Фестиваль "Славянский базар" в Витебске

Витебские витражи: "Евровидение" отдыхает

Это не очень жаркое лето отметилось в белорусском Витебске масштабным проведением фестиваля "Славянский базар", на котором встречаются лучшие из искусств — театр, классическая музыка и эстрада. Список гостей и участников конкурсной программы обширен — от Григория Лепса, Дмитрия Маликова, Елены Ваенги до Полада Бюль-бюль-оглы и Александра Лукашенко.

Это случается каждое лето. В городе Марка Шагала, там, где, кажется, и сейчас летит над крышами свободная вдохновенная корова, и кто-то рисует Двину, как Сену. Любовно и нереалистично. В этом городе целуются у памятника герою и политику Петру Машерову влюбленные, а женщины торопливо примеряют в торговых будочках на улицах льняные блузки.

Это Витебск. Который живет в июле особенно шумно и музыкально. Вот уже в двадцать четвертый раз цветут васильки на плакатах и афишах. Витебский фестиваль искусств "Славянский базар" накатывает штормом. Город поет, жует, серьезно изучает фестивальную карту и движется от зала к залу. Ждет, обсуждает, аплодирует. Покупает, рассматривает изделия народных мастеров, знакомится.

Двина и Витьба ночами окрашиваются сполохами мирных неоновых пожаров, — они василькового цвета. Особенно проникновенно бьют колокола соборов (их здесь больше двадцати). Звон плывет над куполами, над строгими полисменами ("…я знаю, что фестиваль, знаю, что гости, но и порядок тоже понимать надо, вы куда поставили?!"). На академическом драматическом театре имени Якуба Коласа — афиша театральной программы, здесь спектакли из Даугавпилса, Москвы, Полтавы, Минска…

Старушка с глазами озерного цвета продает васильки. "Да…только что сорвала…Цветок нашей земли". Я покупаю живые синие огоньки, несу их по городу — и думаю: лето, Витебск, традиция. Постоянство и праздник. Море музыки. Все будет хорошо.

Гости и хозяева

На "Базаре" всегда множество знакомых лиц. И — новичков. Вот усердно пишут что-то в своих блокнотах юные корреспонденты газеты "Зорька" (это газета нескольких поколений, ее издают в Минске с 1944 года!), им кажется, что от текстов мир изменится, станет добрым и милым. А вот рассказывает почему она вернулась, и поет, и рада тому, что ее ждали и не забывали зрители и слушатели, Ирина Аллегрова. "Знаете, я будто заново родилась…новые песни вдохнули в меня новую жизнь. Нет-нет, уходить мне пока еще рано!".

В своем сольном концерте -наряду с "шедеврами" типа "любовь -жадная дура", певица спела и свой старый хит, отмеченный спорным постулатом "Все мы бабы- стервы". Держалась гордо, выглядела прекрасно. Шутила с залом. Зал стоял в очереди, чтобы одарить "императрицу" цветами.

Певица Валерия в своем сольном концерте спела много разных ординарных знакомых песен. Пела с дочерью. Дочь тоже голосовыми возможностями не очень отличается. Звук у обеих был несколько зажатым. Хотя — зал любит, восторгается. Привык и принял навсегда. Валерия включила в программу романс Александра Алябьева на стихи Беранже "Нищая". И спела его весьма артистично. Со вкусом и драматизмом.

Геннадий Хазанов лично меня своей программой "Стресс-конференция" удивил. Странным подбором совершенно несмешных реприз. Некой печалью и надрывом. Или — это новый маршрут? Другая сторона клоунады и стремления умно и философично развлечь? Печаль большого клоуна по поводу падения уровня текстов? Некоторые репризы просто неприличны. Жаль, господин Хазанов…

Григорий Лепс в своем сольнике был громогласен. Как всегда. Как всегда, пел на пределе. Микрофон летал и вертелся, как гимнаст-подготовишка. Залу понравилось. Мне было много "предела". И рычания. Хотя все пелось вживую (Боже, какие времена, мы это отмечаем, как особое достижение)…

Фестиваль -это семейное обсуждение известных персон. В кулуарах фотокорреспонденты обсуждают распад пары любимых и красивых ведущих. Ольга Рыжикова и Денис Дудинский, которые вместе придавали особый шарм конкурсным дням, расстались. Оля ушла к новой звезде белорусской эстрады Тео. Денис отпустил бороду, открыл туристическое агентство. И вел конкурс на этот раз с новенькой партнершей. Которая ученически старалась копировать предшественницу…Корреспонденты вздыхали: это не Оля…

Пресс-центр — это сердце и легкие нашей журналистской работы на "Базаре". Здесь колдует-информирует-координирует Аркадий Шульман, здесь все знают, во всем участвуют его коллеги и помощники.

Штурманов по "звездным часам" двое. Интеллигентный Сергей Шустицкий — и плохо воспитанный Алексей Остудин (этот напористый юноша все время норовит рассказать о себе, роняет реплики, как камушки в тихий пруд…). "Звездные часы" — фирменный знак "Базара". Они много дают опытным летописцам.

Возьмем час "Звездного часа" с Еленой Ваенгой. Пришли. Ждем. Певицы нет. Она на репетиции. И пока придти не может. Ждем. Беседуем. Опустошаем бутылки минеральной воды. Почти пятьдесят минут. Вот она вбежала, расстроенная опозданием. "Я не люблю непунктуальных людей…". Продолжает: "Прилетев из Амстердама, считаю своим долгом выступить здесь, в Витебске!". Журналисты хотят знать все. Почему она все время судится с разными изданиями, что купит себе в Белоруссии, почему, почему… Ваенга доброжелательна, но строга:

"Я не могу прощать хамство…Зачем ко мне лезут через забор, когда я копаюсь на грядке?". Действительно, зачем? Странные люди — журналисты. И воспитывают своих читателей-зрителей странно: какая польза от публикации фото согнутой над огурцами Ваенги?…

Звезда одобрила качество белорусского трикотажа. Сказала, что везет из Белоруссии чемоданы детских вещей. "Я одеваю ребенка в белорусскую одежду! Она лучше любого импорта!".

Дмитрий Маликов всерьез озабочен ситуацией в культуре. Дает уроки понимания серьезной музыки, готовит новый проект: спектакль, цель которого научить понимать высокую классику, дать толчок интересу к большому и серьезному искусству.

"Я здесь, в Витебске, каждый день по 2 часа занимаюсь на рояле, надо быть в форме". Председатель жюри детского конкурса "Славянского базара" сказал, что в детстве с восторгом слушал записи Карузо, свою дочь приучает читать хорошие книги. И еще знаменитый композитор и певец сказал, что телеконкурсы, если говорить серьезно, звездами никого не делают.

Дмитрия Юрьевича спросили, каков его рекорд на корпоративах. "Восемь концертов за ночь", — был ответ.

… В зале пресс-центра фестиваля прошел удивительно трогательный и красивый час памяти одного из основателей и подвижников "Славянского базара", журналиста, писателя, мечтателя Михаила Шульмана. Он ушел из этого суетного и прекрасного мира десять лет назад. Но остались любовь и память, мысли и книги. Если отрешиться от масштабов и огромных потоков зрителей, если говорить о задушевности и человеческом тепле, то именно этот негромкий привал среди шума и грохота стал откровением.

Мы смотрели на экране фрагменты грандиозного шоу "Шагаловская феерия", придуманного Михаилом Шульманом, слушали воспоминания его друзей, соратников, соавторов Леонида Богораза и Аркадия Крумера, режиссера Александра Вавилова, известной белорусской певицы Ирины Дорофеевой, коллеги, сослуживца, телевизионщика Сергея Орлова, диктора и ведущей фестивальных программ Алены Спиридович.

На записи оживали идеи и фантазии. Играли скрипачи и плыли в облаках акробаты. Что-то неодолимо могучее и светлое окликало нас издалека. Что? Талант? Воля? Наверное, неукротимость и бесстрашие творчества. Друзья рассказали о всепоглощающем, редком чувстве юмора Миши Шульмана. Об изобретательности и счастливом умении дарить другим творчество и роскошь общения.

Режиссер Александр Вавилов грустно сказал, что теперь "нивелируется профессия режиссера…уходит творчество". В Израиле недавно была переиздана книга, написанная Аркадием Крумером и Михаилом Шульманом тридцать лет назад. "Повесть о счастливом дилижансе". Смешная. Удивительная. Друзья на этой неформатной, неформальной встрече говорили о друге и человеке. О Мастере. И смычки на экране выписывали в небе формулу счастья. Неправда, что нет незаменимых людей. Они есть — и будут.

Официоз и иже с ним

Витебский фестиваль — это крупные мероприятия. Открытие, закрытие. Многослойные программы. Постановочные эффекты. Море участников. Сполохи огня.

Бразильский певец Тьяго Аранкам (он был заодно и судьей в международном конкурсе вокалистов этого года) спел в юбилейном концерте Александры Пахмутовой и Николая Добронравова великую песню "Мелодия". Уроженка Белоруссии, королева красоты и воспитанница ансамбля "Верасы", участница конкурса "Евровидение" Лика Ялинская (теперь ее знают, как Анжелику Агурбаш) вела вместе с белорусским

артистом Вадимом Галыгиным большую часть пышного шоу- открытия. Ее скромный вокал не мешал уверенной манере держаться.

А гвоздем была ее бесконечная, изящная ножка в такой же изящной туфельке. Ножка выглядывала из разреза — и покоряла умы. Вот уж красоту не спрячешь…Интересно, что Ажелику сфотографировали все без исключения фотокорры…Дива мировой оперы Любовь Казарновская спела с поп-певцом Витасом фрагмент из той самой оперы, которая в итоге стала великим балетом "Лебединое озеро". Зал принял. Может, так и делать: пусть оперная певица поет с рок-идолом, а солист- пианист играет вариации на тему "Все мы бабы-стервы"…

Страшновато, нет? А если серьезно, то классики, на мой взгляд, было маловато: Людмила Хитрова в адажио из "Спящей", великий хор Сретенского монастыря, все…

Может, просто самые великие творения, самые сокровенные высказывания гениев не терпят масштаба стадиона. Они желают интимности и неспешности…

Конкурс: судьи и судимые

Жюри международного конкурса исполнителей этом году возглавлял посол Азербайджана в России, композитор, певец, актер, министр культуры Азербайджана Полад Бюль- бюль- оглы. На мой вопрос, верит ли он в то, что конкурс откроет новую звезду, он рассказал мне анекдот. "Пришел священник к мулле и говорит: "Христос воскрес". А мулла в ответ: "На все воля Аллаха"…

Среди конкурсантов были люди очень разные. Димаш Кудайберген из Казахстана (он — студент знаменитого, очень престижного национального университета искусств Казахстана) стал абсолютным победителем. И это совершенно справедливо. В голосе Димаша содержатся и баритональная краска, и красивый тенор, и светлый сильный контртенор. Он — открытие, феномен. Про прочих конкурсантов сказать мне особо нечего: они выглядели ровным, сплоченным отрядом, более или менее скучно (и часто фальшиво) пели.

Были в странной ажитации. Будто встали от летаргического сна только недавно. Пытались произвести впечатление. Что-то придумывали с нарядами. Но все равно скатывались в банальность. Разнообразили пение движениями и прыжками.

Ян Чеховскы из Чехии понравился всем песней "Леди Карнавал". Старой, оптимистичной, из репертуара "чешского соловья" Карела Готта. Удержать яркое театральное начало Ян не смог.

Белорусская певица Валерия Грибусова проявила себя не особенно ярко, и голос, и актерская природа у нее скромные. Жюри, видимо, угадало потенциал, отсюда второе место. Украинская вокалистка Анитт обладает несомненными интересными певческими данными, думаю, она себя еще проявит…

Софья Муратова из России благородна и мила. А крупной заявки на оригинальность не вышло. Форсирование звука, подражательность и клишированность облика, не слишком удачный подбор репертуара — вот основные беды конкурсантов.

Мало было на сцене оригинального, штучного, нетиражного. Кубинка Зуле Герра пела какую-то вымученную джазовую обработку романса "Очи черные". Темпераментная мексиканка Майо Корнейо решительно пошла путем Пугачевой и спела "Не отрекаются, любя". И это было весьма обыденно. Вроде логично и форматно — а чуда не произошло.

Израиль своего представителя в этом году не выставлял. А на прошлом "Базаре" — напомню — с большим успехом выступила замечательная Диана Голби из Израиля. Певица- ураган. Певица- сосредоточенность и тайна…

Дети -конкурсанты пели хорошо. Почти все. Лучше взрослых. Юная прелестная румынка Селена (ей восемь лет) спела "Арлекина", того, который "Гамлета в безумии страстей". И это было здорово! К слову, выучить песню на русском — это уже почти подвиг маленькой и артистичной девочки со смешными хвостиками. Музыкальная и горделивая Стефания из Белоруссии пела ровно и ярко. Увлеченно. Самозабвенно.

Сергей (представитель Боснии и Герцеговины) — мужественный и стойкий парнишка. Смелый. Отчаянный. Танцевальная украинская звездочка Дарья Пышная — королева движения и вообще королева. Одиннадцатилетняя Вероника Устимова (Россия) была искренней и очень вдумчивой. Показала себя поистине зрелой актрисой.

Вторая россиянка, Софья Лопухова, тоже порадовала. Хорошо поют девочки из России! Анналуна Батани из Италии выступила ярко и очень стильно. Гран-при соревнования получила представительница Казахстана, юная Луиза Нуркуатова. Ее победа была заслуженной и уверенной. Устроители соревнования позаботились о том, чтобы детям было комфортно и радостно. К каждому участнику был прикреплен куратор. И юные не ощупали ни на сцене, ни за кулисами тревогу и одиночество…

В детском вокальном конкурсе выступила юная певица и по-взрослому волевой человек Приэли Рубин из Израиля. Она показала хороший, грамотный вокал, и была органична, эмоциональна на сцене. Жюри конкурса на "Базаре" возглавлял композитор, певец, пропагандист серьезной музыки Дмитрий Маликов.

На мой вопрос, почему Приэли не стала лауреатом, он даже не очень смог что-то ответить. Сказал, что надо искать свой репертуар. А у нее как раз-то и был свой…Судьи — и это не только мое мнение!- нашу конкурсантку несколько неодооценили. Самый серьезный и авторитетный музыкальный критик Белоруссии Надежда Бунцевич особо отметила Приэли Рубин, сказала (и написала это в своей газете), что участница была музыкальна и артистична. Что бы ни решили судьи, а юная израильская певица запомнилась, украсила конкурс. Привнесла нечто свое, особенное.

Театр уж полон…

Театральная история "Славянского базара" — особый экскурс в область умного, важного, экспериментального и яркого мира.

Театр имени Колоса каждый вечер заполнен до отказа. Зрители встают после каждого спектакля, горячо приветствуют артистов.

Хотя не всему стоит так горячо аплодировать. Московский губернский театр показал странную и неоднозначную версию инсценированной подборки рассказов Михаила Задорнова "Весна". Это дело рук режиссеров Евгения Гомоноя и Степана Куликова. В последнее время театром руководит знаменитый актер Сергей Безруков. Я уже видела некоторые спектакли в этом коллективе. Пока особых успехов нет, но они будут. Тенденция к оживлению жизни и фантазии есть.

Две творческие дамы, Стелла Самохотова и Софья Лежнева, вдохновленные мощными, точными, хлесткими, личностными афоризмами великой актрисы Фаины Георгиевны Раневской, сделали их основой для биографической пьесы -стенограммы. Возник спектакль "Фаина. Птица, парящая в клетке". Режиссер Станислав Евстигнеев распределил роли, развел мизансцены. Сценограф Роман Ватолкин предложил набор вещей, которые были призваны создать атмосферу дома Раневской. Зеркало, телефон, стол, ширму. Все — банальное и вполне случайное. Как из подбора. Из чужого театра.

Домработница, умершая подруга (в виде приятного призрака, выскальзывающего из-за зеркала, когда приглушается свет и идет вымышленный диалог вне времени и логики…)…Чувак из театра, карикатурный и бестактный до зубовного скрежета… Любовь Орлова (Евдокия Германова), которая стильно и шикарно бегает вокруг Раневской на неимоверных каблуках. Все чуть топорно и обычно. Но мы, я думаю, так благодарны создателям спектакля за возможность еще раз побыть в обществе таланта и интеллекта этой непостижимой и неподражаемой актрисы, вернуться под сень ее сверхъестественного обаяния, что даже поверхностный, будто в спешке, перед отходом невидимого поезда, сделанный спектакль дает ощущение находки, откровения.

Удача, большая, неоспоримая, яркая — это явление Светланы Коркошко в роли, нет, в жизни Раневской. Светлана Коркошко масштабна и полна достоинства. Органична. Она умеет сказать и вздохнуть. Вровень с чудом и силой, с элегантной и острой, бесконечной и великой Фаиной Раневской. Спектакль именно благодаря ей, Светлане Коркошко, мхатовской приме, смотрится. Дышит. Тревожит. Ранит.

Ирина Савельева, хореограф и драматург из Даугавпилса, увлеклась давней и пьянящей эстетикой времени и духа Джакомо Казановы. И — загадочным и ритмичным миром Марины Цветаевой, ее драматическими этюдом "Приключение". Так возник спектакль "Казанова. Генриетта. Венеция". Слов мало, танец, пластика ведут рассказ о любви, инквизиции, рывке на свободу. Всемирно знаменитый канал и карнавальные маски стали фоном и добавили текучей экспрессии в темпераментной фантазии латышских артистов. За кадром мужской голос проговаривает текст. Манерно, неестественно. Говорит "йя" вместо "я". Придыхания создают эффект этакой нервной астмы. Странно. Раздражает. Но — такой стиль. Претенциозный. С рюшечками по краю френча. Вроде как первый класс метро.

Павана в финале, сцены в тюрьме и дуэль Казановы с инквизитором были взрывными, изобретательными. Хорошо подобранная музыка создала эффект близости чуда — как всегда бывает, когда музыка точно, вкусно, правильно подобрана.

Спектакль "Портрет с летающими часами. Марк Шагал" был представлен на фестивале Полтавским академическим театром кукол. Автор пьесы и режиссер Оксана Дмитриева выбрала стержнем полет во времени. Витебск, Петербург, Париж. Эта траектория полета, васильковая парабола великого художника свободна и печальна. Люди Спектакль тронул и приподнял над суетой. Назавтра многие зрители (и мы, журналисты) опять пошли в дом -музей Шагала. И в витебский музей изобразительных искусств.

Автор нескольких популярных романов Татьяна Москвина попробовала написать комедию. И назвала ее "Па-де-де". Танец вдвоем. В балете эта апробированная, классическая форма предполагает совместный выход балерины и танцовщика, адажио, по две вариации каждого из них и заключительную коду.

В своей пьесе- танце драматург вывела три дуэта. Три рассказа об обычных людях. Неудачниках, аутсайдерах. О людях, которые понятны и узнаваемы. Режиссер Александр Васютинский. "Принцы", все, сыграны актером Владимиром Стержаковым. "Балерины" в пару к нему становятся разные. Нелли Селезнева-Неведина. Марина Могилевская. Анна Большова. Сюжеты листаются банальные до стона: старый друг привык стонать и плакаться старой подруге. На то, что жены лгут и терзают. На то, что мир нескладен и неуютен. А она, Люся, всегда бежала к нему, чтобы помочь и отогреть. Любила, наверное. А когда он бросился к ней, схватил, повалил — она растерялась. Опешила. Утром окочательно поняла, что ничего менять не будет. Не хочет. Все ушло. Поздно…

…Жена олигарха, богато и бестревожно живущая дамочка, вдруг понимает, что все мимо, напрасно, все фальшь. Друзья — сплошь нужные люди, чужие. Настоящее ушло, затерялось. Истаяло. Муж кричит, чтобы убиралась. Она почти готова уйти. Ссора. Крик. Швыряние вещей. Неконвенциональная лексика. Но он уже дрогнул. Задумался. Она запросила

прощения. Они помирились. Инерция -страшная сила. И все в этом дуэте осталось на своих местах…

В третьем танце несбывшаяся поэтесса решила умереть. Попросила живенького кондитера из провинции помочь ей. А он приехал на конкурс, радуется жизни, своему умению вкусно готовить, и на все смотрит с интересом и азартом. Посочувствовал — и оставил ей свои бисквиты. На счастье. Не зря оставил…

Все "танцы" вполне вторичны. Текст выглядит случайным подбором слов. Характеры плоские и статичные. Актрисы — все три — оказались беспомощными. Анна Большова невнятна, суетливо — невыразительна. Марина Могилевская ходульна. Чуть лучше, искреннее Нелли Селезнева -Неведина. Хотя совсем чуть-чуть…

Вокруг и около "Базара"

"Базар" — это множество цветных стеклышек. Как огромный витраж. Внутри главного фестиваля есть еще и молодежный праздник, фэст уличного искусства, парад выставок, поездки, пресс-конференции.

"Едем к Репину!" — решили журналисты, понимая, что все равно все события и площадки нам не охватить. Дом Ильи Репина в лесном уголке Здравнево похож на сказочный теремок. Волны зелени плещут возле террасы. Илья Репин (он и переименовал старое Дровнево в Здравнево) хорошо работал в этом милом уголке белорусской земли. Здесь он написал знаменитую картину "Белорус".

А вот и сам художник, сидит неподалеку от дома. Скульптура хороша: молодой и совершенно неофициальный мастер будто устал после прогулки по зеленому простору. И отдыхает. А густые ветви тихонько шелестят над изумрудным прудом. Кажется — вот художник махнет рукой и позовет пить чай на веранду…

Дом новый. Старый репинский не сохранился. В зальчиках с чуть потрескивающими полами — копии картин и странное присутствие прошлого. За стенами дома — детский пленэр. Особое мероприятие этого "Базара". Художники, журналисты и операторы из Белоруссии и России. Молоденькому оператору все интересно заснять на пленку: дом Репина, государственного секретаря Союзного государства (есть такое объединение Белоруссии и России) Григория Рапоту, который пускает по пруду расписной плотик. "Ты хочешь быть оператором?". Мальчик качает головой: "Режиссером". "У тебя есть кумиры? На кого будешь стремиться быть похожим?". Молчит. Мама что-то подсказывает за спиной. "Я хочу быть похожим на себя — и только!". И снова приникает к другу-камере.

Капает с неба прозрачным прохладным дождиком. Юные рисуют дом. Все рисуют по-разному. Кто-то с точностью фото, кто-то с фантазийным размахом. "Катюшу" поет Валерия Курнышкина, самая юная солистка дважды краснознаменного академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. А потом мчится брать автограф у моего коллеги, известного харизматичного журналиста Сергея Соседова и у звездного профессора-министра- посла Полада Бюль-бюль-оглы.

В зале филармонии спела свою программу "Драгоценный ларец" интеллигентная певица Евгения Смольянинова. Тонкая, безразличная к шумихе и сплетням. Благородная. Таких бы всюду побольше…

Кисти и краски

В Витебском музее изобразительных искусств, который выглядит достойно и авторитетно даже на фоне самых богатых собраний мира — сенсации. И их несколько. Неожиданные, странно- загадочные Сальвадор Дали и Пабло Пикассо. Дали увидел женщину, как шкаф с потайними ящичками. И его часы протекли сквозь жалюзи времени и рубежи стран.

Пикассо вместил в свои строгие и лаконичные керамические вещи целый мир строгой готичной Испании. Жар, кастаньеты, быков, плач… Александр Исачев. Белорусский художник, проживший меньше 33 лет. Не признанный при жизни. Тот, о котором до сих пор горячо, зло, отчаянно, с придыханием спорят специалисты и любители. Его техника гладкого лессировочного письма считается безумно трудной, требующей напряжения и сосредоточенности. Исачев, по сути, автодидакт. Нигде всерьез не учился. А стал загадкой и откровением. Его боги и дриады, Тамерлан и Пигмалион, дамы с глазами-океанами и задумчивые романтические красавцы выразительны и экстатичны. Они заколдовывают и привораживают. Они — кричат о чем-то своем. О чем- откуда нам знать?

Словацкий (и — одновременно сербский) художник Павел Поп написал пейзаж с мотивами Марка Шагала. Будто предложил нам ребус: насколько хорошо мы знаем и понимаем Шагала…На этом фоне и открывалась его персональная выставка, названная "Почтение великим мастерам". Классики, невидимые, скромно стояли у стен. Здоровались с полотен. Художник принимал поздравления.

Послы и чиновники с восхищением смотрели на картины. Было заметно, что им нечасто выпадает такой добрый и красочный день. "Базар" — это масштаб. Более 100 мероприятий. Гости из 42 стран. 351 журналист из 14 стран. Море фотокамер и неудержимый поток статей. Генеральный директор фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" Александр Сидоренко был избран президентом всемирной ассоциации фестивалей. На вопрос журналистов о том, чем, по его мнению, отличается конкурс вокалистов от "Евровидения", он ответил так: к нам попасть проще.

Записал песни, прислал — и приезжай. Никаких проволочек. Такого второго конкурса в мире нет. А президент Белоруссии Александр Лукашенко сказал, закрывая "Славанский базар в Витебске", выразил желание, чтобы не сорок две, а сто сорок две страны принимали участие в этом фестивале. Да будет так!

Мы!

Израильская делегация — постоянный участник фестиваля искусств в Витебске. Израильский концерт в рамках программы "Фестиваль без границ" — непременный атрибут многоцветного праздника-базара. Вот и на этот раз в Круглом зале концертного комплекса "Витебск" выступили творческие люди из Израиля.

Мне доверили этот концерт вести — и моей радости, гордости не было границ. Смысловым центром концерта стали два коллектива — оркестр мандолин из Беэр-Шевы и ансамбль виртуозов "Мастер-квартет". МАндолины в Бер-Шеве — дело привычное. Еще с появления в этом пустынном южном городе питерского скрипача Симхи Натанзона, который решил учить игре мандолине (поскольку на скрипку никто не просился), с успехов и роста авторитета беэ-шевского консерваториона (а попросту- музыкальной школы) Э, с первых конкурсов и наград, мандолина выдвигается на особое место в столице Негева.

Знамя Сими Натанзона подхватили Лев Хаймович, Шмулик Эльбаз, Том Коэн, Яки Реувен, Ави Авиталь… Выросла плеяда блестящих музыкантов. Лауреатов и лидеров. Яки Реувен играет сольные программы — и возглавляет консерваторион Беэр-Шевы. Вновь мандолинисты идут вперед. Радуют. Когда Мстислав Ростропович дирижировал нашим Филармоническим оркестром, он выбрал сюиты из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева. В этой партитуре есть

партии для квартета мандолин. Мандолины были, разумеется, из Беэр-Шевы. "Откуда вы такие?" — восхищенно спросил великий маэстро. "Из Беэр-Шевы", — ответили ребята. "А где это? На какой планете?" — прозвучал еще один вопрос.

Сейчас дирижирует оркестром домрист, виртуоз Тедди Шошанков. В программе витебского концерта прозвучали произведения Генделя, Астора Пьяццоллы, Микиса Теодоракиса, Мориса Жарра. Оркестр показал себя дисциплинированным и интересным коллективом.

Мастер-квартет, эта фантастическая четверка, был сверкающим кристаллом, зажигал зал, был выше всех похвал. Хрусталь мандолин плыл в зал серебряными потоками. Мило и задорно спела юная победительница белорусского конкурса "Моя мечта- 2015" Эден Добкин. Гости, витебские ребята, продолжающие тему и традиции нынешнего израильтянина, композитора и певца Бориса Бляхмана и его " Мерхавим", пели на идиш и английском.

Продюсер, писатель, Аркадий Крумер, который это все придумал, собрал в букет, тихо наблюдал за победой участников. Радовался. Гордился. Зал был веселым и добрым. Так всегда, когда люди вместе в музыке… Это и было, пожалуй, главным: мир немного ярче сверкнул в свете витебского Базара. Стал немного музыкальнее и лучше. Добрее. Таким миром можно гордиться.

P. S. В день открытия международного пресс-центра мне вручили грамоту дирекции фестиваля. "За доброжелательность и профессионализм в освещении событий международного фестиваля искусств". И — что скрывать — я очень дорожу этой наградой…

Спасибо, Витебск! Ты такой у нас один!

Читайте также:

Шоу-бизнес исторгает из себя музыку

Шоу "Голос": Добро пожаловать в ад

Бари Алибасов: "Молодые не при делах"

Автор Инна Шейхатович
Инна Шейхатович — культуролог, музыковед, литературный и театральный критик *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *