Копье Судьбы хранилось в СССР

Древнее пророчество гласит: "Владеющий этим Копьем и разумеющий, каким силам оно служит, держит судьбу мира в своих руках — добрых или злых". О нем неустанно пишут бульварные издания и комиксы, о нем снимают кинофильмы и телепередачи, ему посвящены популярные песни и компьютерные игры. Дух захватывает от одного только перечисления имен тех, кто владел или хотел им владеть: Юлий Цезарь, Иосиф Аримафейский, император Константин Великий, вестготский король Аларих, вождь гуннов Аттила, Карл Великий, Фридрих Барбаросса, Наполеон, Гитлер и Черчилль.

В 1995 г. о нем рассказал комикс "Индиана Джонс и Копье Судьбы", а через два года был снят одноименный телефильм. Ранее его не обошла вниманием мировая классика — знаменитая опера Рихарда Вагнера "Парсифаль", картина Пабло Пикассо "Герника", в которой некоторые искусствоведы находят и очертания копья, и скрытое изображение лица Адольфа Гитлера.

Речь идет о знаменитом Копье Судьбы, Копье Лонгина или Копье Господа. В написанном в VI веке апокрифическом "Евангелии от Никодима" этого римского легионера упоминали под именем Гая Кассия. Еще его имя встречается в сочинениях греческого патриарха Германа (715 г.). В обоих источниках его неправильно именуют Лонгином — латинизированная форма греческого слова logche - "копьё". Позднее это слово присоединили к подлинному имени и получился Гай Кассий Лонгин .

По приказанию прокуратора Иудеи Понтия Пилата, он в течение двух лет следил за Иисусом Христом. Потомственный солдат, вынужденно ставший соглядатаем, получил свое копье по наследству. Согласно "Евангелию от Никодима", его дед получил оружие из рук Юлия Цезаря за храбрость, проявленную во время Галльской войны.

Автор книги "Тайна копья Лонгина" Алек Маклеллан пишет: "Это было римское копье, хаста , с железным наконечником на крепком деревянном древке, длина которого раза в два превышала рост воина. Копье перешло к отцу Гая, служившему в армии Германика, а затем к Гаю". Уже тогда копье было чудом, поскольку за долгие годы не затупилось и не заржавело, а его владелец ни разу не был ранен в многочисленных сечах. Однако это была всего лишь семейная реликвия.

Только после того, как центурион Гай Кассий вонзил свое копье между четвертым и пятым ребром Спасителя, проткнув сердце Мессии, — это оружие приобрело общечеловеческую значимость. После смерти Иисуса, по одному преданию, Гай попросился в отставку, примкнул к последователям Христа, и закончил свои дни отшельником в древнем городе Мазака в Каппадокии — ныне турецкий город Кайсери (искаженное название "Кесария").

Другая версия: Гай навлек на себя немилость властей предержащих проповедью, несмотря на мучения, он не отрекся от учения Иисуса, за что ему вырвали все зубы и отрезали язык. Но мученик сохранил способность говорить и своим копьем сокрушил языческих кумиров на глазах изумленного римского наместника. Англиканский священник Сэбайн Беринг-Гоулд в предисловии к своему 16-томному "Жизнеописанию святых" поведал о всех многочисленных вариантах того, где покоятся мощи святого, из чего следует, что мы никогда не узнаем точного места его захоронения. Иначе обстоит дело с копьем.

Историки достаточно подробно проследили путь Копья Судьбы. Здесь мы остановимся лишь на самых ярких эпизодах. Прозванный "Бичом Божиим", Аттила (ок. 406-453 гг.) подступил к воротам Рима, но папа Лев I сумел откупиться от грозного противника. Прежде чем уйти от осажденного города, Аттила прискакал к группе римских воинов и бросил к их ногам пику. Осадив коня, вождь гуннов якобы воскликнул: "Забирайте свое священное копье — мне оно не в помощь, ибо я не знаю Того, кто освятил его".

Король франков Карл Великий многим своим современникам казался сверхчеловеком. Люди верили, что именно в его руках находится копье, пронзившее сердце Христа. В "Хрониках франков" историка Эйнгарда написано, что император "построил свою империю силой Священного Копья, которое одарило его способностью управлять судьбой". Карл Великий выиграл 47 сражений, в каждое из которых брал копье. Оружие усилило его дар ясновидения, что помогло Карлу обнаружить место погребения святого Иакова в Испании и наделило его владельца способностью предсказывать будущее. Когда император возвращался из Саксонии, по небу пронеслась комета, его конь пугливо рванулся в сторону и сбросил седока. Копье, которое Карл держал в левой руке, упало в грязь. Вскоре король скончался.

Впоследствии копьем владели короли Священной Римской империи германской нации. Оттон I для этого символа высшего могущества в 968 г. специально выстроил величественный собор в Магдебурге. Генрих IV в честь своей коронации повелел итальянскому ювелиру вставить в лезвие "святой гвоздь" с креста, на котором, по словам императора, распяли Иисуса. По его приказу копье обернули серебряной оболочкой с надписью "Гвоздь Господа нашего".

Впоследствии реликвия переходит к династии Гогенштауфенов. Один британский историк, написавший монографию о короле Богемии Карле IV , рассказал, что в цистерцианском монастыре в горах Тироля его свита обнаружила наконечник копья, пронзившего тело Спасителя. К сожалению, этот сэр не объяснил, как копье оказалось в стенах обители.

Именно Карл IV первым назвал находку "Копьем Господа". Он повелел покрыть золотом потускневшее серебро, и заменить прежнюю надпись на более точную — "Копье и Гвоздь Христовы". Реликвию выставили на всеобщее обозрение в Пражском замке. Император Сигизмунд Люксембургский (1368-1437), при котором расправились с чешским реформатором Яном Гусом, перевез копье из Праги в Нюрнберг. Перемещение ценностей осуществлялось довольно оригинально — их спрятали под грудой рыбы, погруженной на простую телегу, которую сопровождали 4 человека. Кроме копья там находились зуб Иоанна Крестителя, мощи святой Анны и кусочек деревянных яслей, куда, по преданию, Мария положила младенца Христа.

Чтобы реликвия не досталась Бонапарту, городской совет Нюрнберга решил временно укрыть имперские сокровища в Вене. Миссию осуществил регенсбергский барон фон Гугель, который после распада в 1806 году Священной Римской империи, продал имперские сокровища австрийскому императорскому дому Габсбургов.

В начале ноября 1960 года в лондонской газете "Санди диспатч" появилась серия сенсационных статей: "Копье Судьбы — как повлияло на Гитлера оружие, пронзившее тело Христа". Автор статей Макс Колфилд впервые опубликовал "невероятную правду о том, как Гитлер поклонялся дьяволу" и "думал, что этот талисман заставит служить ему все силы зла". Ссылаясь на бумаги из архива австрийского историка и преподавателя доктора Вальтера Штайна , которые журналисту предоставила вдова, в статье утверждалось, что фюрер был убежден: захватив копье, он станет властелином мира.

За несколько дней до аншлюса в Вене, под видом коммивояжера, появился штандартенфюрер СС Конрад Бух, целью которого было поручение Гитлера — не дать австрийцам спрятать имперские сокровища из Музея истории искусств. Там, в зале № 11, за стеклянной витриной под номером 155 хранился экспонат, табличка под которым имела надпись: "Священное копье, эпоха Каролингов, VIII век. С позднейшими добавлениями стали, железа, латуни, серебра, золота и кожи". Кстати, экспертиза, проведенная британцем Робертом Фезером в январе 2003 года, включавшая рентгеноспектральный и флуоресцентный анализ, показала, что наконечник копья изготовлен в VII веке.

Таким образом, доктор Фезер на целое столетие "состарил" копье, но подтвердил, что оно никак не могло быть создано во времена Иисуса Христа. "Более того, здесь поработал искусный кузнец, — пишет Алек Маклеллан, — а это значит, что он был выкован, а не выплавлен". Размер наконечника был несколько крупнее тех, которые использовались римскими легионерами. Но доктора Фезера удивил гвоздь в лезвии.

— Издавна принято считать, что железный штырь это и есть гвоздь для распятия; он не только плотно сидит в лезвии и инкрустирован крошечными медными крестиками, но и соответствует по длине и форме тем гвоздям, которые использовались римлянами в I веке. И пусть мы не можем точно датировать железные фрагменты вокруг него… Возможно, все это домыслы, но мы не можем взять и просто отбросить их, — говорил Фезер в одном из интервью.

О приключениях этого копья в III Рейхе подробно рассказано в книге Алека Маклеллана "Тайна копья Лонгина. В чьих руках судьбы мира?". Возможно ли, что Копье Судьбы было спрятано во льдах Антарктиды? Или им завладели стремящиеся к мировому господству американцы? Ответ на эти непростые вопросы может быть найден по эту сторону земного шара, а если еще точнее — на территории бывшего СССР. Именно так называлась страна сокрушившая нацистский режим. А что если копье Лонгина ВСЕГДА хранилось у нас?

Вот факты. Первый католикос Армении святой Григорий Просветитель (Григор Лусаворич) из рода парфянских царей Арсакидов, состоявшей в родстве с правящей в Армении династией, получил христианское воспитание. В ущелье на берегу реки Азат, в 40 километрах к востоку от Еревана, он построил церковь Гегард (другое название — Айраванк, "скальная церковь") и основал монастырь, куда передал на хранение копье Лонгина. Отметим, что "гегард" означает "копье". С 13 века большая монастырская община и комплекс зданий, где она располагается, называется Гегардаванк.

Сейчас комплекс состоит из церкви Святой Аствацацин (Божьей Матери), четырехстолпного гавита (или жаматун — притвор, место для молитв и собраний), усыпальницы и двух скальных церквей с притворами. Большинство зданий датируются 13-м веком. Недавно внутри одной из церквей обнаружили несколько древних надписей, самая старая из которых относится к 1164 году.

В монастыре Святого копья несколько столетий хранилась святыня, которую усердно сохраняли и укрывали от врагов. Великий армянский ученый и богослов 12 века архиепископ Нерсес Ламбронаци часто упоминает в своих многочисленных трудах о копье и описывает почести, которые ему воздавались. "Он рассказал, что копье было принесено на первый собор Армянской церкви, собравшийся в 365 году в Аштишате. В другом месте он упоминает императора Фридриха Барбароссу, участника Третьего Крестового похода 1189 года, и сообщает, что в войске было несколько армянских рыцарей. К сожалению, Нерсес ничего не говорит о том, знал ли император Фридрих, что армяне — хранители копья", — утверждает исследователь древних тайн Алек Маклеллан.

В городе Эчмиадзине, что по-армянски значит "сошел Единородный", то есть Христос, доныне хранится Копье Судьбы. Для ознакомления с ним нужно специальное разрешение церковных властей. Последний раз Копье видели не только его хранители еще в 1805 году. Конечно, вопрос о его подлинности не решен окончательно. Есть лишь косвенные подтверждения Силы реликвии. Пока германцы тешили себя обладанием муляжа, настоящее Копье Судьбы хранилось на территории дружественной России Армении. Вместе мы оказались непобедимы перед лицом агрессоров Запада и Востока.

Читайте также:

Легенды и мистика Владимирской области

Городские легенды: проклятое Останкино

Городские легенды: тайны Юрия Долгорукого

Городские легенды: мистическая Йошкар-Ола

Городские легенды: несчастливые места Москвы

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *