Выставка "Связь времен": жакемары и автоматоны

До 15 февраля 2011 года по субботам и воскресеньям во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства любой желающий сможет услышать музыку далекого прошлого. Жакемары и автоматоны XIX-XX веков из частной коллекции Давида Якобашвили будут заводить в 13:00 и 13:30. На выставке "Связь времен" представлено более 50 уникальных экспонатов.

Жакемарами или автоматонами называют музыкальные механические автоматы. Автоматоны — это механические куклы, которые были созданы с таким удивительным искусством, что могут имитировать самые разные движения человека. Так, например, известный автоматон "Рисовальщик" фирмы Пьера Жаке Дроза, который представил свой первый экземпляр еще в 1774 году, мог нарисовать четыре рисунка подряд.

Появились механические куклы намного раньше. Еще великий мастер Леонардо да Винчи изобретал для короля Франциска I подобные машины, которые в дальнейшем получили название "автоматоны". Леонардо работал над чертежами механических животных, таких как "Лев с грудью, полной лилий" и "l'ocel de la comedia" ("Птица комедии").

На создание одной куклы мог уйти целый год. После чего механического человечка демонстрировали королям и знатным вельможам. Однако создавали их мастера не ради развлечения придворных и правителей. Изобретателей и механиков вдохновляла дерзкая и опасная идея — создать искусственного человека, и не при помощи магии, а силой человеческого разума, тем самым посягая на роль самого Бога.

Понятное дело, церковь категорически осуждала такие эксперименты, но зато монархи проявляли к ним живейший интерес и даже брали на себя финансирование. Еще бы — в головах их тайных советников уже мелькали проекты о создании идеальной армии, состоящей из послушных солдат, которым не надо есть, спать и тепло одеваться.

Эти мечты так и остались нереализованными, но благодаря им появились уникальные куклы, такие как "Рисовальшик", "Вышивальщица" и другие, которые до сих пор удивляют посетителей выставок и музеев.

Читайте также: Браудо: человеческий язык органа

На выставке "Связь времен" широко представлены исключительные по разнообразию художественные произведения и практически все виды и формы механических музыкальных игровых объектов XIX-XX веков: от изящных настольных органчиков до самых изысканных и совершенных интерьерных автоматических роялей и оркестрионов. Частная коллекция Давида Якобашвили — единственная в России коллекция такого уровня и одна их лучших в мире.

Фото: AP

В России музыкальные автоматы известны с XVIII века. Уже во времена царя Алексея Михайловича упоминаются часы "с музыкальною игрою". Но пик интереса к ним пришелся на XIX век. Часы с карильонами или механическими органами привозили из стран Западной Европы иноземные гости.

В 1700-х годах особенно много мастеров было в Санкт-Петербурге. Одним из самых известных создателей механической музыки был органный мастер Иоганн Габрахан. Он прославился своими органами, клавесинами и клавиорганами, многие из которых стали собственностью Российского императорского дома.

Также немецким мастером были созданы автоматы, играющие "русские песни с вариациями". Вообще же, выбор музыкальных поделок был широк: от ручных органчиков (шарманок) и миниатюрных серенадок (музыкальных шкатулок) до больших механических органов.

Удивительное творение мастера Иоганна Георгера Штрассера, также проживавшего в Петербурге, — "Механический оркестр", или "Штрассеровы часы", строившиеся в течение восьми лет и законченные в 1801 году. Сегодня они находятся в Эрмитаже. Это огромное сооружение в виде храма высотой около четырех метров с колоннами и фронтоном из красного дерева с золоченой бронзой. В центре расположен циферблат и окно с огромным маятником весом 43,65 килограмма. В корпусе часов заключен механический орган — в нем два оркестра. Музыка записана на съемных деревянных валиках (длиной 127 сантиметров), каждый из которых играет в течение восьми минут. Первоначально было записано тринадцать валиков.

Конец увлечению органами и прочими музыкальными хитроумными механизмами положило распоряжение обер-полицмейстеров обеих столиц в 1843 году, согласно которому воспрещалось иметь в общих комнатах трактирных заведений и гостиниц механические органы. Так службы порядка боролись против "разврата и буйства, творимых в этих местах".

Понятное дело, запрет на музыкальные автоматы никоим образом на "разврате и буйстве" не сказался, а вот замечательным мастерам пришлось туго — заказы на их чудо-музыку стали иссякать.

Читайте самое интересное в разделе "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить