Сибирский ревком избавил мир от реинкарнации Чингисхана

Речь идет о яркой и неординарной личности. Остзейский барон Унгерн фон Штернберг, которого называли последней реинкарнацией Чингисхана; панмонголист, завоевавший Северную Монголию (Халха); муж китайской принцессы из династии Цинь; мистик, восстановивший на троне главу монгольской ламаистской церкви Джебцун-Дамба-хутухту VIII; «самодержец пустыни», о котором писали и советские исследователи, и историки белой эмиграции, о котором еще в 1970-м в советской Монголии сняли художественный фильм «Конец».

Роман Федорович Унгерн – человек, объединивший в себе историю Европы и Азии - происходил из семьи помещика Эстляндской губернии. О своем древнем роде он говорил, что «в нем смешались германская и венгерская – от гуннов Аттилы – кровь. Мои воинственные предки сражались в крестовых походах, один из Унгернов пал у стен Иерусалима под знаменем Ричарда Львиное Сердце. В трагически закончившемся походе детей погиб 11-летний Ральф Унгерн. Когда храбрейших воинов Германской империи призвали в XII в. на охрану от славян её восточных границ, среди них был и мой предок – барон Халза Унгерн фон Штернберг.

Там они основали Тевтонский орден, насаждая огнем и мечом христианство среди язычников – литовцев, эстонцев, латышей и славян. В битве при Грюнвальде, положившей конец существованию Ордена, пали смертью храбрых два барона Унгерн фон Штернберга. В начале XVIII века был известен некий Вильгельм Унгерн, занимавшийся алхимией и прозванный за это «Братом Сатаны». Морским разбойником был и мой дед, собиравший дань с английских купцов в Индийском океане. Наш род, в котором всегда преобладали военные, имел склонность к мистике и аскетизму».

Однако он никогда не вспоминал о деде по отцовской линии – управляющем суконной фабрикой в Кертеле на острове Даго – и об отце – петербургском докторе философии, подвизавшемся при Министерстве государственных имуществ. Слишком филистеры и бюргеры в понимании их внука и сына. Легендарные предки намного круче.

Через много лет после смерти Унгерна один из его собеседников вспоминал, что барон предвидел «будущую роль того общественного течения, которое теперь получило название фашизма». «Если бы в 1920 году он уехал из Забайкалья в Австрию, как собирался это сделать, а не повел бы своих всадников на юг, в Монголию», то, как утверждает писатель Леонид Юзефович в своем беллетризованном повествовании о жизни Унгерна, тот оказался бы в рядах ярых наци. Отец Унгерна в свое время женился на уроженке Штутгарта – немке Софье-Шарлотте фон Вимпфан, от брака с которой и родился Роман Федорович. Однако просьба барона к австрийскому правительству дать ему визу была отклонена.

Что же привело участника Первой мировой войны, есаула, награжденного за храбрость в том числе и офицерским Георгиевским крестом, командира сотни 1-го Нерчинского полка, служившего под командованием барона П.Н. Врангеля, в дикие монгольские степи?

Врангель характеризовал Унгерна так: «Он не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только не знает самых элементарных правил службы, но сплошь и рядом грешит и против внешней дисциплины и против военного воспитания – это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн Рида. Оборванный и грязный, он спит всегда на полу, среди казаков сотни, ест из общего котла и, будучи воспитан в условиях культурного достатка, производит впечатление человека совершенно от них оторвавшегося. Этот тип должен был найти свою стихию в условиях настоящей русской смуты».

Его полковой командир барон Врангель отмечал у своего подчиненного «острый проницательный ум», но и «поразительно узкий кругозор». Хотя барон владел немецким, английским, французским языками, изучал монгольский и китайский. Интересовался христианством, буддизмом, конфуцианством, иудаизмом, коммунистическим учением. В круг чтения Унгерна входили не модные тогда Чехов и Стриндберг, не беллетристика и юморески Аркадия Аверченко, а «Центурии» Нострадамуса и работы по антропософии и знакомство с теософскими идеями. Впрочем, в

Герб рода Унгерн фон Штернберг
Герб рода Унгерн фон Штернберг
разговорах барон не козырял именами Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера .

Мистические настроения Унгерна умело «подогревал» петербургский литератор, участник революции 1905 года, выпускник Санкт-Петербургского университета и Сорбонны, последний царский директор маньчжурской железной дороги в Харбине, польский революционер, лично знакомый с Лениным, Антоний Фердинанд (Антон Мартынович) Оссендовский . После разгрома Колчака, он оказался в Монголии, где до похода Унгерна в Забайкалье тесно общался с бароном.

«Предметом ихбесед могло, в частности, стать то, о чем Оссендовский позднее написал в своей книге «Люди, звери и боги», имевшей феноменальный успех в Европе и Америке. Среди её читателей были Свен Гедин, Карл Хаусхоффер и, возможно, сам Гитлер », - пишет Л. Юзефович. Тибетские ламы поведали Оссендовскому, что когда-то обитатели Агарты выйдут из земных недр. Литератор в свою очередь рассказал об этом офицеру. Об этом сохранилось письменное свидетельство самого Унгерна фон Штернберга.

Конно-азиатская дивизия барона была одной из самых боеспособных соединений войск атамана Семенова. Во время своих карательных экспедиций против Забайкальских партизан, его части грабили местное население. Находясь в Даурии, Унгерн откровенно признавался Оссендовскому, что напивался до белой горячки. По словам очевидца, компания барона состояла из пьяниц, кокаинистов и садистов. На чердаке своего дома он держал волков.

Барон был лютым женоненавистником. Он не только не спал с женщинами, даже неизвестно была ли у него брачная ночь с маньчжурской «принцессой», он приказывал наказывать их за малейшие проступки: бить, вешать и расстреливать. Исследователь Евгений Белов предполагает, что это «было связано с тем, что он физически не мог вести половую жизнь с женщинами». И в тоже время отрицает предположение о гомосексуализме Унгерна на том основании, что барон «ежечасно находился в гуще своих солдат и офицеров, скрыть этот порок, если он имел место, было невозможно. В воспоминаниях сослуживцев Унгерна не содержится даже намека на то, что ему были присущи гомосексуальные наклонности». Скорее у него имелся либо какой-то врожденный недостаток, либо он принадлежал к секте скопцов.

«Оскопление именуется крещением, а по совершении этого, человек победил змия, и получает название белого голубя, почитается уже севшим на коня и сопричисляется к Новому Израилю», - писал один дореволюционный исследователь об этой ереси внутри хлыстовства. Операция оскопления проводилась путем отжигания яичек двумя раскаленными мечами, символизирующими крест. Случаи оскопления известны со времен Екатерины II. В 1807 г. унтер-офицер оскопил штабс-капитана, а крестьянский пророк Селиванов предлагал скопиться царю. Ключ к мировой справедливости, всеобщему равенству дает не отказ от собственности, а отказ от секса и сексуальности. Это только догадки, но как знать, ведь барон был большой любомудр.

Патологически барон ненавидел евреев, которые для него, в отличие от любимых им монголов, представлялись носителями дьявольского начала. Монголов он считал мистиками, как он сам, а евреев – рационалистами. Несмотря на родовой герб с лилиями и шестиконечными звездами, увенчанный девизом «Звезда их не знает заката», Унгерн жестоко преследовал евреев. Махровый антисемит Унгерн согласился не лишать жизни зубного врача Гауэра и членов его семьи, исключительно по причине того, что многие жители Урги и его бойцы маялись зубами. Женщины, еврейство – это тоже в духе модного тогда автора «Пола и характера» Вейнингера.

Так вот, перед походом на Ургу барон Унгерн бросил пить сам и строжайше запретил употреблять алкоголь своим подчиненным. «Я твердо верю», - писал барон, - «что свет идет с Востока, где не все еще люди испорчены Западом, где свято, в неприкосновенности, хранятся великие начала добра и чести, посланные людям Небом». Этот романтик, деливший все человечество на белую и желтую расы, отдавая предпочтение последней в силу ее не испорченности, лелеял свою заветную мечту. «Моя цель – это восстановление монархий», - признавался он в письме монгольскому князю. На допросах Унгерн признавался, что целью его похода в Монголию было объединение всех монгольских племен в единое мощное государство.

Унгерн не признавал диктатуры пролетариата, ненавидел буржуазию, которая, по его мнению, «душит аристократов». Его идеал – абсолютная монархия, опирающаяся на аристократию. Словом, интеллектуальный багаж бравого вояки так и не преодолел философских течений, которыми страдал 19-й век. В его фантазмах можно

Портрет барона Унгерна работы неизвестного художника
Портрет барона Унгерна работы неизвестного художника
отыскать следы почти всех умственных брожений его столетия.

Против безнадежно битого красноармейцами жестоковыйного барона созрел офицерский заговор. Поддержанные оренбургскими казаками полковники связали своего командира. Одетый в монгольский халат с погонами генерал-лейтенанта и постоянно носимым на шее Георгиевским крестом, так барон оказался в плену у Красной Армии. В его судьбу вмешался Ленин, предложивший «устроить публичный суд, провести его с максимальной скоростью и расстрелять». Адвокат гражданина Унгерна пытался склонить судей к замене смертной казни заключением «в изолированном каземате», чтобы его подзащитный там «вспоминал об ужасах, которые он творил».

В качестве оправдания преступлений Унгерна, его защитник настаивал на ненормальности подсудимого, «которого общество в свое время не сумело изъять из обращения». Эту миссию с честью выполнил ревтрибунал Сибирского ревкома. 15 сентября 1921 года в четверть шестого по полудни красноармейская пуля навсегда вывела из обращения наследника древнего тевтонского рода.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить