Избранник Музыки справляет юбилей

Последнее десятилетие маэстро и его супруга Майя Плисецкая больше радуют ценителей прекрасного в США и Европе – именно там с большим успехом проходят премьеры новых опусов прославленного композитора. Но всё же юбилейные торжества Родион Щедрин решил, в основном, провести в России, где Московская филармония организовала фестиваль его музыки.

Настоящей сенсацией станет столичная премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник» по Николаю Лескову. Она была написана пять лет назад по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра и с фурором была исполнена им, солистами и хором, которыми дирижировал легендарный Лорин Маазель.

У нас шедевр Щедрина впервые представил неутомимый Валерий Гергиев. Он же с оркестром и солистами Кировской (Мариинской) оперы сыграет «Очарованного странника» в Москве.

Меломаны буквально замерли в предвкушении – в прошлом году они испытали восторг и шок от хоровой оперы Щедрина «Боярыня Морозова», доказавшей, что Щедрин пребывает в отменной творческой форме. В юбилейном фестивале примут участие крупнейшие российские музыканты – оркестры Михаила Плетнёва, Владимира Федосеева и Юрия Башмета, хор Бориса Тевлина, пианист Денис Мацуев и многие другие.

После смерти Дмитрия Шостаковича в 1975 году именно Родиона Щедрина мировая музыкальная общественность стала считать самым значимым и интересным советским композитором. Щедрин буквально ворвался в мировую музыку в конце 50-х годов прошлого века, введя в сферу академического искусства такой «низменный» жанр как частушка (Первый фортепианный концерт, «Озорные частушки» для оркестра, опера «Не только любовь»).

На протяжении всего своего творчества Щедрин не устаёт поражать привыкших к его стилю ценителей неожиданными поворотами и феноменальной выразительностью каждого сочинения. Даже написанные по социальному заказу сочинения – например, оратория «Ленин в сердце народном» - и сейчас доставляют настоящее наслаждение «гурманам сонора».

Ветераны филармонических концертов вспоминают и легендарную «Поэторию» - уникальное сочинение для хора и оркестра на стихи Андрея Вознесенского. При её исполнении стихи читал сам поэт, а голос Людмилы Зыкиной в «Матери Владимирской» вызвал у публики подлинный катарсис.

Вклад Родиона Щедрина в музыкальный театр также признан во всём мире. Приятно отметить, что его шедевр 1978 года – опера «Мёртвые души» - к гоголевскому юбилею возвращается на сцену Большого театра, да ещё в трактовке Юрия Темирканова.

Если бы Михаил Швыдкой больше внимания уделял не телепосиделкам, а работе с кадрами, то на той же сцене вместо бездарной халтуры Десятникова «Дети Розенталя» мы бы давно наслаждались щедринской «Лолитой». Её постановка Мстиславом Ростроповичем в 2003 году в Стокгольмской опере вызвала настоящий общеевропейский ажиотаж.

Надеемся, что руководители культуры и телевидения Михаил Швыдкой и Михаил Сеславинский уже контролируют показ во время юбилейного фестиваля балетов Родиона Щедрина, которые он создал для своей музы и законной супруги, всеми любимой и почитаемой Майи Плисецкой. Речь идёт об «Анне Карениной», «Чайке» и «Даме с собачкой».

Также необходимо вновь насладить публику «Кармен-сюитой», причём в исполнении как примы кубинского балета Алисии Алонсо, для которой было написано сочинение, так и бесподобной Майи Михайловны.

К сожалению, во время этого фестиваля не планируется исполнение опуса, который настоящие гурманы считают не только непревзойдённой вершиной творчества Щедрина, но и одним из самых значительных сочинений музыки ХХ века. Речь идёт о грандиозном «Музыкальном приношении» для органа и ансамбля духовых, которое композитор, наряду со скрипичной сонатой и «Музыкой для города Кётена», посвятил 300-летию Баха.

Автору этих строк довелось присутствовать на премьере «Музыкального приношения» в октябре 1983 года во время фестиваля «Московская осень». Публика была просто зачарована более чем двухчасовым сочинением и удивительным мастерством игры Щедрина на органе Большого зала Московской консерватории.

Через месяц на втором исполнении «Музыкального приношения» присутствовал сам Иван Семенович Козловский. Когда я зашёл в его ложу за автографом, то легендарный тенор не смог сдержаться и выразил свои впечатления так: «Даже не верится, что в наше время люди могут писать такую глубокую, такую философскую музыку».

Записи этих концертов по идее должны сохраниться в Гостелерадиофонде. На наш взгляд, они должны быть обязательно показаны по каналу «Культура», потому что представлять творчество Родиона Щедрина без такого колоссального явления, как «Музыкальное приношение», недопустимо.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить