили, что первоначально колонны стояли на бересте, которая применялась для гидроизоляции. Со временем древесная кора истлела, и колонны стали круглогодично напитываться водой с растворенными в ней солями, что на фоне перепадов температур разрушало их изнутри.

Первым делом мастера очистили белый камень от краски и штукатурки, после чего на поверхность колонн был нанесен особый состав — смесь целлюлозы и глины, и в таком виде каждая колонна на две недели была завернута в пленку. После неоднократного нанесения таких "компрессов" специалисты проводили контрольные замеры уровня солей. Некоторыекаменные блоки восстановить не удалось, и они были заменены, но теперь все, и старые и новые, колонны покрыты защитной полупрозрачной глазурью.

На крышу здания была водружена отреставрированная знаменитая Квадрига Аполлона — на ней заделали трещины и вмятины. Для того чтобы скульптура не страдала от вредных воздействий атмосферы, ее покрыли несколькими слоями защитного состава, который в свою очередь скрыли под слоями оливково-зеленой краски, имитирующей цвет патинированной бронзы.

Фото: AP

Внутри Большого театра свой исторический облик обрел главный вестибюль. В его кирпичной кладке реставраторы обнаружили фрагменты стен театра 1870 года и даже более старого Петровского театра (1825). В ряде помещений под паркетом открылась настоящая венецианская мозаика, для воссоздания которой потребовались различные камни: от природного туфа до редчайших пород мрамора и яшмы. Теперь блеск мозаичного пола подобно калейдоскопу меняет свой цвет — в зависимости от интенсивности и угла освещения.

Очень сильно убранство вестибюля Большого театра пострадало в годы Великой Отечественной войны. Известно, что в октябре 1941 года, пробив фасадную стену, в здание театра попала немецкая фугасная бомба, которая взорвалась именно в главном вестибюле. Взрывной волной были разрушены декоративные лепные части главного фасада, обрушилось перекрытие вестибюля, были сорваны дубовые входные двери, и вылетели почти все окна, расположенные на фасадах.

Помимо реставрации главного вестибюля Большого театра были восстановлены его Белое фойе, Экспозиционный, Хоровой, Круглый и Бетховенский залы, а также ложи и ярусы. Лепные украшения, изначально выполненные из папье-маше, были созданы в 1856 году, когда здание театра восстанавливали после пожара. Помимо легкого веса детали из папье-маше имеют и другое достоинство: они, подобно дереву, имеют целлюлозную основу и не лопаются из-за деформаций, неизбежно возникающих на ограждениях ярусов театра в результате вибрации, производимой музыкальными инструментами и синхронными овациями. Часть лепнины была и остается позолоченной.

Реконструкции подверглась также уникальная звонница Большого театра, аналогов которой не существует ни в одном театре мира. Колокола для нее собирал по всей России бывший звонарь А. В. Кусакин. Его стараниями в Большом находятся тридцать пять старинных колоколов, различающихся по всем параметрам, в том числе один колокол XVII века (1678) и четыре — XVIII века.

Воссоздание легендарной акустики Большого театра напрямую зависело от элементов декора. Во многом звуковая атмосфера определяется тканевой драпировкой помещений, а потому реставраторам было важно сохранить историческое оформление исторической части здания. Сохранившиеся фрагменты старинных тканей из декора театра были взяты за основу для ручного изготовления новых полотен, а многие утраченные материалы пришлось даже разрабатывать заново — по картинам и старинным описаниям. За три года кропотливой работы мастерами вручную было изготовлено почти два километра дорогих тканевых полотен: 512 метров шелковой брокатели с орлами, 600 метров штофа для лож и 744 метра красного атласа.

Под землей же и около главной сцены все годы реставрации велись инженерные работы: прокладывалась новая система отопления, монтировалось самое современное сценическое оборудование. Несколько лет напряженного труда конструкторов и рабочих завершились установкой уникальной подъемно-опускной гидравлической станции, которая теперь позволяет за считанные минуты полностью преобразить сцену. В России этот метод приведения в действе театральных механизмов применен впервые.

Сцена теперь состоит из нескольких площадок, ширина каждой из которых составляет 22 метра, а длина — три метра, при этом каждая платформа может бесшумно подниматься на 20 метров. Подвесы для декораций связаны между собой и со всеми элементами нижней механизации сцены системой компьютерного управления, которая также предоставляет контроль над системой перемещения объектов в воздухе — на случай использования в спектаклях летающих артистов, бутафории или элементов декораций. Возможности, предоставляемые теперь режиссерам и художникам, поистине неограниченные!

Московский Большой театр был и остается одним из основных символов величия России и богатства ее культуры. Меняются сценические постановки, постоянно увеличивается их сложность, а старинный театр в процессе своей реставрации молодеет, бережно сохраняя свое историческое величие и обретая самые современные черты. Свои двери обновленный Большой распахнет в октябре 2011 года.

Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить