В США закончились гастроли лучшего оркестра России

Государственный академический симфонический оркестр имени Светланова не был в Америке свыше 10 лет. На судьбе его отразились все невзгоды нашей страны. Пока, наконец, в 2002 году его не возглавил Марк Горенштейн. Он и сам играл когда-то под управлением Евгения Федоровича и уже тогда проникся духом просветительства, самоотдачи и безраздельного единения с публикой как высшей цели творчества.

В разных городах США прошло 11 концертов, исполнялись преимущественно русские композиторы. Ведь это конек оркестра! Светланов, и дух, и буква которого которого при Горенштейне вновь утвердились в ГАСО, совершил подвиг: сыграл и записал всю русскую симфоническую музыку, даже те редкие сочинения, которые до него практически не исполнялись, возведя свой оркестр в ранг эталонного.

Надо ли говорить, какая ответственность лежала на ГАСО в Америке! Здесь игрался, конечно, Чайковский – волнующая «Франческа да Римини» и раритеты – фрагменты его «Времен года» в переложении основателя оркестра Александра Гаука и музыка к сказке «Снегурочка». Свою неповторимую краску, мало известную за океаном, внесла «Ночь на Лысой горе» Мусоргского. А Вторая симфония Рахманинова, душераздирающая в своей исповедальности, - визитная карточка оркестра со времен Светланова.

Не могло не прибавить успеха участие в концертах могучего, колоритного, улыбчивого сибиряка Дениса Мацуева, уже много лет играющего с ГАСО. Денис, не раз бывавший в США с сольными концертами, солировал в двух великих сочинениях, представляющих словно бы две ипостаси русской души – в Третьем концерте Рахманинова и Третьем Прокофьева.

Денис Мацуев.
Денис Мацуев.
Эта музыка особенно удается Мацуеву, в творчестве которого органично переплелись и традиции Московской консерватории, передающиеся буквально из рук в руки, и лиризм нового толка, выражающий душевные движения современного поколения, и, конечно, неуемная энергетика, которой этому поколению ни у одного другого не занимать. Ей можно только позавидовать.

Как же приняли американцы знаменитый оркестр, так обновившийся за полтора десятка лет? У публики не осталось вопросов. И в отношении русского репертуара это вполне естественно. Но еще более высокое достижение – отмеченный газетой «Нью-Йорк Таймс» «Концерт для оркестра», Белы Бартока. Он включен в программу не только из-за свой эффектности, но и за просветительские устремления Марка Горенштейна, унаследованных им от Светланова.

Барток – гениальный композитор, которого публика считает трудным для восприятия как в России, так и в США. Исполнение Госоркестра вызвало восхищение: «Начав почти с шепота, виолончели постепенно доходят до какого-то удивительного хриплого горлового звука, - пишет «Нью-Йорк Таймс» – Деревянные духовые звучали как некая брутальность, в то время как медные передавали ощущение теплоты. Трудно представить себе более фантасмагорическое прочтение заключительных страниц партитуры или более безутешное вступление к третьей части. Финал же был исполнен поистине неистовой энергии». И можно себе представить, какую реакцию вызывал у американских меломанов бисовый Первый Венгерский танец Брамса…

9 апреля нас ждет приятный сюрприз: в Большом зале консерватории ГАСО под управлением Горенштейна выступит в отточенном «американском» составе – с Денисом Мацуевым. «Поздоровавшись» с публикой популярнейшей увертюрой к «Свадьбе Фигаро», оркестр выпустит на сцену любимого солиста: Денис будет солировать в моцартовском же Концерте № 17 и Третьем концерте Бетховена. Слушайте, запоминайте! Ведь потом почти на весь май Госоркестр уедет в Англию, где его ждет 17 выступлений перед взыскательной британской публикой.

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить