"Трудно быть богом" - две экранизации знаменитой повести

После 8 лет съемок черно-белый фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» наконец-то выходит на экраны. Однако, по словам автора, он вряд ли будет строго следовать авторской сюжетной линии. В ответ на вопрос читателей о сходстве между книгой и фильмом, Алексей Герман попросту рекомендовал им «почитать роман».

По его словам, сценарий отличается от книги не только по деталям, но и по замыслу. На Земле будет также страшно, как и в Арканаре – только по-другому. И Румате по сути некуда будет возвращаться из арканарского ужаса – у него на родине примерно то же, только технологический уровень выше.

Предыдущая экранизация повести «Трудно быть богом» 1989 года (режиссер Питер Фляйшман) была непохожа ни на один западный или советский фильм, - при том, что картина была создана международным коллективом с участием немцев, поляков, швейцарцев, и, конечно же, наших соотечественников.

А затем этот фильм начали хором обзывать «боевиком» и «фильмом, основанном на идее мести» - и все это, разумеется, не было правдой. Хотя критика такого рода за годы съемок версии Алексея Германа почему-то участилась.

В фильме Фляйшмана главный герой фильма, космонавт и ученый Румата (Эдвард Зентара) прилетел на планету, почти точно повторяющую Землю времен средневековья. И тут же оказывается свидетелем смерти другого землянина, ставшего жертвой коварного заговора. Для него подобные вещи тяжелы и непривычны.

Как и в книге Стругацких, в фильме подразумевается, что на родине Руматы (на самом деле его зовут Антон) давно общество «разума и братства». Однако жители Земли хотят понять мир средневековья, чтобы лучше разобраться в собственной истории и самих себе.

Создателям фильма удалось показать светлых, чистых людей Земли будущего - и такими же они описаны и у Стругацких. У тех, кто живет в Мире Полудня, совсем не такая мораль, как на Арканаре, и, увы, на нашей нынешней Земле. Они не следуют принципу «человек человеку - волк». И в связи с этим эксперимент оказывается для них чересчур тяжелым и даже опасным.

Участники экспедиции втягиваются в дружеские отношения с арканарцами, и даже заводят любовные отношения с женщинами этой планеты. И понимает, что не могут терпеть страдания и гибель таких же людей, как они.

И вот что самое главное – земляне чувствуют, что подхватывают привычки и проблемы арканарцев, привыкают к и образу жизни. И понимают – либо они активно вмешаются в жизнь иной планеты – от чего они отказались с самого начала – либо им нужно будет ее покинуть. И в конце концов они останавливаются именно на этом решении.

В 1989 году фильм «Трудно быть богом» вышел с рядом других блестящих достижений отечественной фантастики, среди которой были «Кин-дза-дза» и «Город Зеро». Он был одним из последних художественных достижений советской эпохи – и при этом, в отличие от упомянутых фильмов, был создан на стыке культур.

В отличие от западных фильмов подобного рода, по традиции, принятой в еще существовавшем тогда СССР и Франции, были разработаны все характеры – даже самые эпизодические.

В фильме практически не было проходных персонажей, из тех, которые, как в большинстве подобных американских фильмов, погибают тысячами, не оставляя в душе зрителей никакого следа и не вызывая ни малейшего сочувствия.

Создателям фильма «Трудно быть богом» 1989 года удалось добиться того, что зритель переживает за каждого персонажа. Он понимает состояние Руматы – и вместе с ним все время боится потерять тех, с кем только что познакомился.

В средневековом обществе смерть – дело обычное, и людей всегда гибнет слишком много. Здесь и постоянные войны, и произвол. Закон и правила не действуют. Человек порой сам не знает, от чьей руки ему предстоит принять смерть. И поэтому Румате приходится привыкать к потерям.

И он, и зритель мучительно остро переживает каждую смерть – не только Пампы, погибающего уже в финале фильма, но и Оканы, к которой герой повести не испытывает особой симпатии. И уже для того, чтобы, как говорится, не «пережать», сценаристы щадят Киру, возблюбленную Руматы, которая в книге Стругацких погибает. Но Румате все равно придется навсегда с ней расстаться.

И, как оказалось, авторы фильма, в числе которых были и не особо его оценившие его авторы повести, сумели достичь художественного предвидения. Сумели снять фильм-предупреждение о том, что впоследствии произошло не только в Советском Союзе, но и в западном мире.

От контакта со средневековьем, как извне, так и изнутри своего общества - западные цивилизации «заразились», и

"Трудно быть богом" - две экранизации знаменитой повести
начали терять свою силу, свой разум, свой гуманизм. И это коснулось как Советского Союза, так и Соединенных Штатов.

И поэтому автор новой экранизации повести «Трудно быть богом» Алексей Герман , в отличие от Фляйшмана - между прочим, жителя Запада, - относится к развитию всего человечества пессимистически, и не допускает, что нам предстоит хоть какая-то эволюция, хоть какой-то прогресс.

Любопытно, что эту тенденцию людей, живущих при капиталистическом обществе, подметили сами Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу». Его герой, Саша Привалов, попал в описываемое будущее – то есть, мир фантастических романов и утопий, - и обнаружил, что там есть два совершенно различных мира – мир гуманного воображения и мир страха перед будущим. Они разделены Железной Стеной.

Говорят, что в одной из работ какого-то малоизвестного современного писателя, попытавшийся (не знаю, насколько успешно) продолжить сюжетную линию повестей «Понедельник начинается в субботу» и «Сказки о Тройке», герой вновь отправился в описываемое будущее. И обнаружил, что Стена разрушена, и теперь мира гуманного воображения не существует – остается лишь мир страха перед будущим.

И корни этого страха очень легко понять. Определенная, наиболее реакционная часть капиталистического мира считает любой прогресс грехом. В романе Луи Ловеля и Жака Бержье «Утро магов» говорится, что грех - это вовсе не насилие и зло. Нет. Настоящий грех – это если животные заговорят с нами человеческими голосами и «розы начнут петь».

Но кому в мире станет плохо оттого, что розы запоют? Особенно, если их песни будут приятными для слуха? В повести советского фантаста Ариадны Громовой «Мы с тобой одной крови» показан кот, научившийся говорить – и это мило, забавно и совсем не страшно.

Однако эти невинные признаки прогресса, эти безопасные изменения считается грехами, большими, чем жестокое убийство, насилие, предательство. В своей повести «Трудно быть богом» Стругацкие прекрасно описали, откуда исходят силы, борющиеся с прогрессом, и зачем они называют такое явное и очевидное добро злом.

Капитализм начинался с революций – и в том числе, революций в культуре. Литература, музыка в Европе нового времени поднялись на невероятную высоту, которой, возможно, никогда прежде не было в Европе.

Здесь был и Бах, и блистательная английская поэзия, и французская литература, и немецкая философия. А также, разумеется, наука. Все это было грехом – и вызывало соответствующее отношение реакционной части общества.

Однако, несмотря на это капиталистическое общество и позже не раз радовало нас выдающимися произведениями искусства, в том числе – социальными утопиями, а также достижениями науки.

Но однажды наступил момент, когда оно начало постепенно, но неуклонно превращаться в мракобесное общество Арканара. Возможно, именно потому, что на Западе - а теперь и у нас - заговорили о том, что нынешнее общество - со всеми болезнями, проблемами, экономическими кризисами - больше никак не должно меняться.

И именно в этот момент рухнула Железная Стена – и наши писатели и режиссеры, следом за западными фантастами, начали размещать в будущем не разумное, действительно достойное людей общество (вспомните только «Люди как боги» Уэллса), а технологически оснащенное средневековье.

Однако, наверное, это все-таки ненадолго. Даже средний человек видит тысячи путей развития, улучшения общества, - такого, какое оно есть сейчас. И наверняка будут намечены новые планы его развития – и первыми, кто укажут нам путь к прогрессу, кто создаст великую мечту, как всегда, будут люди искусства – и, в частности, наиболее талантливые писатели и режиссеры.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Темы киров
Обсудить