“Uebersee Sued”, или Правда о нацистах, бежавших в Южную Америку

По окончании второй мировой войны 5 немецких подлодок достигли берегов Аргентины, доставив туда, по меньшей мере, 50 высокопоставленных офицеров третьего рейха. Однако прежде чем достигнуть желанной цели, они потопили боевой корабль США и бразильский крейсер "Бахия": погибло свыше 400 человек, в том числе и американцы. До сих пор американское и британское правительства отказываются обсуждать эти события. Почему? Уж не они ли пытались переправить Гитлера в Патагонию?

И вот двое аргентинцев — Карлос Де Наполи и Хуан Салинас, — вооружившись подлинными документами, попытались несколько приоткрыть завесу над так называемой "последней тайной второй мировой".

Операция по переправке немецкий подлодок получила название "Uebersee Sued" ("Плавание за южные моря"). Как показало расследование, именно благодаря ей ряду высокопоставленных нацистских деятелей удалось избежать справедливого возмездия.

"Вторая мировая закончилась 7 мая 1945 года. 10 июля в Аргентину прибыла первая подводная лодка, а 17 августа — вторая", — Де Наполи имеет в виду сдавшиеся аргентинскому командованию немецкие подлодки U-530 и U-977.

Достоверно известно, что командиры лодок Отто Вермут и Хайнц Шеффер были арестованы и несколько раз допрашивались в Буэнос-Айресе, Вашингтоне и Лондоне. Однако и американцы, и англичане почему-то предпочитают не говорить о том, что прежде, чуть ли не у самых берегов США, немцы потопили корабль американских ВМС Eagle 56, бразильский крейсер "Бахия" и еще три судна. Напомним, к тому времени прошло уже 2 месяца после окончания войны. Так почему же англичане и американцы предпочитают замалчивать факт гибели более чем 400 человек?

"Существовал настоящий заговор против СССР. Речь идет об операции "Восход" (у англичан она называлась "Кроссворд"), целью которой было остановить наступление советских войск в Европе. Англичане вынуждены были считаться с немецкими военными, чтобы продолжить войну против России и уничтожить коммунизм. Один из пунктов этой операции носил название "Uebersee Sued", поясняет Хуан Салинас (в 1995 году он принимал участие в расследовании взрыва в еврейском клубе в Буэнос-Айресе).

К сожалению, проверить эту информацию по официальным источникам невозможно, поскольку документы, касающиеся операции "Восход", и американцами, и англичанами засекречены на 75 лет. Собственно, из всех документов о второй мировой только они и остаются до сих пор не рассекреченнымы".

"За организацией этого бегства стоял Черчилль. Аргентинское морское командование создало у берегов своей страны некую свободную зону, позволив тем самым немцам спокойно всплыть, как того требовали инструкции англичан", — рассказал Салинас корреспонденту ПРАВДЫ.Ру.

Аргентинским морякам было приказано не атаковать идущие к берегам Аргентины немецкие подлодки. Возникает резонный вопрос: если операция была организована англичанами, почему же тогда ВМС других стран атаковали эти подводные лодки? Де Наполи отвечает: "Вскоре на смену правительству тори пришли лейбористы, которые не пожелали продолжать операцию".

Но факты говорят об обратном: операция все-таки продолжилась, и как минимум 50 высокопоставленных чинов третьего рейха нашли приют на юге Аргентины и Чили. В Патагонии по-прежнему самая большая в Латинской Америке немецкая община. После войны в Латинской Америке осели многие нацисты, в том числе Йозеф Менгеле, Адольф Айхман, Мартин Борманн (генеральный секретарь НСДАП), Анте Павелик и Эрик Прибке.

На основании документов морских ведомств Аргентины, Бразилии и США, норвежского и датского посольств в Буэнос-Айресе и Национального архива США Салинас и Де Наполи воссоздали путь подводных лодок. Немало было почерпнуто ими и из мемуаров Хайнца Шеффера, командовавшего подлодкой U-977.

Флотилия, состоящая почти из 20 подводных лодок, вышла из норвежского порта Берген в первых числах мая и присоединилась к другой группе подлодок, плывущей от берегов США (среди них лодка U-530 и другие) в направлении Капо-Верде. Но там обнаружилось, что правительство Фленсбурга, которое возглавлял адмирал Денитц (благодаря западным союзникам ему удалось продержаться до 23 мая 1945 года), пало.

В конце концов, немцы, поняли, что им придется обходиться собственными силами. Часть офицеров решили затопить свои подводные лодки, сдаться противнику или вернуться в Европу. Но как минимум 6 подводных лодок, в том числе U-530 и U-977, груженные золотом и ценными пассажирами, взяли курс на Аргентину.

Тогда-то, по словам Салинаса, и произошла трагедия. "Замаскированные под рыболовецкие суда немецкие субмарины пересекли линию экватора и наткнулись на суда, следовавшие курсом Натал — Дакар. Среди прочих был и бразильский крейсер "Бахия", в который, судя по всему, угодили две торпеды, пущенные с подлодки U-977. В результате погибло 336 членов экипажа. Это, пожалуй, самая крупная катастрофа за всю историю бразильского флота.

Уильям Джозеф Юстас, Эндрю Джексон Пендлтон, Эммет Пепер Саллес и Фрэнк Бенджамин Спаркс — это имена четырех радиооператоров с "Бахии", погибших в результате торпедного удара. Американское правительство предпочло объявить их пропавшими без вести. Бразильцы утверждают, что гибель "Бахии" - несчастный случай. То же самое до недавнего времени говорилось и о гибели американского судна Eagle 56. Что же касается лодок U-977, U-530 и других, то они отправились к берегам Аргентины. Первые две сдались местным военным.

Уж не было ли Адольфа Гитлера на борту одной из этих подлодок? По мнению Де Наполи, Гитлер, Ева Браун, Греттель Браун и Мартин Борманн спаслись именно благодаря этой операции, но однозначно утверждать, что Гитлер высадился на аргентинский берег, Де Наполи не готов. Мартин Борманн умер Парагвае. Возможно, прав был Сталин, заметивший тогдашнему госсекретарю США Джеймсу Бирну, что "Гитлер сбежал либо в Испанию, либо в Аргентину". Но это пока только предстоит выяснить.

Эрнан Этчалеко
ПРАВДА.Ру
Аргентина

В основе статьи лежат материалы книги "Ultramar Sur. La Ultima operación secreta del Tercer Reich" ("Плавание за южные моря. Последняя секретная операция третьего рейха") и сведения, почерпнутые из беседы с авторами книги — Хуаном Салинасом и Карлосом Де Наполи.

На снимке: Подлодка U-977 в аргентинском порту Мар-дель-Плата, 1945 год.

Перевод с английского Веры Соловьевой

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *