Интервью актера и режиссера Дмитрия Дюжева

Д. Дюжев: В любви должна быть недосказанность

В гостях у "Правды.Ру" известный актер и режиссер Дмитрий Дюжев. Его актерской карьере, ролям в театре и кино может позавидовать любой актер, тем не менее Дюжев не останавливается на достигнутом и штурмует новые горизонты — пробует себя (и весьма удачно) в режиссерской профессии, такой непростой, интересной и захватывающей одновременно.

— Дмитрий, вы недавно снялись в сериале "Истребители", сыграли главную роль в фильме о военных летчиках-штурмовиках. Ваш герой — летчик, боевой офицер. Уже столько сыграно и снято на эту тему… Чем вам приглянулась роль в предложенном сценарии?

— Роль мне показалась интересной тем, что герой неоднозначен. Это человек, родившийся в начале двадцатого века в Москве, в дворянской семье Бестужевых, не пожелавших эмигрировать. Его родителей расстреляли, как врагов народа. Когда Бестужев-младший, к тому моменту уже офицер-летчик, отправился разобраться во всем на Лубянку, ему там самому предложили отречься от родителей, чтобы сохранить жизнь, но он отказался. Тогда майора Бестужева отправляет в лагерь, где он находится до начала войны. Когда возникает нехватка летных кадров, его привозят из лагеря и дают возможность летать.

Мой герой — настоящий патриот. Он сражался за Родину. Попал в плен, бежал, был приговорен к расстрелу, но был спасен бывшим сослуживцем, с которым он когда-то воевал в Испании. У моего героя сложная судьба, но он воин и ничто его не сломило.

Читайте также: Аркадий Инин: зачем бабочки в животе?

— А как в дальнейшем складывается судьба героя?

— Судьба наградила его личным счастьем: он встречает настоящего, верного человека. Влюбляется в женщину-летчицу, которая служит в том же полку. В их взаимоотношениях все тоже очень сложно, все непонятно. Война — это не то место, где высокопарно говорят о любви, ухаживают, дарят цветы и мечтают о будущем.

— У многих было желание хоть чуть-чуть пожить счастливо, получить хоть небольшой кусочек человеческого счастья. Вы думаете, это неправильно?

— Между мужчиной и женщиной многое должно быть недосказанного — иначе вся любовь уйдет в слова. Конечно, нужно признаваться в своих чувствах, чтобы понять — твой это человек или нет. Но если на войне убивают любимого человека, а ты остаешься страдать, что в этом хорошего? Каждый сам для себя решает, нужна ему любовь, когда кругом падают бомбы, или нет. Но я, если честно, не решился бы — слишком большая ответственность.

— Вы недавно попробовали себя в роли режиссера. Вам понравилось? Есть желание продолжать?

— Мне очень понравилось. Я попробовал и понял, что нет профессии прекрасней этой. Это особый образ мышления, адреналин, ответственность перед группой. Меня просто будоражит мысль о том, что надо увлечь актеров и всю съемочную группу своей фантазией, добиться того, чтобы мои образы стали реальностью. У меня есть мечта снять полный метр на историческую тему, такая жизненная сказка. Все складывается удачно, кроме одного — финансовой составляющей.

— А вот в этом фильме у вас будет роль?

— Мне неинтересно у себя сниматься, потому что есть большая опасность быть неадекватным. Когда ты находишься в состоянии режиссерского замысла, ты не можешь контролировать себя и свою роль. То, что тебе кажется органичным и правильным, может оказаться банальным актерским самолюбованием, и никто в группе тебе об этом не скажет — побоятся. Мне гораздо комфортнее и интереснее сидеть за монитором и достигать кинематографической правды.

— Режиссер Никита Михалков всегда снимается в своих фильмах и это не мешает ему добиваться кинематографической правды. Может, у вас есть и другие причины?

— Это личное дело Никиты Сергеевича. Он чувствует, понимает и знает, что надо делать. Когда я у него снимался, то видел, насколько он долго и тщательно готовится и репетирует сцену. Когда он входит в кадр, происходит секундное перевоплощение, его совершенно не узнаешь. Он отрешается от всего, и в этом его уникальность. Но мне на сегодняшний день интереснее наблюдать со стороны, быть "петрушкой" в режиссерских руках. Режиссура — это опасное и заразное дело, и когда ты этим заражаешься, то начинаешь болеть. Конечно, быть актером проще, потому что многое понятно. В режиссуре много вопросов и меньше ответов.

— Вы согласны с мнением, что режиссура — это профессия хищников?

— У режиссеров разные методы работы. Если опять же взять в пример Михалкова, то Никита Сергеевич знает, когда нужно отпустить ситуацию на съемочной площадке и стать ведомым, созерцательным участником. Но, наверное, в этой работе иногда надо быть хищником, иначе ты не пробьешься. Тебя не услышат ни актеры, ни продюсеры. И все что ты будешь делать — это обслуживать актерские амбиции и метаться в поисках подхода к каждому члену группы.

— Дима, у вас замечательный голос. Почему вы так редко поете?

— Этим надо заниматься постоянно. Нужно тренировать связки, совершенствовать диапазон. Петь я не бросаю — мы продолжаем работать с Тамарой Гвердцители, готовим романсовую сольную программу.

— А какие ваши любимые композиции?

— Мне нравятся военные песни. Песни, которые пели наши деды, они очень сильны энергетически. Еще очень люблю оперу. Мечтаю что-то поставить. Хотелось бы сделать это искусство доступным для понимания большинства. Опера как православная вера. Ты не можешь пройти мимо, ты должен посвятить этому всю жизнь. Дома я постоянно слушаю оперу, у меня включен канал классической музыки, и если есть возможность, смотрю балет, слушаю хоралы. Было бы здорово, если бы в обычных кинотеатрах показывали оперу или балет в записи, потому что не каждый может попасть в Большой театр, у многих жизнь проходит мимо большого искусства. И это неправильно.

— Дмитрий, как вы считаете, что главное в мужчине?

— Я думаю, что чувство ответственности. Мы ответственны за тех, кого приручаем и кого любим. И если нет возможности оберегать, опекать, если нет желания или возможности остаться с женщиной на всю жизнь, то лучше не начинать отношений. Женщина, оставшаяся в одиночестве, будет чувствовать себя обманутой, будет страдать, нормальный мужчина не должен так поступать.

Читайте также: Н. Дроздов: На таракана приятно посмотреть

— Вашей карьере может позавидовать любой актер. У вас остались несыгранные роли, о которых мечтали и мечтаете? Вообще, остались какие-то несбывшиеся мечты?

— Мечты остались в детстве — есть планы на будущее. Любому человеку необходимо проецировать себя в будущее. Есть такие психологические тесты в отделе кадров многих компаний: "Кем ты себя хочешь видеть в будущем". Самый неподходящий ответ: "Меня все устраивает, мне ничего не нужно". А самый правильный ответ: "Хочу занять место руководителя и все для этого сделаю". Рассказывать вам о своих планах — только Бога смешить… Но тянуться к своей цели надо.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить