Солнечный Клоун в клетчатой кепке

Одним из самых знаменитых русских цирковых артистов был и остается Олег Попов, известный всему миру как Солнечный Клоун. Рыжий, с копной прямых волос под огромной клетчатой кепкой, с красным носом, алой бабочкой и неизменной улыбкой — таким он покорил мир. Репризы Солнечного Клоуна не только смешили зрителей, — они заряжали их жизнелюбием, оптимизмом и добротой.

Родился Олег Константинович 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Кунцевского района Московской области (сейчас эти места стали частью ближнего пригорода Москвы — города Одинцово). В довоенные годы семья Поповых перебралась в столицу.

Еще учась в школе, Олег Попов поступил учеником слесаря на полиграфический комбинат "Правда", а через год состоялось его знакомство с цирковой жизнью. В то время будущий клоун занимался в кружке акробатики, где познакомился со студентами циркового училища, которые и пригласили юношу на свои репетиции.

Цирк поразил Олега. Он буквально заболел манежем и, не раздумывая, поступил в Государственное училище циркового искусства, которое закончил в 1950 году по специальности "эксцентрик на проволоке". Начались выступления, и вскоре к молодому артисту пришел первый успех. Зрители аплодировали и смеялись: публике понравились забавные трюки эквилибриста, открытая, солнечная улыбка. Дебют Олега Попова в качестве клоуна состоялся годом позже, а сменил он свое амплуа благодаря случаю.

В 1951 году, во время гастролей цирка в Саратове, неожиданно заболел клоун Боровиков, и дирекция попросила Попова заменить коверного. Молодой артист наспех разучил репризы Боровикова, с трудом влез в его костюм. Первый клоунский опыт дался Олегу Попову нелегко. Отработав программу, он вернул Боровикову реквизит, но для себя уже решил, что станет клоуном.

Читайте также: Росла на войне земляника...

Для Олега Попова начался период творческих исканий. Он пробовал разный грим, создавал костюмы, придумывал собственные авторские репризы. Впоследствии он не раз признавался, что учился у известных мастеров клоунады — Вяткина, Бермана, Карандаша. Впитывал опыт, изучал приемы, но старался не копировать их.

Основой для своего репертуара Попов выбрал жонглирование на проволоке (с ним он когда-то выпускался из училища). Реприза под названием "Сон на проволоке" стала его коронным номером. Потом появился "Повар", который жонглировал картофелинами, ножами и вилками, затем "Свисток" и, конечно, знаменитый "Луч", ставший визитной карточкой Олега Попова.

Фото: AP

В цирке полумрак. Лишь в центре арены — пятно света, создаваемое лучом прожектора. К этому "лучу солнца" медленно подходит клоун, греет об него лицо, руки. С улыбкой усаживается в середину яркого круга, ставит рядом корзинку и не спеша достает хлеб, бутылку с кефиром. Клоун и публика как бы оказываются на уютной лесной поляне.

И вдруг солнечныйлучвздрагиваетиперемещается, как бы обидевшись на столь банальное употребление его тепла и света. Клоун вскакивает, бежит за лучиком, пытаясь поймать и силой вернуть его, но солнечный зайчик убегает от него, и артист понимает, что допустил оплошность.

Желая заслужить прощение, герой сценки нежно гладит обиженный луч, как бы уговаривая его вернуться на прежнее место, — и солнечный круг соглашается. Нежно держа лучик обеими руками, клоун относит его в центр манежа и выпускает. Подружившись с солнечным зайчиком, он греется в теплых лучах, но эта идиллия неожиданно прерывается оркестровым сигналом. Музыка как бы гонит клоуна со сцены, и тот повинуется.

Подходя к краю арены, герой Олега Попова вдруг вспоминает, что на манеже остался его новый друг, и возвращается. Бережно "взяв" с пола "кусочек" света, клоун осторожно кладет его в корзинку и удаляется с арены со светящейся ношей в руках. У зрителей на глазах выступают слезы умиления. (Надо сказать, что подобным образом на этот номер реагировали не только наши соотечественники, но и публика в Европе, куда Олег Попов не раз ездил на гастроли.) Артист, которому оказалось под силу дотянуться до самого сердца зрителя, пробудить в нем доброту и нежность, получил прозвище Солнечный Клоун.

На волне популярности Олег Попов становится лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, ему присваивают звание народного артиста СССР, он завоевывает премию Оскара в Брюсселе и почетный приз "Золотой клоун" Международного циркового фестиваля в Монте-Карло.

Свое 50-летие Попов встретил на арене в год московской Олимпиады, а переломным в его судьбе стал 1991 год — когда великий клоун остался по ту сторону границы. В этом году Солнечному Клоуну исполнилось 80, и живет он сейчас в Германии.

В Европе Олег Попов, несмотря на бешеную популярность, выступает в небольшом цирке шапито. У него новый псевдоним — Счастливый Ганс. Кажется, годы не властны над ним: те же прямые светлые волосы, кепка, озорной взгляд и те же классические номера, чередующиеся, конечно, с новыми репризами.

Знаменитого клоуна бросил в Германии аргентинский импресарио ("партийный", как неодобрительно зовет его Попов). Артист остался практически без денег. Новый контракт великому клоуну предложили голландцы. В шапито 61-летний артист нашел и новую любовь. Ее зовут Габриель, она младше его на тридцать лет и тоже выступает на арене. У них свой дом в пригороде Нюрнберга.

В России у знаменитого артиста остаются друзья и родственники. Он не отказался от российского гражданства. И хотя не был на родине уже много лет, Германия так и не стала для него любимым домом. Парадокс? Да. Ведь в России до сих пор помнят и любят Солнечного Клоуна. Летом соотечественники поздравили Олега Попова с 80-летним юбилеем.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить