Сэлинджер: разоблачение великого мистификатора

Из маститых писателей Джером Дэвид Сэлинджер более других знаменит своим литературным отшельничеством. Он перестал печататься с 1965 года, хотя имеются свидетельства, что американский писатель продолжал работать вплоть до самой смерти, наступившей год назад. Казалось, он более полувека прожил в добровольной ссылке.

Сэлинджер запретил публикацию своих писем и наложил запрет на переиздание ранних произведений. Писать для себя, любил он повторять, — особенное удовольствие. Сэлинджер казался талантливым мистификатором, уже после смерти доказав, что это не совсем так.

Знакомство с ранее неизвестными письмами Сэлинджера ясно показывает, что чурающийся публичности автор знаменитого романа "Над пропастью во ржи" любил путешествовать. Он посетил Ниагарский водопад и Большой каньон в США. Самое удивительное — он пересек океан и даже побывал в Великобритании. Большой писатель был страстным поклонником "трех теноров", отдавая явное предпочтение из них Хосе Каррерасу. До самых последних дней — писатель умер 27 января 2010 года в своем доме в Нью-Гэмпшире в возрасте 91 года — баловался фастфудом. Из скромного меню, предоставленного "быстрым питанием", Сэлинджер больше всего обожал Burger King. Что не мешало ему увлекаться теннисом. Особенно его привлекал турнир в Уимблдоне. "Джон Макинрой", — называет Сэлинджер имя своего кумира.

Читайте также: Волшебная алгебра знаменитого сна

Примерно за полгода до смерти Сэлинджер судился со шведом Фредериком Колтингом, написавшим под псевдонимом Джей Ди Калифорния сиквел "Над пропастью во ржи", который назвал "60 лет спустя: выходя изо ржи". Главный герой романа — 76-летний мистер К. — сбегает из дома для престарелых и путешествует по Нью-Йорку, вспоминая молодость. Продолжение своего произведения Сэлинджер счел плагиатом, и суд удовлетворил его иск. Ни читатели, ни литературные критики роман Колтинга не приняли.

Однако не судебные тяжбы или "активный" образ жизни разоблачили этого мистификатора, дурачившего своих поклонников. Лакмусовой бумажкой по проверке человеческих качеств Сэлинджера стали его письма, переданные в дар университету Восточной Англии и изданные в первую годовщину смерти романиста.

Британский таблоид Daily Mail рассказал, что пятьдесят ранее не издававшихся писем и четыре открытки (часть переписки, которую Сэлинждер вел со своим британским другом Дональдом Хартогом) показывают абсолютно незнакомого Сэлинджера. Лондонец Дональд Хартог и Сэлинждер познакомились еще подростками в 1938 году в Вене, куда родители послали их для изучения немецкого языка. Они продолжали переписываться и после возвращения по своим домам.

Фото: AP

Сэлинждер начал пробовать силы на литературном поприще, Хартог с головой окунулся в бизнес, занимаясь импортом и экспортом продовольствия. Переписка двух друзей продолжалась и во время Второй мировойвойны,когдаСэлинждер служил в американской армии. Постепенно дружба иссякла и переписка прекратилась.

В своем эпистолярном наследии он предстает трогательным человеком, который любил работать в саду, наслаждался походами в театр и получал удовольствие от церковного причащения.

"Он ходил в картинные галереи и посещал театры. Съездил в Лондон, чтобы увидеть пьесы Алана Эйкборна и Антона Чехова. Он отсутствовал и был повсюду", — приводятся в газете слова британского исследователя профессора Криса Бигсби. Дочь мистера Хартога Фрэнсис сказала, что ее отец сжег самые ранние письма своего друга: "Когда мы были детьми, это была своего рода шутка — "Мой папа знал Сэлинждера и сжег его письма".

Сэлинждер стал знаменитым в 1951 году, сразу после выхода в свет романа "Над пропастью во ржи", книги о 16-летнем тинейджере Холдене Колфилде. Это классическое произведение о юношестве разошлось тиражом более 35 миллионов экземпляров. В нем впервые правдиво показано мятущееся сознание целого поколения, его отчаяния и надежды. Жители Нью-Гемпшира, где писатель прожил последние годы жизни, отчаянно охраняли его частную жизнь. Он дал немного интервью и издал относительно немного книг, например "Выше стропила, плотники" (1955), "Френни" и "Зуи" (1961), "Симор: Введение" (1963). Самой последней оказалась повесть "16-й день Хэпворта 1924 года", изданная в 1965 году.

Переписка между Хартогом и его другом возобновилась после публикации в 1980-е годы несанкционированной биографии Сэлинждера. Они начали переписываться регулярно, а в 1989 году Сэлинждер приехал в Великобританию на празднование 70-летия Хартога. Тогда же юбиляр и познакомил писателя со своими тремя детьми.

Фрэнсис Хартог обнаружила письма в ящике стола уже после смерти отца, наступившей в 2007 году. Письма, адресованные Хартогу, к которому Сэлинджер обращается "Дон" и подписывается "Джерри", помогают восстановить в деталях картину последних лет жизни писателя. Тот период, когда он стал совершенно неуловим для читающей публики. Когда о нем ничего доподлинно не было известно.

К сожалению, письма практически не приоткрывают завесы тайны над творчеством писателя-затворника. По слухам, в сейфе его дома остались страницы неопубликованных произведений. Однако издатели пока крепко молчат на эту тему. Профессор Бигсби сказал, что в письмах множество ссылок на написанное, но они разочаровывающе коротки на детали. Вроде бы однажды Сэлинджер упомянул, что хотел бы расширить новеллу "16-й день Хэпворта 1924 года" до романа. Однако по каким-то причинам этого не случилось.

"Из писем становится ясно, что Сэлинждер все время продолжал писать, — говорит профессор Бигби. — Он пишет, как работал все эти годы и какое это облегчение — не волноваться о публикации, потому что публикация — это отвлечение от творчества".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить