Премия «НацБест»: Даешь макулатуру!

Премия «Национальный бестселлер» объявляет результаты работы номинантов, которым было предложено выдвинуть наиболее значительные, на их взгляд, прозаические произведения, созданные на русском языке и вышедшие в 2007 году. Мы также оглашаем список Большого жюри, которое до 20 апреля 2008 года должно было прочесть произведения, попавшие в long-list, и выставить им баллы.

Цикл 2008 года пройдет в следующие сроки: номинация – с 1 февраля по 1 марта. Работа Большого жюри – с 11 марта по 20 апреля. Работа Малого жюри – с 20 апреля по 5 июня. Присуждение премии – 6 июня.

«Национальный бестселлер» является главной негосударственной премией России, актуально отражающей тенденции русской литературы и культурной жизни страны. Конкурс охватывает все поле русской литературы, независимо от политических и идеологических пристрастий авторов. Создание абсолютно новой и абсолютно открытой процедуры является важным моментом и гарантией выбора лучшего произведения, созданного в прозе на русском языке в течение календарного года.

Наибольшее количество баллов набрали:

Захар Прилепин «Грех» – 9 баллов

Лев Данилкин «Человек с яйцом: Жизнь и мнения Александра Проханова» – 7 баллов

Анна Козлова «Люди с чистой совестью» – 7 баллов

Андрей Тургенев «Спать и верить: Блокадный роман» – 7 баллов

Юрий Бригадир «Мезенцефалон» – 6 баллов

Александр Секацкий «Два ларца: бирюзовый и нефритовый» – 5 баллов

На ближних подступах к «короткому списку» преобладают дамы: Полина Осетинская, Анна Старобинец, две Москвины (Марина и Татьяна), Майя Кучерская – правда, вместе с Дмитрием Быковым, «Адольфычем», Анатолием Бузулукским, Алексеем Рыбиным и Ильей Стоговым. Порог отсечения – пять баллов – оказался, как никогда, низок, и главными «пострадавшими» следует признать Осетинскую, Старобинец и Быкова, набравших по четыре зачетных очка.

Если для известной пианистки, дебютирующей в литературе наивно-разоблачительными мемуарами, четыре балла – это большой успех, а для молодой журналистки, выпустившей уже третью книгу прозы, - повторение пройденного, то для лауреата «НацБеста-2006» и «Большой книги», а главное, вечного финалиста нашей премии – сенсационная неудача, не имеющая однозначного объяснения.

С одной стороны, роман «Список» явно не добрал одного-двух очков как представленный в рукописи (хотя в былые годы Быкову удавалось с лихвой перекрывать эту фору). С другой, налицо общая усталость от воистину неутомимого автора, совершенно проигнорированного на сей раз московской частью жюри: большое терпится на расстоянье. С третьей, не исключено идейное неприятие как проповеди конформизма, звучащей в «Списке», так и элементов «бархатной сатиры» на бархатную же революцию. Во всяком случае, написан роман ничуть не хуже, чем Ж/Д» или «Эвакуатор», в шорт-лист в свое время попавшие. Правда, и не лучше.

Вместе с тем, жюри полностью проигнорировало Дмитрия Глуховского (с которым, на мой взгляд, дурную шутку сыграла номинация сразу двух его романов), Бориса Евсеева, Эдуарда Лимонова, Олега Нестерова и замечательную Марину Палей – и разве что не проигнорировало действующего букеровского лауреата Александра Иличевского, а также талантливо дебютировавшую романом «Дом» Оксану Бутузову.

Отсутствие зачетных очков у еще одного лауреата и многократного финалиста премии Александра Проханова представляется более чем закономерным: роман «Пятая Империя» - творческий провал на грани самопародии.

Увы, не вызвал интереса у жюри и сборник замечательных повестей Андрея Ефремова, скоропостижно скончавшегося на прошлой неделе.

Шорт-лист получился, однако достаточно репрезентативным и, главное, интригующим. Романы Захара Прилепина и Вячеслава Курицына (Андрея Тургенева) активно обсуждались осенью; прохановское жизнеописание Льва Данилкина – на протяжении целого года; в фокус критического и читательского внимания уже успели попасть и только что вышедшие книги Анны Козловой и Александра Секацкого.

Несколько выпадает из этого ряда повесть Юрия Бригадира, напечатанная в не слишком популярном альманахе «Литературные кубики» - и потому не вызвавшая того интереса, которого она, возможно, заслуживает. Бригадир, несомненно, вытеснил из шорт-листа «Адольфыча» в непровозглашенной, но подразумеваемой номинации «Русский шансон».

Несмотря на явный крен в сторону, условно говоря, фантастики в лонг-листе, в «шорте» однозначно возобладала проза реалистическая, по ведомству которой, наряду с традиционализмом Прилепина, следует провести как гиперреализм Бригадира,Данилкина и Козловой, так и философскую «китайщину» Секацкого. Из двадцати семи фантастических произведений, насчитанных мною в лонг-листе, в финал вышел только роман Курицына.

Абсолютное лидерство Прилепина по итогам голосования Большого жюри не должно вводить в заблуждение ни читающую публику, ни самого писателя.

На мой взгляд, помимо тех шести-семи баллов, которые за роман в рассказах «Грех» причитаются нижегородцу по праву, достался ему и «приз зрительских симпатий» - за «Санькю», за запрет НБП и за многое другое. Сработают ли те же факторы в финале, вопрос гадательный. Шансы двух других финалистов – Данилкина и Курицына, - пожалуй, ничуть не хуже. Да и остальные трое не вполне (с точки зрения возможной победы) безнадежны.

Здесь, кстати, уместно напомнить, что и само по себе попадание в престижный шорт-лист - уже победа.

Не могу обойти молчанием еще одно обстоятельство: Анна Козлова попала в шорт-лист в результате явно скоординированного голосования трех членов жюри – того же Прилепина, Василины Орловой и Романа Сенчина. Не назову это сговором – творческие предпочтения вполне могут совпасть с поколенческими и личными, да и повесть сама по себе хороша, - но факт налицо. Писатели (как и любые другие члены жюри) вправе голосовать и так, - а мы вправе привлекать к этому общественное внимание; благо, голосование в «НацБесте» на каждом этапе гласное и ответственное.

«Никто из участников шорт-листа лауреатом нашей премии в прошлые годы не был (да и в него попадали по одному разу только Курицын с «Месяцем Аркашон» и Прилепин с «Санькой»), - а значит, в списке лауреатов «НацБеста» в этом году непременно появится новое имя. Хотелось бы, конечно, знать, чье, - но я этого не знаю. И не узнаю до самого завершения церемонии открытого голосования в зимнем саду питерской «Астории» 8 июня сего года», - считает ответственный секретарь оргкомитета Виктор Топоров.

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить