При слове "культура" моя рука тянется к ...

Автор пьес "Вышка Чикатило", "Лесбияночки шума цунами", «И в Париж», а также других скандальных постановок - драматург Михаил Волохов -  попробовал себя на прочность. Он и сценарист, и режиссер, и актер и даже оператор своего фильма «Вышка Чикатило». Картина - участница программы альтернативное российское кино.

Для тех, кто не знает с кем имеет дело, представим одно из недавних произведений Михаила Волохова.

Сюжет "И в Париж" прост как лагерная баланда. Два беглых уголовника бегут в Париж на крыше поезда (наверное тогда, когда вырубили все электричество). Всю дорогу (или лирическую трагедию?) кроют по-черному матом, высказывая незамысловатые свои мечты: стать президентом (не доморощенным – непременно французским), отыметь британскую куин (воровать так миллион!), порассуждать о бессмертии души и т.д. В финале один попутчик съедает другого и подыхает от «отравленных мозгов» российского человека разумного (Homo sapiens). Причем оба "гомо" всю дорогу пытаются трахнуть друг друга. Что очень возбудило критиков – хотел написать господ, да призадумался, а вдруг обижу «дамочек» - геевской субкультуры. Хвалебных рецензий в розово-голубых тонах больше, чем кильки в Черном море.

Высококультурный Лев Аннинский не смущен матерщиной Миши-многостаночника, потому что "в текстах Волохова такое уже привычно, никакого эпатажа нет, Волохов на уголовника не похож, матюги в его речи перемежаются с латынью католических молитв (недаром же Волохов много лет жил во Франции), с цитатами из мировой литературы и философии (прямо-таки университетский багаж). Посему смысл фени в устах героя я вижу только в том, что это поколение «не различает», отказывается различать приличное и неприличное".

Оправдав лексику автора, критик переходит к высоким материям. Современный Белинский пишет: "Маньяк рассказывает, что «детишек» он приманивал конфетками и сказочками. Значит, виноваты во всем «родители» этих «детишек»: если бы они не жалели для своих отпрысков сладостей и ласки, те не шли бы с чужим дядей в темный лес. Так что дядя не виноват. Виноват весь мир, а он «перед Богом прав». Пушкину не простили юношескую "Гаврилиаду", половозрелому Волохову ставят в заслугу "Вышку". Теперь жди чего-нибудь "шахидского". Просто так Волохов не остановится.

Среди поклонников таланта Волохова мужи российской культуры: Лев Новожёнов (телеведущий), Кирилл Разлогов (культуролог), Анатолий Брусиловский (книжный график и по совместительству основатель отечественного боди-арта), Андрей Житинкин (режиссер), Михаил Салов (режиссер-постановщик), Лев Аннинский (литературный критик), Дмитрий Петухов (актер), Рене Герра (переводчик пьес М. Волохова на французский язык).

Кирилл Разлогов , ведущий программы «Культ кино», неустанно нахваливает продукцию автора-маргинала.

- Творчество Михаила Волохова, безусловно, явление незаурядное.
Оно принадлежит сразу нескольким сферам: и литературной, и театральной, и кинематографической, и, как утверждает сам автор, быть может даже и философской. И в этом сопряжении разных сфер сказывается универсализм и таланта, и подхода к тому, что рассматривается и отражается в его произведениях. Вместе с тем это творчество носит отчетливо выраженный маргинальный характер.

Оно противостоит тем ведущим тенденциям – то, что называется сейчас мейнстримом в культуре – как в культуре массовой, так и в культуре изощренной, высоколобой - высокой, как говорят. Это явление относительно новое – оно чрезвычайно характерное в первую очередь для искусства ХХ и ХХI века.

Я думаю, что эти вот альтернативные тенденции, «другие» тенденции –
тенденции, которые расширяют диапазон творчества за установленные обществом рамки, будут иметь все больший вес и большее значение в дальнейшем. И в этом смысле кинематографический и театральные опыты Михаила Волохова, безусловно, все больше и больше будут получать общественное признание.

«Вышка Чикатило» в этом плане одно из центральных его произведений – опять же существующее в разных вариантах. Кинематографический опыт находится на границе между собственно кинематографией и видеоартом. Это две разные формы экранного творчества со своими эстетическими  особенностями.

В какой-то степени, хотя трудно себе представить, чтобы такое было показано по телевидению, здесь используется опыт реалити-шоу, который в той или иной степени может найти преломление и на экране кинотеатров, и на экране видео.

И опять-таки стремление использовать разные эстетические традиции с вполне конкретной целью – не столько даже чтобы шокировать аудиторию, сколько  расширить диапазон ее восприятия явлений, которые раньше бы отталкивались абсолютно безоговорочно, и делает эту работу Михаила Волохова интересной и поучительной.

В настоящее время в одном из самых модных столичных театров «Практика» (художественный руководитель Эдуард Бояков ) готовится к постановке новая Мега-версия спектакля по пьесе Михаила Волохова «И в Париж» в постановке Михаила Салова с Заслуженным артистом России Геннадием Храпунковым и Дмитрием Петуховым в главных ролях.

Игорь Буккер

Справка:
Михаил Волохов - драматург, член Союза писателей Москвы.

В 1978 году женился на француженке, жил в Париже. Там же к нему пришел успех. Эжен Ионеско благословил постановку "Игры в жмурики" Волохова во Франции, которая была принята также мэтром Французского театра Бернаром Собелем. В России первооткрывателем драматургии Волохова стал Андрей Житинкин ("Игра в жмурики", "Вышка Чикатило").

Автор книг - "Игра в жмурики" (1993, изд-во "Глагол"), "Игра в жмурики" (Германия, 1994), "Великий утешитель" (1997), "Вышка Чикатило" (2002), "Лесбияночки шума цунами" (2002), "Игра в жмурики: собрание сочинений" (2002).

С конца 2004 года Михаил Волохов издает порнографический журнал "Скунцц".

Михаил Волохов. Скандалом жечь сердца людей

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить