Международный день джаза отмечают 30 апреля

Московский джаз: привет от Дюка

Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила 30 апреля Международным днем джаза в ноябре 2011 года. Этот праздник, по мнению его учредителей, должен всемерно способствовать "повышению степени информированности международной общественности о джазе как о силе, содействующей миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми".

Первый праздник, прошедший в 2012 году, включил выступления джазовых исполнителей в живую, а также мастер-классы и круглые столы с участием людей, внесших свой вклад в развитие джаза. Международный день джаза не включен в список тематических дней ООН, но совпадает по календарю в США и в ряде других стран мира с празднованием в апреле "Месяца джаза". Симптоматично, что именно в апреле отмечаются дни рождения таких легендарных личностей, как: Джерри Маллиган (6 апреля), Билли Холлидей (7 апреля), Херби Хэнкок (12 апреля), Элла Фицджеральд (25 апреля) и Дюк Эллингтон (29 апреля).

Исторически джаз зародился в североамериканских салунах и клубах, а первыми исполнителями были бывшие афроамериканские рабы, их музыка отражала борьбу с угнетателями и стремление к творческой свободе. Раскованные и бесшабашные, они внесли природный дар импровизации в легкую музыку белых. Но со временем джаз воспарил к сложным гармониям, сохраняя при этом свою мощную энергетику и витальность низов. С появлением ярких индивидуальностей джаз все больше становился музыкой не для всех. И в наш мобильный XXI век эта музыка оказалась почти элитарной, эдакий единственный светлый островок в пучине пошлой и бездарной популярной музыки.

Читайте также: Сергей Минаев на пороге джазовой вселенной

Впервые в России слово "джаз" было упомянуто в печати 2 апреля 1912 года. А уже 1 октября 1922 года вернувшийся из Парижа музыкант Валентин Парнах дал со своим оркестром первый в СССР джазовый концерт. А 8 марта 1929 года в Ленинграде прошла премьера представления "Теа-джаз", осуществленная народным джаз-оркестром Леонида Утесова. Но незадолго до этого в газете "Правда" Максим Горький назвал джаз в соответствии с идеалами времени "музыкой для толстых". Не будем судить, прав или нет был великий русский советский писатель. В каких только грехах не обвиняла тоталитарная пресса сталинской эпохи бедный отечественный джаз. Есть ли смысл, терять время и обвинять их? Скажем лишь, что в стиле джаза работали такие корифеи советской музыки как Исаак Дунаевский, Никита Богословский, Александр Цфасман.

А во времена "хрущевской оттепели" (1 октября 1956 года) был создан один из самых "долгоиграющих в мире" джазовых оркестров под управлением Олега Лундстрема. Лишь редким гастролерам из заграницы  удавалось попасть за «железный занавес», сооруженный коммунистическими идеологами вроде Суслова. Вспоминается при этом такой прискорбный факт, что в 1974 году в Москве были отменены  гастроли выдающегося канадского корифея джаза Оскара Питерсона. Это произошло по вине Госконцерта, поместившего его в третьеразрядную гостиницу «Урал», что вызвало справедливый гнев артиста. Выступления гениального пианиста, «джазового Листа» прошли лишь в пограничном  Таллине.

В горбачевские времена знаковым событием стали гастроли виртуозного американского пианиста Дэйва Брубека, неоднократного лауреата всех премий. Однако и после того, как советская власть пала, джаз остался в культурном гетто. Лишь на канале "Культура" изредка балуют слушателей джазовыми концертами, а многочисленные джазовые фестивали не могут похвастаться большими аудиториями слушателей.

Читайте также: Сергей Мазаев: "У меня вся жизнь - скандалы"

Но не все так плохо. Самый знаменитый американский биг-бэнд- "Оркестр Дюка Эллингтона" — своё 90-летие отмечает мировым гастрольным туром, которой начался в Казахстане, а закончится в Нью-Йорке. 24 апреля легендарный джазовый коллектив дал единственный концерт в Москве, в Доме Музыки. В прежние годы оркестр неоднократно удостаивался самой престижной награды США: премии Grammy. За свою длительную историю оркестр, играющий обычно традиционный джаз, неоднократно приезжал в СССР и в Россию. Триумфальные гастроли 1971 года особенно запомнились советскому зрителю и самому "герцогу джаза". В Ленинграде после того, как его мощный биг-бэнд отыграл всю программу, Дюк сел за рояль и в течение часа вдохновенно импровизировал. А последующий джем-сейшн с ленинградскими музыкантами вышел настолько ярким, что фотографии с этого вечера вошли в книгу воспоминаний Дюка Эллингтона.

Российский джазмен Давид Голощекин так был вдохновлен этим вечером, что позднее назвал один из залов петербургской джазовой филармонии эллингтон-холлом. Но уже через три года великий маэстро музыки умер от рака легких и руководство оркестром перешло в руки его сына Мерсера, а потом и внука Пола, который так отзывается о этой поездке: "Я счастлив, что нас хорошо принимала публика, радостно и восторженно. Я рад, что юбилейный тур удался".

И в 2013 году москвичи горячо приветствовали выступление легендарного коллектива, зал был забит восторженными меломанами. Интересно, что легендарный композитор и пианист — Дюк Эллингтон — свое творчество джазом не считал. Он называл его просто "американской музыкой". Традиции филигранной техники исполнения американские музыканты поддерживают и сегодня на репетициях в Светлановском зале, а руководит ими в Москве пианист и аранжировщик Томми Джеймс, который пришел в оркестр, когда Дюк уже скончался. Но с детских лет Томми, воспитанный в атмосфере блюза, является фанатом его музыки. Он бережно относится к традициям Дюка и старается сохранить его фирменное звучание.

По его мнению, выступать в России гораздо интереснее, чем в Америке, которая перестала ценить своё национальное достояние "джаз", а превратилась в страну сплошного фастфуда. "Люди в Европе и Японии более отзывчивы к нашему творчеству. Поэтому в год мы даем 75-100 концертов и большинство из них проходят вне стен Америки", — говорит Джеймс. Он считает: "джазу нельзя научить в специальных школах, его надо чувствовать. В основе его лежит импровизация. Музыкант на пенсию не уходит, он играет до самого конца. Хотя это невозможно, но я бы хотел сыграть на своих собственных похоронах".

Тромбонист Стэффорд Хантер признается в одном интервью: «Знаете, такая легкость и энергетика  происходят от  того,  что мы  являемся просто одной большой семьей, в которой я чувствую себя счастливым. Когда я прихожу в оркестр, то ощущаю,  словно я оказался снова дома. В год мы даем десятки концертов, много гастролируем, а это большая нагрузка на психику. Мы ветераны прекрасно понимаем, что кого-то из оркестра надо оставить наедине со своими личными мыслями,  а к кому-то  надо подойти, похлопать по плечу или утешить, поговорив по душам». Трубач Кевин Брайан замечает, что юбилейная программа так составлена, чтобы каждый музыкант мог продемонстрировать свое искусство в сольных импровизациях. Ведь буквально каждый музыкант оркестра  виртуоз в своем деле.

Читайте также: Рок полезен для ума, а попса - для дисциплины

В московском концерте были задействованы 15 человек: пять саксофонистов, четыре трубача, три тромбониста, пианист и дирижер Томми Джеймс, барабанщик Дэйв Гибсон и один контрабасист. Ветераны оркестра работали в нём на протяжении 20-25 лет, часто совмещая игру с записью сольных дисков и участием в других музыкальных коллективах. Открыла вечер культовая композиция, известная меломанам со стажем еще по музыкальным программам радиостанции "Голоса Америки": — "Таке the A-train".

В программе первого отделения концерта звучали только золотые хиты оркестра: Creole Love Call, Сaravan, Black & Tan Fantasy, Sophisticated Lady. В последнем блестяще солировал замечательный баритон-саксофонист Джейсон Маршалл. Эти номера отразили некогда баснословную эру свинга 30-40-х годов XX века. Один из хитов создавался ещё в то время, когда оркестр Эллингтона играл в знаменитом "Коттон клубе". Одноименный фильм с участием Ричарда Гира пользовался в 80-е годы немалым успехом в среде московских видеоманов, ведь его поставил сам Фрэнсис Форд Коппола, автор трилогии "Крестный отец". Большинство интерпретаций композиций старались передать атмосферу того периода времени, когда они впервые были записаны Дюком Эллингтоном. Барабанщик Дэйв Гибсон виртуозно солировал вначале композиции Caravan, а потом его громкое вступление продолжили по очереди другие музыканты.

Во втором отделении прозвучали в основном новые композиции, их исполняли молодые музыканты, пришедшие в оркестр лишь в последние 5-10 лет. В них просматриваются как ритмы рока, так и меланхоличные латиноамериканские мотивы. Но они тонко стилизованы исполнителями именно под ту музыку, которую сочинял и играл сам маэстро Дюк Эллингтон. На бис музыканты исполнили лишь одну композицию, но восхищенные зрители еще долго провожали прославленный коллектив долгими аплодисментами. Пришедший через века в Россию, джаз живет и здравствует.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Виталий Хабаров
Виталий Хабаров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить