Валентина Талызина: "Мне налили поровну..."

Валентина Талызина: Жизнь ставит перед выбором. Валентина Талызина

Замечательная актриса, народная артистка России Валентина Талызина побывала в гостях у Pravda.Ru. В этом январе Валентина Илларионовна отпраздновала свой юбилей. Валентина Талызина рассказывает о своем пути в актерской профессии, работе и дружбе с режиссером Эльдаром Рязановым и непростых жизненных решениях, которыми полна жизнь каждого человека.

В творческой биографии актрисы Валентины Талызиной десятки запоминающихся ролей. Многие, кто знает лично Валентину Илларионовну, убеждены, что она не только талантливая и многогранная актриса, но и яркий, честный, принципиальный человек, на которого хочется равняться, на которую хочется быть похожей. В январе любимая всеми актриса отпраздновала юбилей — 80 лет.

Валентина Талызина о своих далеких предках

— Валентина Илларионовна, откуда пошла фамилия Талызины?

— У моих предков была довольно интересная история. Мой далекий предок жил в XVI веке в Казани. У него была татарская фамилия Мирза Кучюк Тагалдызин. Он вышел из Орды в 1436 году и приехал в Муром к Великому князю Василию Васильевичу.

Затем он в крещении принял имя Иаков, а его фамилия Тагалдызин превратилась в более привычный русскому уху вариант. Так что все Талызины в России — от того Мирзы. Это одна ветвь, со стороны отца.

Другая ветвь связана с Польшей и Украиной. Мой дед Григорий женился на польке. И со стороны матери у меня много родственников поляков и украинцев. Но несмотря на такую бурную смесь кровей, я считаю себя чисто русским человеком. (Смеется.)

— Вы в вашем роду основатель актерской династии? Как думаете, это было вам предначертано?

— Я родилась в Омске. После школы поступила в сельхозинститут, проучилась там два года, и этого мне хватило, чтобы понять, что формула "товар — деньги — товар" это не мое. Меня все время тянуло на сцену. И без документов, с одной справкой поехала в Москву поступать в театральный институт.

Думала: "Вот сейчас мне в Москве скажут: девочка, успокойся, нет у тебя таланта, езжай обратно к себе в Омск и будь экономистом…" На мое счастье (вот странная вещь — судьба), несмотря на то что экзамены закончились, в ГИТИСе проводили дополнительный набор.

Причем именно в тот день, когда я приехала! И я поступила. Так что, наверное, судьба действительно сложилась так, как было предначертано…

— Вы действительно родились под счастливой звездой, тогда из провинции попасть в театральный институт в Москве было непомерным счастьем.

— Это правда. Когда я поступила в ГИТИС, я словно в другой мир попала. Мне нравилось абсолютно все. Поселили меня в общежитии на Трифоновке. В этих стенах на Трифоновке все жили: и Табаков, и Ефремов, и Виктюк. Кто там только не жил. Я была так счастлива, что чувствовала крылья за спиной: ведь я стала студенткой ГИТИСа, куда мечтала поступить.

Удивительно, но спустя столько лет я буквально в деталях все помню. У нас были прекрасные педагоги. Вспоминаю Варвару Алексеевну Вронскую, артистку Московского художественного театра. Она нас научила душевности, глубине, пронзительности и состраданию. Умение глубоко копать материл — тоже от нее.

Валентина Талызина: Сниматься я начала не сразу

— У зрителей Валентина Талызина ассоциируется с Театром им. Моссовета, все-таки вы много десятилетий выходите на его сцену.

— Меня пригласили туда работать сразу после ГИТИСа, и с гордостью могу сказать, что главной творческой удачей моих первых актерских лет была работа с художественным руководителем театра Юрием Завадским. Это был великий режиссер, настоящий рыцарь искусства.

В Театре им. Моссовета мне посчастливилось работать с легендарными Верой Марецкой, Фаиной Раневской, Любовью Орловой, Серафимой Бирман, Валентиной Серовой — это были, конечно, мои университеты. Я безмерно рада, что попала в этот театр и уже никогда не уйду.

— Валентина Илларионовна, вас много снимали в разных кинофильмах, но зритель вас особенно любит в фильмах Эльдара Рязанова…

— Сниматься я начала не сразу, меня много раз пробовали и… не снимали. Было обидно, но ничего не поделаешь, не подходила. Не секрет, что встреча с любимым режиссером изменила мою судьбу. Несмотря на то что я снялась в 115 фильмах, именно "Зигзаг удачи" сделал меня знаменитой.

Но начиналось все с того, что мой любимый кинорежиссер Эльдар Александрович Рязанов начал снимать "Зигзаг удачи" и наметил актрису Алису Фрейндлих. Но Алиса Бруновна в тот момент была в положении и не могла сниматься.

Рязанов начал искать новую артистку, и меня пригласили на пробы. Не буду рассказывать вам, как я волновалась, представ перед ним, потом он сделал вторую пробу на комедийность и наконец утвердил меня.

Поначалу Рязанов на всех съемках почему-то на меня все время кричал. Кричал, просто сил нет. Даже его ассистентка удивленно однажды спросила: "Эльдар Александрович, ну почему вы так кричите на Талызину?"

"Да потому, что если на нее не кричать, она ничего не сделает", — в сердцах отвечал Рязанов. Конечно, мне было обидно, я понимала, что он не прав, но молчала, как партизан. Уже потом, через несколько десятков лет, поняла причину. У него было просто раздражение от того, что он хотел одну артистку, а подсунули другую…

— Вы сразу подружились в Евстигнеевым и Бурковым? В фильме у вас сложился блестящий ансамбль.

— Вообще, я была счастлива, что попала на этот проект и судьба связала меня с такими мастерами. Евстигнеев и Бурков были фантастически талантливыми артистами, работа с ними — лучший момент в моей жизни. Потрясающие профессионалы, они еще были замечательными, жизнерадостными людьми, все время показывали группе какие-то зарисовки, рассказывали анекдоты.

Я хохотала до упаду и была счастлива каждому их слову. Расскажу вам один интересный случай. По сценарию была зима, и снимали сцену голосования на дороге.

Съемки проходили в феврале, снег начал таять, режиссерская группа забеспокоилась и смену назначили с 12 утра до 12 вечера. Было ужасно холодно. В пять часов устраивали перерыв между съемками. Женю Евстигнеева все обожали, и вот к пяти часам приходили его друзья и приносили с собой… Ну вы понимаете. И мы в перерыве за углом разливали. И я тоже не отказывалась и "грелась" наравне с ними.

И так много дней подряд. И вдруг приходит Рязанов и объявляет собрание. На собрании Эльдар Александрович произносит: "Я до глубины души возмущен! Не мог представить, что вы так ко мне плохо относитесь. Вообще не могу представить, как можно относиться так к искусству и к своей роли. Я напишу всем "телеги" в театр".

"Женя, — обратился он к Евстигнееву, — сейчас был в монтажной, не мог выбрать ни одного "трезвого" дубля. А ты, Талызина, вообще монстр! Тебя, Талызина, видно больше всех". И ушел. Мы стали тихими, сосредоточенными, но все равно было холодно…

Подходит пять часов, смотрю, Бурков с Евстигнеевым за угол, я за ними. Говорю: "Вы что, меня выкидываете?" Бурков мне говорит: "Понимаешь, Валька, ты выпила на копейку, а показываешь на рубль. Из-за тебя у нас неприятности. Выпила и молчи". Я сказала: "Умру и слова не скажу".

И Евстигнеев, святой человек, сжалился надо мной и говорит: "Да налей ты ей…" Он, конечно, был гений, я его обожала, и мне налили поровну… И сниматься стало теплее…

Вот такая история, мы иногда с Эльдаром Александровичем этот случай вспоминаем и смеемся. Давно это было. А вообще, если честно, я сразу почувствовала, что Рязанов мой режиссер. В нем всегда было что-то родное.

Валентина Талызина о своих нелегких жизненных выборах

— И вы с годами стали его любимой артисткой?

— Не сказала бы, что стала любимой, хотя результат работы неплохой. Когда мы закончили съемки, я набралась смелости и спросила: "Скажите мне, Эльдар Александрович, вот какая разница между мной и Евстигнеевым?" Он мне ответил: "А я тебе скажу, Талызина. Вот у Евстигнеева три дубля — и все разные, а у тебя три — и все одинаковые". Я подумала: "А зачем, чтобы были разные? Нужен один и настоящий…" Ну, в общем, каждый остался при своем мнении. (Смеется.)

После того как съемки закончились, Эльдар Александрович подписал мне фотографию, где было очень много добрых и теплых слов. И когда мы расставались, он сказал: "Валя, я хотел бы, чтобы ты стала знаменитой". И я очень рада, что жизнь мне подарила дружбу с этим человеком.

— Валентина Илларионовна, несмотря на то что вас долго не снимали, тем не менее успех и популярность пришли: столько интересных кинопроектов, столько ярких запоминающихся ролей. У вас любимая работа, семья, вас окружают преданные вам люди. Вас любят и уважают миллионы зрителей. Ведь это настоящее счастье так состояться в профессии.

Мне многим пришлось пожертвовать ради своей профессии. Она не раз ставила меня перед жестоким выбором. И каждый раз я выбирала именно ее. Скажу честно: это было нелегко.

И больше всего мне жаль, что я не могла дать своим близким людям столько внимания и любви, сколько они заслужили. Но если бы мне предложили начать все сначала, я бы, ничего не стала исправлять. Моя жизнь сложилась именно так.

Читайте также:

Театр Моссовета отмечает 90-летний юбилей

Валентина Талызина отмечает юбилей

В Театре Моссовета только звезды

Барбара Брыльска: я приучила себя жить тем, что имею сейчас

Беседовала Анжела Якубовская

Темы

Роман Виктюк: сила судьбы
Комментарии
Комментарии

Для российских "критиков режима" гораздо важнее подавать ситуацию вокруг российской олимпийской сборной именно как политическую. Ну, то есть, еще одно подтверждение "давления Запада", которое только "нарастает". Что противоречит заявлениям западных чиновников и журналистов - мол, мы исключительно за чистоту спорта. А политическую карту как раз Кремль разыгрывает, внимание отвлекает.

Олимпиада и "крах режима": Каспаров выдал тайну Запада