Интервью с музыкантом, композитором, уникальным гитаристом ДиДюЛей

ДиДюЛя: Чем больше преград, тем лучше музыка

Сегодня концерты музыканта — уникального гитариста, композитора ДиДюЛи собирают огромные залы, но парадокс заключается в том, что его музыку, признанную и оцененную во многих странах, в России нельзя услышать ни на одной радиостанции, ни на одном телеканале. Почему так происходит и что по этому поводу думает сам музыкант, выясняет корреспондент "Правды.Ру" у ДиДюЛи.

В апреле у ДиДюЛи произошло грандиозное событие. Впервые вышел альбом под названием "Сто лучших композиций", в который вошли самые лучшие произведения за последнее десятилетие.

— ДиДюЛя, разрешите вас поздравить с выходом нового альбома. И все-таки хотелось бы узнать, почему за столько лет работы вашей музыки до сих пор не слышно на радио?

— Знаете, меня этот вопрос мучает уже давно, потому что это ситуация, которую можно преодолеть за год, за два, но я ее не могу разрешить уже второй десяток лет. И это я и сам не могу объяснить…

Раньше для меня это было трагично, теперь только забавно. Ведь я не хочу полететь на Луну, а всего лишь хочу услышать свою музыку там, где она должна быть. Музыка на радио должна быть распределена по сегментам: популярная на одной волне, симфоническая на другой. Существуют разные музыкальные жанры, но я на протяжении 13 лет не попадаю ни в один из разрядов. Может, это потому что музыка непривычная и в ней есть некая эксклюзивность? Тогда это здорово, замечательно.

— А что вам говорят редакторы музыкальных радиостанций? Как они мотивируют отказ?

— Редактора ничего не говорят, они принимают диск, а потом бегают от меня, отключив телефон. Даже не придумывают ничего, чтобы ответить отказом, просто не берут трубку, чтобы не вступать в диалог. Это замечательная ситуация, которая наполняет меня куражом. Ведь, как ни странно, чем больше преград, тем лучше будет музыка. Для меня это потрясающая школа, классное профессиональное испытание, которое нужно преодолеть. И, в общем, это не сложно, имея такую аудиторию слушателей на концерте, как у меня.

ДиДюЛя: Чем больше преград, тем лучше музыка. 283943.jpeg

— А вот представьте себе что, наконец, ваша музыка прорвется сквозь преграды и окажется на всех радиоканалах. Такое может случиться?

— Это самая опасная вещь. Если из каждого утюга начнет звучать моя музыка — это будет катастрофа! Такого ни в коем случае нельзя допустить. Просто запрещу многим радиостанциям ее использовать, на "Русском радио" ее точно не будет. Я даже в сборных концертах-солянках на телевидении не участвую, несмотря на то, что уважаю молодых артистов. У меня есть свое мировоззрение, свой взгляд на жизнь, совершенно четкий стиль и разбрасываться я не хочу. Если выступать на телевидении, то только со своим сольным концертом. Я не готов идти на компромиссы, разрывая гармонично выстроенный двухчасовой концерт "драйвовой" музыки на мелкие номера. Кстати, телевизор я вообще не смотрю и совершенно не горюю по поводу того, что мои сольники там не транслируют. Преграды пускай будут, они нас закаляют.

— Почему не смотрите телевизор, не находите там для себя интересных передач или совсем некогда?

— В последние годы совершенно не включаю телевизор, потому что это самое большое зло, какое есть в жизни, кроме отдельных каналов, которые несут просветительскую миссию, например, канал "Культура" или Discovery.

Практически все российское телевидение — это конкретный "зомбоящик", направленный на то, чтобы уничтожить все, что есть в человеке разумного. После просмотра пятнадцати минут передач, напичканных негативом, кровью, страхами, бессмысленным насилием, человек реально становится овощем. Представляю, что происходит с людьми, которые долго смотрят "ящик"… Это совершенно "зомбированные", запуганные люди. Не понимаю, зачем беспрерывно показывать судебный произвол в каждом регионе, круговую поруку, коррупцию, воровство и несправедливость, а самое главное — бессилие властей перед этими явлениями?

— А вы считаете, что нужно показывать сплошной позитив, жизнерадостные программы, а все, что у нас происходит в стране несправедливого — замалчивать?

— Дело в том, что все должно быть в равных пропорциях, в балансе. Можно поговорить и о проблемах, и о чрезвычайных ситуациях, но есть, же много интересных явлений: людей труда, героев, ученых, людей, которые преодолевают сложности. Телевидение идет по такому же пути, как и все человечество — это коммерческий путь. Путь денег, рейтингов. Ради них на каналах снимают передачи, культивирующие все низменные инстинкты.

Идти по пути таких инстинктов легче, потому что телевизионным боссам нужно добиться увеличения рекламных бюджетов любым путем. Идеал телевидения — чтобы не было ничего, а была сплошная реклама, вот это было бы золотым веком владельцев голубого эфира. Сплошной поток рекламы напитков, прокладок, моющих средств. Но сейчас еще надо что-то вставлять между рекламой… Представляю, как они злятся, заполняя рекламное время какими-то фильмами, передачами!

Все мировое телевидение идет по этому пути, но где-то в разумных странах оно имеет государственное регулирование, у нас, к сожалению, пока этого нет.

Поэтому всем рекомендую телевизор не смотреть! Сам завишу от него, но вместе с тем понимаю, что на сегодняшний день телевизор отнимает очень много времени, психического здоровья и это, по большому счету, ненужное звено в жизни человека.

— Знаете, если бы не было новостных передач, мы бы не узнали, что творится в вашей родной Белоруссии. Насколько я понимаю, сейчас ваши земляки изолированы от внешнего мира?

— Можно по-разному относиться к президенту Белоруссии Александру Лукашенко, но я его уважаю. То, что он ограждает от внешнего мира людей, это ошибочное суждение. Он, наоборот, за интеграцию, за экономический и творческий обмен, просто условия этого обмена разные.

Мы до конца не знаем всех фактов, чтобы судить о происходящем, но если вы приедете в республику, вы увидите, что там спокойно, нет преступности. Люди не живут роскошно, но там стабильно и это уже не маловажно в наше достаточно жесткое время. Белоруссия развивается. Есть, конечно, сложности, потому что маленькой республике в центре Европы не так-то просто, нет ресурсов, нет запасов. Но когда я туда приезжаю, вижу очень ответственных, терпеливых, трудолюбивых людей. И мне радостно, что республика не подкошена, у нее есть достойный лидер. Хочется, чтобы здравый смысл не покидал белорусов, чтобы республика по-прежнему двигалась к созиданию.

— А вы часто приезжаете в свой родной Гродно? Каким его сейчас видите?

— Сейчас Гродно — как маленькая Швейцария. Выстрижены газоны, нигде не найдете окурка, абсолютно ухоженный, чистый, аккуратный город, и вся Беларусь такая. Вся отреставрированная, с бережно сохраненными старыми зданиями, костелами, замками, с узкими улочками. В Гродно много молодежи, много студентов из разных стран, из Африки, из Азии, они чувствуют себя там достаточно комфортно. На самом деле, Беларусь — открытая страна в центре Европы, с удивительным народом. Это мистическое место силы, историческое место, где было пересечение всевозможных военных маршрутов, особенно в этом смысле силен город Гродно. Мой родной город, который дал мне старт, дал толчок. Всегда с радостью приезжаю туда, встречаюсь с друзьями, выступаю на концертах. Правда, с каждым годом все реже, много приходится ездить по миру с гастролями.

ДиДюЛя: Чем больше преград, тем лучше музыка. 283942.jpeg

— Какое выступление вам особенно запомнилось, в какой стране нравится выступать больше всего?

— Мне всегда отрадно видеть на своих концертах людей разных национальностей, потому что инструментальная музыка не имеет границ и барьеров. В этом смысле больше всего нравится Нью-Йорк. В Америку мы приезжаем не первый год, это здорово, что нас там любят, хорошо принимают.

Нью-Йорк — столица мира, этот город создает удивительную атмосферу на концерте. А после концертов я, как человек не равнодушный к инструментам, совершаю рейд по музыкальным магазинам. Мы с моими музыкантами дружной толпой прочесываем авеню, где расположены основные музыкальные магазины, выбираем для себя какие-то уникальные инструменты, что-то необычное, чего нельзя купить в Европе, в России. Мы смотрим, пробуем, экспериментируем. Когда начинаем играть, продавцы просто падают в обморок, мы там даем настоящий мини-концерт! Вообще, поход по магазинам — это целый ритуал. Где бы мы ни находились с командой, мы постоянно ищем уникальные звуки, помогающие создать сногсшибательный инструментальный трек. Это дорого стоит.

— ДиДюЛя, вы так интересно обо всем рассуждаете, легко, живо. Но все-таки приехать из маленького белорусского городка и завоевать у огромного количества поклонников симпатию, не выступая на радио, на телевидении, не имея огромных средств для раскрутки, как такое может быть? В чем секрет везения?

— Только реальный труд. Ни связи, ни деньги, ни тем более случайное везение, о котором любят рассуждать многие артисты. У российских людей существует такой феномен, как вера в чудо. Мечта о волшебной "курочке Рябе", которая снесет золотое яичко. Вот эта вера в удачу, в счастливое стечение обстоятельств, в случайность, в какое-то талантливое озарение прочно укоренилось в сознании. Это все большие иллюзии, с которыми давно пора расстаться. Главное — это постоянная вера в то, что ты делаешь, и большая внутренняя осмысленная работа. Другого способа я не знаю.

Читайте также интервью:

Джазовый монолог зрелой женщины

Сергей Мазаев: "У меня вся жизнь — скандалы"

Михаил Шуфутинский: "В семье я — президент"

Оскар Кучера: Основа счастья — любовь к себе

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Беседовала

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить