Галина Беседина: Я рада, что моя актерская карьера не сложилась

В гостях у Pravda.Ru известная исполнительница русского романса, поэтесса, народная артистка России Галина Беседина. Галина Ильинична рассказывает о своем пути в музыке, судьбоносной встрече с Виктором Бесединым, сотрудничестве с Микаэлом Таривердиевым и незаслуженно забытом сегодня русском романсе.

— Галина, вы родились в мае, а есть народная поговорка: кто в мае родился — тот много маялся. Своей жизнью вы оправдываете эту поговорку или опровергаете?

— Вообще-то считаю, что я много маялась, но все равно у меня жизнь очень интересная и была, и есть, и надеюсь, что еще будет. Все равно впереди у меня много надежды, и маюсь я с хорошим настроением.

— Действительно, глядя на вас, не скажешь сколько вам лет. В прошлом году вы отметили свой юбилей…

— Я могу сказать, сколько мне лет…

- …юбилейный концерт. Что для вас этот юбилей, этот юбилейный концерт?

- Во-первых, мне очень жаль, что этот юбилейный концерт впервые прошел без моего партнера Сергея Тараненко. Все юбилейные концерты, которые у меня были в 55 лет, в 60 лет — все были с Сережей. Это очень обидно. Я очень благодарна друзьям, которые пришли ко мне на тот концерт, который был в Доме ученых. Был полный зал. Аншлаг. Даже весь балкон был занят зрителями.

Концерт у меня вела Оксана Пушкина. Иосиф Кобзон пришел, поздравил. Пришел совершенно больной, без голоса, но все равно спел две песни хрипатым таким голосом. Я его первый раз таким слышала, даже удивилась: по-моему он никогда вообще не болеет и может петь часами, сколько угодно, три часа-четыре часа. Пришел Шурик Ширвиндт, Александр Анатольевич. Пришла Ирина Роднина, с которой мы тоже очень дружим.

С Оксаной Пушкиной и Ириной Родниной мы очень много ездили. У нас были концерты, когда Оксана вела "Женский взгляд". 

- Вы — из Ленинграда.

- Да, я коренная ленинградка. Я никогда не называю этот город Санкт-Петербургом, всегда говорю: "Ленинград".

 - Там ваши родились и родители, и дедушка с бабушкой?

- Мама — да, а папа у меня в Ростове-на-Дону родился, но закончил консерваторию в Ленинграде. Папа закончил даже два факультета: фортепиано и теоретико-композиторский. Мама — один, Ленинградскую консерваторию по фортепиано. Она училась у очень хороших профессоров. Соловьев-Седой к нам ходил в гости и ухаживал за мамой (смеется).

- В 1970-1980-е годы широко известен был дуэт Галина Беседина и Сергей Тараненко.

- Да, мы во всех "Песнях года" были.

- Какие у вас с этим временем связаны воспоминания?

- Прежде всего, конечно, мой учитель, мой композитор любимый, которого я всегда боготворила. До сих пор его музыка для меня — святое! Я всегда замираю, когда слышу его музыку. Как в молодости, так и сейчас. Это никуда не ушло. В моей жизни был такой учитель, который мне очень много дал и в жизни и в творчестве. Это был совершенно удивительный человек, который создал наш дуэт.

Когда я в первый раз пришла к Микаэлу Леоновичу Таривердиеву, то сказала: "Спасибо, что вы есть на свете". И заплакала. Я показала ему два произведения, которые мы с Сережей Тараненко написали. Сережа был пианистом у моего мужа, народного артиста Виктора Беседина.

- Все-таки началось с вашего мужа?

- Да, началось все с Вити. Сережа мечтал петь и уже пробовал, а я, когда закончила актерский факультет Школы-студии МХАТ, встретилась уже с Витей сразу после окончания. Витя сразу забрал меня в свой коллектив и больше никуда не отпускал. Поэтому в его концерте, когда пришел Сережа, я уже работала, там я делала свои номера: пела, играла на гитаре, читала стихи.

- Когда вы слышите песни из "Иронии судьбы", которые вы с Сергеем Тараненко исполняли, какое ваше отношение к тем, кто исполнял их раньше или исполняет теперь.

- Первая исполнительница — Алла Пугачева. Когда мы познакомились с Микаэлом Леоновичем, Алла уже их спела. Я думаю, если бы это было по-другому, то Микаэл Леонович нам бы их отдал. К сожалению, мы немножко опоздали. Она великолепно это сделала, и в фильме, по-моему, лучше нельзя было сделать.

Я ни разу не слышала, чтобы кто-то после Аллы Пугачевой интересно спел "Мне нравится". Однажды пели один из наших романсов "Не возвращайтесь к былым возлюбленным". Есть такой дуэт "Непара". Я их в одном из концертов услышала, но мне показалось что это не то.

Вы слушали в записи?

- По телевизору видела этот концерт. У меня ощущение, что для этой музыки, для этой поэзии нужен немножко другой внутренний мир. Как-то нужно к нему относиться бережнее и тоньше. Видимо, то время ушло, а в это время это не востребовано. А по-своему они, как мне показалось, не сделали. Как-то оно прозвучало между-между.

Вообще-то вы критично относитесь к современной эстраде или терпимо? 

- Ну, безусловно, мне что-то нравится. А вообще, конечно, критично. Очень много передач идет разных, ну вот "Голос" — замечательная передача, сколько молодых артистов с потрясающими голосами! И детский "Голос" какой замечательный! Но меня все время удивляет, почему же нигде не представлен наш жанр? Ведь дети поют только то, что звучит в шоу-бизнесе? Все. А детей этому просто не учат. Этот жанр, он как будто просто исчез, его нет, и это очень грустно, потому что это же огромный пласт культуры, искусства?

Как вы сами определяете этот жанр?

- Микаэл Леонович говорил, что эта музыка стоит на стыке музыки романсовой и музыки песенной. Что эта музыка больше для слушания, чем для массового исполнения. Что это песни-романсы, песни-монологи, песни-размышления. Именно потому что там большая поэзия.

Помнится, был неплохой двухсерийный фильм "Адам женится на Еве", там сам композитор Таривердиев исполнял…

 - … сонеты Шекспира.

- Он не захотел с вами поделиться?

- Думаю, что ему самому захотелось исполнить эти произведения. Все-таки это Шекспир! Наверное подумал, что у него это лучше получится. Там действительно нужен был более богатый жизненный опыт, чем у нас. Пока Микаэл Леонович с нами занимался, он почти не разрешал никуда глядеть в сторону. Он бы очень обиделся, если бы мы начали петь еще кого-то.

Когда он с нами расстался, он начал заниматься классической музыкой, писал балеты, оперы, органную музыку. Потом появилось трио "Меридиан". Вот только тогда мы с Сережей начали петь что-то другое. Спели одну песню Пахмутовой, потом стали петь современные и старинные романсы.

У вас были непростые взаимоотношения с композитором?

- С Микаэлом Леоновичем? У меня всегда с ним были изумительные отношения. Даже когда Сережа ушел от нас. Закрыл крышку рояля и сказал: "Все. Хочу быть солистом. До свидания!"

 - Из-за этого у вас произошел разрыв с Тараненко лет на десять?

- До того, как Сережа ушел, был международный конкурс в Сопоте, на который нас послало телевидение. Вначале туда должна была ехать не Алла Пугачева, а певец Топорков. Микаэл Леонович сказал: "Да-да, поезжайте, все нормально". С Топорковым он нас отпускал.

А когда узнал, что Топоркова заменили на Аллу Пугачеву, сказал: "Ну что вам там делать рядом с Аллой Пугачевой! Вы все равно провалитесь, и не надо вам туда ехать". Тут я взбунтовалась. Я очень редко Микаэлу Леоновичу перечила. Сережа буянил, я всегда соглашалась. Но тут и я говорю: "Микаэл Леонович, я считаю, что если мы просто покажемся в Сопоте на таком конкурсе, пусть мы даже ничего не получим, я считаю, что это очень почетно и интересно для нас, молодых артистов". Он согласился и мы поехали.

Ну, а Сережа же у нас… Я теперь могу спокойно об этом говорить, потому что он и сам об этом говорил. Сережа пил. Он мог месяц-полтора не пить вообще, а потом срывался и надо было его ждать неделю. Сережа с Микаэлом Леоновичем жили в Сопоте в одном номере. Сережа выступил, а потом пошел и выпил. Микаэл Леонович зашел в номер, а Сережка открывает глаза: "Что у меня?" Микаэл Леонович говорит: "У тебя Гран-при". Сергей говорит: "Ну, я так и знал". И опять лег.

Гран-при получила, конечно, Пугачева. Нам дали вторую премию. А Сережа сорвался, пошел в бар и сидел там дня три подряд. Наш дуэт и Микаэл Леонович должны были дать концерт в нашем посольстве. Через три дня Сережа исчез… Мы с Микаэлом Леоновичем чуть с ума не сошли. Объездили весь Сопот, повсюду его искали. Я позвонила мужу домой: "Витя, ищите его". Как он сел на самолет? Он сказал, что у него жена рожает и улетел.

Мы позвонили ему домой: "Таня! Ты не знаешь ничего про Сережу?" Его жена говорит: "Вот только что открылась дверь и вошел Сережа с чемоданом". После этого мы еще поработали лет пять-шесть с Микаэлом Леоновичем.

- Вы выступали одна?

- Да, я работала одна, когда Сережа закрыл крышку рояля и сказал, что больше не хочет петь в дуэте. Он писал музыку и мечтал быть композитором. За десять лет он так и не появился на телевидении. 

- Ваш муж был вас старше почти на 20 лет?

 - Он был старше меня на 20 лет, но это был самый лучший, самый светлый человек в моей жизни, после его смерти я так и не вышла замуж, хотя у меня были какие-то предложения. Мне Витя задал очень высокую планку, человеческую и мужскую…

А у него до вас семья была?

- Нет, он был уже не женат пять лет, так что я ни у кого не уводила, слава тебе Господи. Но до этого он был два раза женат. У него дочка от первого брака, от второй жены у него не было детей. Когда он меня встретил, он был свободен.

- А вы до встречи с ним? 

 - Ну я об этом никому не говорила, но ладно, раз такое получилось, скажу (Смеется). Я выскочила замуж на четвертом курсе. Был молодой мальчик, физик. Я очень виновата перед ним, потому что пожила с ним буквально полгода и поняла, что это совсем не мой человек. И когда встретился Витя, этого мальчика я бросила, да. Я бросила, он очень переживал.

Я пришла в Витину семью. Меня там сначала не приняли. Бабушка, его мама.

- Ваш муж Виктор Беседин был уже известный исполнитель к тому времени.

- Он был заслуженный артист. Он был замечательный!

- Почему вы вышли замуж за физика, когда учились во МХАТе?

- Физик за мной ухаживал, хотя и во МХАТе у меня тоже был роман. Имею я право в 70 лет сознаться, что один раз изменила мужу?! Тем более что сама ему об этом сказала: "Вить, извини, я влюбилась". Как Екатерина в "Грозе" упала на колени: "Я тебе изменила. Я ухожу". Муж говорит: "Ты с ума сошла!? Еще целая жизнь впереди! Давай, как следует подумай, прежде чем делать такие опрометчивые шаги, а вообще об этом лучше не говорить" (Смеется). Прошло полгода и у меня все прошло, слава тебе Господи. Я тысячу раз перекрестилась. Как Микаэл Леонович говорил: "Если Гале кто-нибудь понравился — обязательно помоечный кот".

- Актерская среда довольно завистлива…

- Вы знаете, я как-то не соприкасалась.

- Ваша близкая подруга из актерского круга?

- Народная артистка Татьяна Васильева. Она действительно звезда и знаменитость. Это целая планета. Она тоже ленинградка. Мы поступали с ней вместе и тогда же подружились. В общежитии мы жили на ее 30 и мои 60 рублей, которые мне мама присылала. Мы все это тратили в течение трех дней, а дальше ели хлеб с водой.

С Татьяной Васильевой вы до сих пор дружите?

- Но с Таней мы тоже расставались. Вот видите, какая жизнь!

- Вы закончили во МХАТе актерский факультет. Вам не хотелось петь в кино?

- Я спела в фильмах "Так хочется тепла", "Дождь в чужом городе". Я спела одна, без Сережи. Очень хороший фильм "Дождь в чужом городе", замечательный. Потом еще спела песню в "Старомодной комедии", "Не возвращайтесь к былым возлюбленным" с Алисой Фрейндлих и Владимировым.

- А самой сыграть какую-то драматическую роль не хотелось?

- Как-то не получилось, мы все время ездили на гастроли.

- Не жалеете?

- Нет, что вы! Нисколько! То, что я в театр не попала, это просто мне повезло. Я бы там никогда бы не смогла, я-то себя знаю.

- А вас какие-нибудь театры присматривали, выбирали режиссеры?

- Когда я заканчивала, к нам пришел из театра Маяковского Гончаров на прослушивание. Я играла в "Хождении по мукам" Дашу, играла Соню в "Дяде Ване". Вспомнила сразу Валеру Хлевинского (Смеется). Когда я садилась к нему на колени и говорила: "Иван Ильич, я вас так люблю, так люблю, до самой березки". А он мне на ухо: "Стерва, врешь, все врешь" (Смеется). Потом мы расстались.

- Это тот, который играл в "Вечном зове" и "Большой перемене"?

- Да, и с которым у меня роман был (Смеется). Он очень серьезно ко мне относился. Когда мы уже заканчивали — Валеру сразу брали во МХАТ — меня вызвал Радомысленский и сказал: "Я надеюсь, у вас серьезные отношения. Мы готовы вам выделить комнату, если вы поженитесь". Я сказала: "Нет".

- Вы продолжаете петь, устраиваете концерты?

- И концерты, и пою.

- Соло или дуэтом?

- Нет-нет, не дуэтом. В основном соло. У Сережи есть племянник, зовут его тоже Сергей, фамилия его Тараненко. Он закончил фортепьянное отделение консерватории в Минске, и сейчас здесь заканчивает институт Шнитке по классу вокала. У него голос лучше, чем у Сергея в сто раз! Настоящий оперный голос.

Сережа с ним занимался много, он его очень любил, мне все время про него рассказывал. Я просила его показать, но он говорил: "Нет, он еще не готов, потом-потом". На поминках я с ним познакомилась. У нас в "Москонцерте" такое большое количество артистов, что никого не берут. Я его взяла в свой коллектив. Теперь он все-таки на какой-то зарплате, поет и без меня. Мы с ним сделали несколько дуэтов. Конечно, это совсем не то, что Сережа. Сами представьте, мне 70 и мальчик, которому 25 или 27 лет.

- Каковы ближайшие планы?

- Девятого апреля будет сольный концерт. Это концертный зал "Москонцерта" на Пушечной. Я приглашаю всех, кто захочет придти к нам. Нас немножко знают, потому что и он поет отдельно, и я.

Беседовал и подготовил к публикации 

Игорь Буккер


Галина Беседина: Жанр романса не востребован
Комментарии
Комментарии

Для российских "критиков режима" гораздо важнее подавать ситуацию вокруг российской олимпийской сборной именно как политическую. Ну, то есть, еще одно подтверждение "давления Запада", которое только "нарастает". Что противоречит заявлениям западных чиновников и журналистов - мол, мы исключительно за чистоту спорта. А политическую карту как раз Кремль разыгрывает, внимание отвлекает.

Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада
Комментарии
Valery Ivanov Мечтая о "московском Майдане": В Киеве назвали своих фаворитов в России
Yury Yurev Елена Исинбаева призвала максимально жестко наказать информатора WADA Степанову
Yury Yurev Елена Исинбаева призвала максимально жестко наказать информатора WADA Степанову
Игорь Фомушкин ЕС: Экспорт "демократии", импорт террористов
Igor R ФРС США оставила без изменений базовую процентную ставку
Игорь Фомушкин Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада
Игорь Фомушкин Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада
strateg s Меркурий оказался вывернутым наизнанку
strateg s Россия и Турция — брак по расчету?
Юрий Котов(vkontakte) Москва напомнила Киеву о финансовых обязательствах по долгу в 3 млрд долларов