Марк Розовский отмечает 76 день рождения

Марк Розовский: "Нас спасла народная любовь"

3 апреля - день рождения у заслуженного артиста России, лауреата множества премий, драматурга, композитора, художественного руководителя театра "У Никитских ворот" Марка Григорьевича Розовского. Напомним, Марк Розовский поставил первую в СССР рок-оперу "Орфей и Эвридика", написал сценарий телефильма "Д'Артаньян и три мушкетера" и либретто к опере "Пятое путешествие Ко". "Правда.Ру" поздравляет Марка Григорьевича с 76-летием.

Марк Розовский закончил журфак МГУ. Но, как Ленин, который оставил юриспруденцию и с головой ушел в революцию, так и Розовский забросил диплом журналиста ради театральных кулис."С друзьями организовывал студию "Наш дом" Московского университета. Вот там, где сейчас церковь святой Татьяны. Там было много кружков: фортепьянный класс, оркестр легкой музыки, класс художественного слова. Там начинался и драматический студенческий театр. Я капустниками занимался: на целине, на картошке, в военных лагерях, — везде делал капустники. Фельетоны писал, юморески", — рассказывает Марк Розовский.

Почетный выпускник факультета журналистики, который по признанию самого Марка Розовского, он очень любит, проходил практику в "Крокодиле", работал на радио, в "Комсомольской правде", сотрудничал с "Литературной газетой". Выпускник МГУ, чей творческий диплом назывался "Юмористические репортажи и фельетоны", работал в журнале "Юность", где вел популярные рубрики сатиры и юмора. Это было в период пика популярности этого молодежного журнала.

Читайте также: "Три мушкетера" родились в Болшево

После закрытия театра "Наш дом" в 1969 году, Розовский ставил спектакли во МХАТе, в Большом Драматическом театре в Ленинграде, в Рижском Театре русской драмы, в Театре оперы и балета им. Кирова, в Академическом театре им. Пушкина, в Театре им. Ленсовета в Ленинграде, в Театре им. Маяковского, в театре кукол им. С. В. Образцова, в театре Польском во Вроцлаве, в кино, на телевидении и на эстраде. И всегда Розовскому — театральному режиссеру без театрального образования — сопутствовал успех.

"Конечно, нужно думать об успехе, — говорит мэтр. — Но не о таком, который достигается с помощью абсолютной дешевки, низкопробной порнухи, удешевленного псевдоискусства. Все это я называю псевдятиной. Есть псевдятина, а есть то, что на сливочном масле".

Творчество Розовского отмечено многочисленными премиями и наградами: Орден Почета, премия "Венец" (за большой вклад в современную драматургию и театральную жизнь страны), премия Москвы, премия "Признание" Московского международного телевизионно-театрального фестиваля. Лауреат премии "Хрустальная Турандот" в сезоне 1992/1993 годов(постановка "Дяди Вани" А. П. Чехова в театре "У Никитских ворот"). Марк Розовский считает: "Для меня лучшей рецензией стало, когда после "Дяди Вани" какой-то человек незнакомый схватил меня за локоть, его буквально трясло от волнения. И говорит: "Я сегодня был в раю. Спасибо". Вот это лучшая рецензия для меня и высшая оценка театра "У Никитских ворот". Это лучше, чем Золотая маска, и ради этого стоит еще что-то делать".

Читайте также: Марк Розовский: "Я не владею истиной"

Классика отечественного киномюзикла телефильм "Д'Артаньян и три мушкетера" тоже появился благодаря Марку Григорьевичу. "Три мушкетера", — это было веселое время, — вспоминал Розовский, будучи гостем "Правды.ру". — Ровно за 19 дней я сделал пьесу на три акта. Я поехал в Болшево первого числа, а 19-го я уже прочел пьесу друзьям. Я взял книжку Дюма и сделал из нее пьесу. Потом то, что я сделал — прозаическую часть — дал прочитать своему другу и соавтору Юре Ряшенцеву. Там было уже намечено: здесь — баллада Атоса, здесь — песня о дружбе, здесь что-то еще. Потом мы что-то переместили, изменили композицию. Дальше был окончательный вариант пьесы со стихами Юрия Евгеньевича. Замечательными стихами, которые, кстати, очень помогли этой драматургии. Потом мы прочитали пьесу директору московского ТЮЗа. Он очень смешно слушал: я читал, а он на втором акте наклонился к кому-то и что-то прошептал. Этот человек тут же ушел. Я третий акт читаю. Там пушки, война. А он нажимает на какие-то кнопки, и этот же человек возвращается. Я заканчиваю чтение, он берет эту бумажку и говорит: "Подпишите договор". Обсуждения не было. Все ахнули, и мы ахнули".

Читайте также: М. Розовский: "Наш театр вышел из коммуналки"

Поначалу фильм предлагали ставить на Одесской студии самому Розовскому. Если воспользоваться футбольной терминологией, то мэтр на этот раз не сам забил гол, но отдал точнехонько пас. Марк Розовский в беседе с главным редактором "Правды.ру" рассказывал: "Меня Юнгвальд-Хилькевич в коридоре поймал, упал на колени и говорит: "Я тебя умоляю. Дай мне, дай мне, дай мне!". А у меня театр был уже (Театр у Никитских ворот. — ред.). Я говорю: "Ну, давай". В тот момент я же ничего не понимал, не думал ни о чем — ни о ценностях, ни о деньгах. Ну попросил человек! А я уже все равно это сделал в театре. Вообще в слове "кинотеатр", будем честны, я больше вторую часть уважаю. И потом, ради кино нужно на два-три года бросить сцену. Обаятельнейший и талантливейший Юнгвальд-Хилькевич взялся за дело. Он пригласил потрясающих артистов — наверное, мне бы это не удалось. Он был более опытен, это был не первый его фильм. И все это в Одессе закрутилось, завертелось".

Пожелаем Марку Григорьевичу здоровья, творческих успехов и чтобы все вокруг него продолжало крутиться и вертеться! Планета под названием Розовский все-таки вертится!

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить