Феномен Серова: Взгляд из XXI века

Ажиотаж вокруг выставки к 150-летию со дня рождения Валентина Серова, прошедшей в здании Третьяковской галереи на Крымском валу, похоже, стал неожиданностью даже для ее организаторов. Экспозицию посетили около полумиллиона человек, люди часами выстаивали на морозе, чтобы приобщиться к произведениям русского живописца… В чем же тут секрет?

Универсальность творчества

Валентин Александрович Серов (1865-1911) — один из самых известных русских художников рубежа XIX-ХХ веков. Но творчество его при этом универсально: в нем сочетаются лучшие традиции русского реализма, европейского классицизма и, наконец, новаторства современной живописи. Именно Серов дал толчок развитию стиля модерн в русской живописи, и именно его творчество предвосхитило развитие авангарда.

Как правило, с годами в творчестве большинства художников формируется какой-то один стиль, по которому его произведения легко узнаваемы. Однако Серову удалось достаточно ярко проявить себя в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве.

Среди его работ — исторические картины, пейзажи, бытовые зарисовки, книжные иллюстрации… Однако прежде всего это портреты. Созданная им галерея образов современников поражает своей масштабностью и даже некоторой противоречивостью. Здесь и великосветские особы, и представители творческой элиты и деловых кругов, а также родные, друзья и знакомые художника… Но кого бы ни изображал Серов — царя, купца или беззаботную девушку, — ему всегда удавалось чутко уловить и отобразить характер и индивидуальность своего персонажа, сделать его "живым".

От портретов до шаржей

Экспозицию открывала "Девочка с персиками" (1887) — наверное, самая известная картина живописца. На ней изображена 12-летняя Вера Мамонтова (1875-1907) — старшая дочь русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова (1841-1918).

Портрет писался летом 1887-го в абрамцевском имении Мамонтовых. Сам художник так отзывался о нем: "Я сам ценю и, пожалуй, даже люблю его… Все, чего я добивался, — это свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах".

В числе экспонатов выставки оказались работы, которые долгое время были недоступны нашим соотечественникам. Так, из Национальной галереи Армении был привезен в Москву портрет Марии Акимовой (1908), который сам художник называл одним из своих лучших произведений.

Настоящим событием стал показ в галерее портрета "Девушка, освещенная солнцем" (1895). На нем изображена двоюродная сестра Серова Мария Яковлевна Львова (1864-1955), тогда еще Маша Симонович. В начале прошлого столетия картина была вывезена во Францию и находилась в Музее Орсе, откуда на время и прибыла "погостить" обратно на родину.

Целый цикл произведений посвящен представителям царского дома Романовых. Композицию "Петр I" (1907) В.А. Серову заказал московский издатель И.Н. Кнебель, который затем воспроизвел ее в книге "Картины по русской истории" (М., 1908). Работая над картиной, художник пытался создать образ Петра, существенно отличавшийся от общепринятого в изобразительном искусстве того времени. "Обидно, что его, этого человека, в котором не было ни на йоту позы, слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем, — говорил он. — А он был страшный: долговязый. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом".

Нельзя не обратить внимание на портрет Иды Рубинштейн (1883-1960), доставленный в Третьяковку из Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге. Это одна из поздних работ Серова (1910). Рафинированно-изысканный образ танцовщицы в роли царицы Клеопатры, у ног которой свернулся похожий на змею зеленый шарф, ближе скорее к стилистике экспрессионизма, чем реализма. В картине органичным образом соединились живопись, графика и другие направления творчества мастера… Перед нами идеальная обнаженная модель и в то же время выразительный характерный портрет…

Пожалуй, сюрпризом для рядовых посетителей выставки могли стать редко экспонируемые шаржи на друзей и знакомых Серова, включая известных художников, поэтов и актеров: И.Э. Грабаря, Л.С. Бакста, С.П. Дягилева, М.А. Кузмина, И.Л. Рубинштейн и других. Не забыл художник и про самого себя: шарж-автопортрет "Скучный Серов" (1910-1911) пропитан горькой иронией. Впрочем любой творец должен уметь посмеяться не только над другими, но и над собой…

Дыхание прошлого

Чем же так притягательно оказалось творчество Валентина Серова для современных россиян, избалованных интернетом, телевидением и любыми видами искусства, как традиционными, так и нетрадиционными?

Думается, это тяга к прошлому, к корням… Быт русской деревни, интерьеры старинного заброшенного дома, портреты людей, которые жили когда-то и олицетворяли свою эпоху — все это давно ушло в небытие. Но на картине Серова девочке с персиками по-прежнему 12 лет, и за окном — конец XIX века…

Комментарии
Комментарии

Для российских "критиков режима" гораздо важнее подавать ситуацию вокруг российской олимпийской сборной именно как политическую. Ну, то есть, еще одно подтверждение "давления Запада", которое только "нарастает". Что противоречит заявлениям западных чиновников и журналистов - мол, мы исключительно за чистоту спорта. А политическую карту как раз Кремль разыгрывает, внимание отвлекает.

Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада