Стриптиз родился в кабаре "Мулен-Руж"

Первый стриптиз обернулся скандалом

Первый сеанс публичного стриптиза состоялся 120 лет назад. Произошло это достопамятное событие на сцене знаменитого кабаре "Мулен Руж". На бале Bal des Quat'z'Arts здесь уже имели счастье лицезреть дефиле обнаженной "Клеопатры", окруженной юными нагими девушками, что вызвало неслыханный скандал. 9 февраля 1893 года во время этого же бала модель под сценическим псевдонимом Мона без предварительной подготовки в такт музыке стала медленно обрывать лепестки, прикрывавшие ее обнаженное тело. Эта импровизация впоследствии стала называться английским словом strip-tease, которую придумали легкомысленные французы.

По инициативе судьи Рене Беренжера (René Bérenger), президента Лиги защиты морали, был возбужден процесс против организаторов бала. На суде выяснилось, что этот бал был смотром профессиональных моделей, а не оргией с участием голых дам. В результате немало повеселившийся судья присудил организаторов бала к совершенно символическому штрафу.

Читайте также: Звуки музыки прославили Австрию

И хотя впоследствии сложилось предубеждение, что кабаре — это злачное заведение со стриптизом или ночной клуб, такой образ окончательно довершил голливудский фильм "Кабаре". Такая разновидность кабаре существовала в Германии периода Веймарской республики, однако это уже были отклонения от тех первых артистических заведений, которые появились во Франции в конце XIX века, а в Германии — в 1920-х-начале 1930-х годов, ставших единственными в своем роде проводниками политической и культурной сатиры.

В современном немецком языке слово das Kabarett среди прочего означает "политически злободневные номера", а Kabarettist - это эстрадный сатирик. В кабаре в любые времена, конечно, заглядывали, чтобы развлечься, выпить и закусить. Ведь по-французски cabaret значит "винный погребок", "кабачок", "трактир", "шинок". Со времен Франсуа Вийона — с середины XV столетия — в таких погребках устраивали представления заезжие акробаты, жонглеры и фокусники, а захмелевшие гости подпевали артистам. Во второй половине XIX века главной формой развлечения во французских кафе и бистро стала песня.

Люди всегда пели о Боге, о любви, о дружбе, просто для развлечения или для помощи в работе. Шансон оказывался сродни газете, выполняя ее функции. "Газета — это не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, она также и коллективный организатор", — писал В. И. Ленин. Однако газета требует серьезного финансирования, наличия помещения и оборудования, а песня звучала отовсюду. Она пародировала сильных мира сего, политиков, высмеивала лицемерие в отношениях между полами, становилась орудием демократии или протеста. В частности, факт появления стриптиза тоже нашел отражение во французской песне, в которой насмехались над папашей Беренжером.

Ничто не стоит на месте. Постепенно бистро и кафе, в которых выступали артисты и певцы, разделились на чисто развлекательные увеселительные заведения — кафешантаны, которые к концу века — fin de siècle - перешли в разряд мюзик-холлов, и на интеллектуальные политико-сатирические и артистические кабаре. В последних собирались не только молодые бунтари, но и разномастная богема, проповедующая новые веяния и направления в искусстве.

Что же касается истории возникновения стриптиза, то на этот счет мнения расходятся. Иногда утверждают, что его истоки восходят к танцу Саломеи перед царем Иродом, когда танцовщица последовательно сбросила с себя одно за другим семь покрывал, чтобы призвать милость богов. Но ни имени Саломеи, сообщений о ее танце нет ни в Евангелиях, ни в других античных источниках. О ней упоминает Иосиф Флавий, но не сообщает подробностей ее танца.

Читайте также: Мельница заблуждений: Саломея неповинна

Одно из первых достоверных описаний стриптиза содержится во французском произведении 1707 года "Испанская война" (La Guerre D'Espagne). Галантное общество высокородных аристократов и оперных певичек удалилось в загородное поместье, чтобы каждый третий день посвящать музыке, балам и танцам. Танцовщицы хотели разжечь страсть в своих любовниках и сбрасывали с себя одежду.

Британская танцовщица Лидия Томпсон (Lydia Thompson) была одной из первых, кто в 1868 году стала выходить на сцену не в длинной юбке, а в облегающих, но непрозрачных рейтузах и skirts (в длиной до колен платье-рубашке) и подчеркивала то, что оставалось до тех пор тщательно скрытым — женскую ножку.

Первый публично продемонстрированный стриптиз, исполненный профессиональной танцовщицей, состоялся 13 марта 1894 года в парижском театре-варьете Divan Fayounau. Артистку приговорили к денежному штрафу. В начале следующего столетия танцовщицы начнут раздеваться намного чаще. В 1905 году парижская публика была покорена чарующим танцем доселе неизвестной артистки, выступавшей под псевдонимом Мата Хари.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить