Фридрих II – Бог или Антихрист?

Кайзер Фридрих II Гогенштауфен, имевший неофициальный титул “Stupor mundi” – «Изумление мира», действительно приводил своих современников в изумление. Последующие поколения еще больше удивлялись этой интересной исторической фигуре.

Воспетый немецкими историками, он способствовал раздроблению Германии. При нем, рядом с цитаделью католичества Римом, в небо устремились исламские минареты. Он водил дружбу с евреями, но оказался предтечей нацистов. Еще при жизни Фридриха считали и Мессией и Дьяволом.

На днях в немецком Ольденбурге открывается выставка, посвященная последнему из дома Штауфенов на троне Священной Римской империи Германской нации. Кто поможет найти ответ на вопрос, кем был этот император?

Масштаб этой личности сопоставим с такими историческими деятелями как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий или Наполеон. В нем сочетались черты рыцаря, искателя приключений и восточного владыки. «Преобразователь мира» и «удивление света», он обладал редкостной образованностью, недюжинным умом и политическим даром. Император Фридрих II Гогенштауфен (Friedrich II. von Hohenstaufen / 1194-1250) – одна из самых ярких и противоречивых фигур высокого средневековья.

Историк культуры Якоб Буркхардт обзначал его как «первого современного человека на троне», для «философствующего молотом» Фридриха Ницше он был «первым европейцем в моем вкусе», а поэт-моралист Иоганн Готфрид Гердер воспевал императора как «утреннюю звезду лучшего дня».

Так к нему относились лучшие умы немецкой интеллигенции, в то время как для римско-католической курии Фридрих всегда оставался «молотом мира», как и Аттила – «бичом божьим». Кем же он был – Богом или Дьяволом, Мессией или Антихристом?

В своем знаменитом труде «Антихрист» (немецкое Antichrist допускает двоякую передачу, как «Антихрист», так и «Антихристианин». Крупнейший знаток творчества Ницше ученый Карен Свасьян утверждает, что предпочесть вариант «Антихристианин» - «значит принизить смысл события до слишком популярного восприятия» - ред. ) философ писал: «Война с Римом на ножах! Мир, дружба с исламом»: так чувствовал, так поступал тот великий свободный дух, гений среди немецких императоров, Фридрих Второй».

Один из римских пап заклеймил кайзера, как «изверга, исполненного кощунств, с медвежьими лапами и львиной пастью, другими же членами подобный леопарду… яростно разевающему рот для хулы имени Господнего». Множить полярные трактовки можно до бесконечности. Теперь к главному.

В кафедральном соборе Палермо, столице некогда могущественного королевства Сицилии и Апулии, в саркофаге из темно-красного порфира покоятся останки внука Фридриха Барбароссы - Фридриха II. Вообще-то на своем родном наречии Фридрих II Рожер фон Гогенштауфен именовался Федерико – Federico il Secondo , но, будучи германским императором, звался Фридрихом.

Из-за тезки-деда к его имени часто прибавляли «Другой». Мальчика, родившегося в рождественские праздники 1194 года, с детства окутывал флёр легенд и мрачных подозрений. Современники не считали его мать, 40-летнюю Констанцию, способной к деторождению.

Чтобы опровергнуть слухи, умная женщина публично разрешилась от бремени в шатре на рыночной площади и здесь же показала при всем народе свои наполненные молоком груди. Как политический деятель, Фридрих был созданием рук римского папы Иннокентия III.

Дабы победить одну собственную креатуру императора Оттона IV (дьявола во плоти), папа призвал на правление империей Фридриха Гогенштауфена (Вельзевула). В истории приверженцы Оттона IV сперва звались «вельфами», а верных папству сторонников короля Фридриха стали величать по названию родового замка Гогенштауфенов Вайблинген - «гиббелинами».

Лишь через несколько лет после коронации Фридриха гиббелины превратились в «императорскую партию», враждебную святому престолу, их противники вынуждены были взять название старой проимператорской партии и превратились в гвельфов.

Со времен Карла Великого Фридрих II считался самым богатым монархом Европы. Его государственные владения поставляли излишки вина, хлопка, сахарного тростника и зерна. На экспорт шли скобяные изделия и текстиль, прежде всего шелк, производство которого предоставили евреям, что наряду с добычей соли являлось особо доходной государственной монополией.

Вообще, сарацины и евреи пользовались его особым покровительством. Еретиков Фридрих уничтожал не как иноверцев, а как врагов государства, угрожающих официальной религии. Так , он жестко расправился с сектой патаренов.

Это самая крупная выставка в Германии, посвященная Фридриху
Это самая крупная выставка в Германии, посвященная Фридриху

Следует признать, что Фридрих, превозносимый особенно историками 19-го века как великий император, создал германские удельные княжества, тем самым на столетия вперед преградив путь Германии к единству. Мусульманки ткут для султана, как они называют кайзера, шелковые ткани. В воображении современников возникают сладострастные картины запретных ласк, которым император предается в своем гареме. Тем временем в сотне километров от Рима идет строительство минаретов и превращение церквей в мечети. Отвечая папе, Фридрих лукавит, что переселение сарацин послужит их христианизации. Храня верность исламу, мусульмане оставались невосприимчивы к папской анафеме. Зато эти иноверцы исправно платили подушную подать.

«Фридрих не питал любви к евреям, но восхищалсярационализмом их духа, - пишет немецкий историк Эрнст В.Вис. - При этом Фридрих не относился к терпимым князьям, каким его часто считают». «Самый нетерпимый император Западной Европы» почитал еврейских ученых и видел в иудеях прямую выгоду для государства. С другой стороны, законник Фридрих издал декрет, по которому иудеям следовало в отличие от христиан носить желтую заплатку и отращивать бороду. Впоследствии «желтую звезду Давида» позаимствуют нацисты. Эти меры для Фридриха свидетельствуют лишь о его любви к порядку.

Одним из величайших свершений императора историки считают ликвидацию церковной монополии на образование. В основанном Фридрихом в Неаполе первом государственном университете должна была получать образование правящая элита. Действительно, из его стен не вышло выдающихся ученых, зато на благо государства трудилась целая армия чиновников.

Похвалу Буркхардта в адрес Фридриха мы уже приводили, но вот свидетельство ученого о тоталитаризме построенного кайзером государства. «Распоряжения Фридриха (особенно после 1231 года) ведут к превращению народа в безвольную, невооруженную людскую массу с максимальной способностью платить налоги», - утверждает Буркхардт. И продолжает: «Здесь больше нет народа, есть лишь контролируемые толпы подданных, которые, например, не могли заключать браки с иностранцами и учиться за границей».

В письме к папе Фридрих сокрушается о гибели христианского войска от полчищ неверных и издает призыв к крестовому походу, а тем временем его мусульманские подданные продолжают строить в Италии мечети. Прекрасно говоривший по-арабски император Фридрих заключает дружбу с эмиром, чтобы воспользоваться шансом и освободить Иерусалим, и вопрошает шотландского философа-схоласта Михаила Скотта о высших тайнах. О потустороннем мире Фридрих спрашивает как об экзотической стране.

Наряду с забавными вопросами, например, вырастут ли после Воскрешения зубы у беззубых и волосы - у лысых, кайзер интересуется у астролога положением дел у Всевышнего. «Сколько существует небес? Кто ими управляет? Что делают ангелы и святые в Вечности перед троном Господа?» К сожалению, ответы на вопросы этого интервью до нас не дошли. Зато прекрасно сохранился трактат «Об искусстве охоты с птицами», написанный императором в последнее десятилетие его жизни. И через девять веков знатоки поражаются этому «несредневековому» труду, настолько необычно он написан.

А еще Фридрих был поэтом, приверженным искусству миннезанга. Он сочинял песни на вульгарном языке (диалекте из смеси латыни, провансальского и итальянского), что позволило Данте через полвека после смерти Штауфена восславить его как «отца итальянской поэзии».

Именно благодаря Фридриху в анналы истории вошла знаменитая фраза, правда, не им самим придуманная, о трех мошенниках – Моисее, Мухаммеде и Христе. Его несколько раз отлучали от церкви, объявляя Антихристом. Однако в народных преданиях сохранились легенды об этом удивительном, противоречивом и загадочном человеке.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить