Ростропович ушёл. И всё разрешено...

Ровно через месяц после своего восьмидесятилетия ушёл из жизни Мстислав Леопольдович Ростропович. Гениальный виолончелист и дирижёр получил всемирное признание и как блестящий просветитель и борец за чистоту классического искусства от «экспериментов» всякого рода хамов и пошляков.

На свой юбилей Мстислав Леопольдович получил тысячи поздравительных телеграмм – от президентов России, Азербайджана, королевы Испании, других мировых лидеров до посланий любви и искреннего восхищения от простых меломанов. Поклонники великого музыканта во многих странах поднимали за здоровье «нашего Славы» бокал шампанского. И слушали любимые записи. Для кого-то это был виолончельный концерт Дворжака. Для кого-то – сюиты Баха. Ну а кто-то с удовольствием переслушал виолончельные произведения Прокофьева и Шостаковича, которые они писали специально для Ростроповича.

Автор этих строк помнит как в 1990 году состоялось триумфальное возвращение Мстислава Ростроповича и его жены Галины Вишневской на Родину – после 12 лет вынужденной эмиграции. Концерты Национального симфонического оркестра США, которым тогда руководил Мстислав Леопольдович, стали настоящим потрясением. Особенно запомнился казус, случившийся во время исполнения Шестой симфонии Чайковского. Уже тогда на статусные концерты стала ходить в основном публика, не имеющая элементарного музыкального образования. Именно она дружно зааплодировала после бравурной третьей части симфонии, не зная, что за ней идёт знаменитый печальный финал. И Ростропович никак не среагировал на этот конфуз, а блестяще завершил концерт.

В юбилейные дни много говорилось о бесчисленной череде наград и званий, которые абсолютно заслуженно получил великий музыкант – от почётного члена Французской Академии, что даёт право именоваться «бессмертным», до почётного доктора Самарского государственного педагогического университета. А Президент России Влладимир Путин на юбилейном вечере вспомнил о том неформальном звании, которым истинные ценители прекрасного давно наградили «великого Славу». Он – совесть русской музыки, потому что делал всё возможное, а порой и невозможное, чтобы оградить великое классическое искусство от беспрерывных нападок всякого рода пошляков и хамов. Именно это снискало любовь и уважение к Ростроповичу у миллионов простых любителей прекрасного, мнением которых гениальный музыкант дорожил не меньше, чем отзывами коронованных особ и политических лидеров.

В прошлом году мы имели честь напомнить о том беспрецедентном суде, который в 1980 году Ростропович затеял в Париже против польского режиссёра и откровенного русофоба Анджея Жулавского, беспардонным образом испохабившего шедевр нашей оперы – «Бориса Годунова» Мусоргского. Ростропович с участием Вишневской записал фонограмму оперы. По западным стандартам, онне должен был даже комментировать фильм – получил неплохой гонорар, как говорится, и будь счастлив.

Но советь русского музыканта не позволила молчать. Прекрасно зная, что юридически суд у Жулавского не выиграть, Ростропович всё же решил дать публичный бой издевательству над классикой. В суд он пришёл, надев все свои заслуженные награды, что вызвало у Жулавского приступ бешенства. Этот господин, среди друзей которого значатся Михаил Швыдкой (что понятно) и Никита Михалков (что непонятно), до сих пор позволяет хамские оценки благородного поступка нашего почти всеми любимого Мстислава Леопольдовича.

«Почти» - потому, что и в России оказались свои «жулавские». Причём в Большом театре, которому Ростропович и Вишневская отдали столько времени и сил! Когда Михаил Швыдкой организовал туда на директорство своего ставленника Анатолия Иксанова, в Большом стали просто травить великих музыкантов. Сначала из Большого выжили всемирно известного дирижёра Геннадия Рождественского. Потом фактически сорвали постановку Ростроповичем «Войны и мира» Прокофьева. Ангажированная пресса стала писать, что виной тому – склочный нрав маэстро, его придирки и так далее.

«Великий Слава» не стал опровергать откровенное враньё и устраивать склоку с нынешним руководством Большого. Ведь меломанам всего мира известно, как счастливы были музыканты работать с Мстиславом Ростроповичем . Будь то певцы и оркестр Стокгольмской оперы, где Ростропович с фурором поставил оперу Родиона Щедрина «Лолита». Или музыканты Самарской оперы, которую Ростропович буквально возродил, подготовив премьеру настоящего шедевра – «Ивана Грозного» великого мелодиста Сергея Слонимского.

Сердце Мстислава Леопольдовича остановилось за несколько недель до открытия Международного конкурса имени Чайковского, президентом которого он стал. Остановилось, скажем откровенно,не без участия завистников и бездарностей, которые травили "великого Славу" и не дали осуществиться его мечте - поставить "Войну и мир" на сцене Большого. Сегодня они, а также их покровители в чиновничьих кабинетах будут лить "крокодиловы слёзы", говорить эффектные, но пустые слова.

Нам же остается только плакать и молиться за упокой души "великого Славы". Потому что без гения Ростроповича, его мужественного и честного голоса нас может ожидать настоящее нашествие «детей Розенталя», которые, как говорят на Украине, предельно «швидко» смогут превратить классическое искусство в публичный дом по договорным ценам.

Сегодня плачут не только искренние поклонники прекрасной музыки. Сегодня плачет сама Музыка.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить