Вонг Кар Вай представил новый фильм "Великий мастер"

Великий мастер снял "Великого мастера"

Казалось бы, снять необычный фильм о китайских боевых искусствах совершенно невозможно. Однако это не так — знаменитому режиссеру Вонг Кар Ваю все-таки удалось показать кунг-фу с такой стороны, с какой его еще никто не видел. И его новая картина "Великий мастер", повествующая о жизни прославленного мастера Ип Мана, — хорошее тому подтверждение.

Если кто-то из нас прочтет в афише сообщение о том, что скоро на экраны выйдет китайский фильм "Великий мастер", то скорее всего, решит, что это очередная картина о кунг-фу. И будет не прав, хотя боевым искусствам в этом фильме уделяется много внимания. Однако сомнения исчезнут тогда, когда глаза остановятся на фамилии режиссера, снявшего эту картину — Вонг Кар Вай. Этот гений авторского кино и один из самых лирических режиссеров нашего времени явно не собирается потчевать зрителя обычным кинопопкорном из серии банальных поединков между лубочным героем и опереточным злодеем на фоне изумительной китайской природы.

Вонг Кар Вай (так его имя звучит на кантонском диалекте, а на нормативном китайском языке путунхуа оно произносится как Ван Цзя Вэй) вообще никогда не снимает так, как снимают другие — у этого режиссера свой собственный подход к любой теме. И если он уж взялся за фильм о кунг-фу, то будьте уверены — такого кино о единоборствах вы еще никогда не видели. Хотя, еще раз повторюсь, фильм "Великий мастер" (хотя правильнее переводить его название как "Великие мастера") вовсе не про кунг-фу — эта лента рассказывает о нелегкой судьбе одного из мастеров стиля "Вин Чунь" легендарного Ип Мана (опять-таки имя дано на кантонском диалекте, на путунхуа оно звучит как "Е Вэнь").

Читайте также: На Берлинале победил антигламур

Рассказ начинается с ранней молодости будущего прославленного бойца (его играет один из любимых актеров Кар Вая Люн Чоу Вэй, известный больше как Тони Люн), когда он, богатый и счастливый, проживал со своей семьей в китайском городе Фошань. Там он, по его собственным же словам, беспечно проматывал богатство, нажитое отцом-торговцем и все свое свободное время посвящал любимому кунг-фу (а также певичкам из местного дома терпимости). О его успехах заговорили, и вот знаменитый мастер с севера Китая, учитель Гун, решил сделать его своим преемником. Показательный поединок закончился победой Ип Мана, однако дочь мастера, Гун Эр (ее играет бесподобная Чжан Цзы И), взяла реванш — в коротком, но весьма нелегком поединке она мастерски "поставила" Ип Мана на место.

Ип Ман решил отыграться, однако началась война с японцами и героев закрутили ее стремительные вихри. Ип Ман, потерявший богатство, друзей и семью, вынужден был покинуть Фошань и уехать в Гонконг. Мастера Гуна убил его любимый ученик Ма Сань, не пожелавший признать себя ниже Ип Мана. Гун Эр отомстила Ма Саню и, опасаясь преследования со стороны японцев (с которыми тот сотрудничал), тоже подалась в Гонконг. Там-то и происходит встреча двух великих мастеров кунг-фу, которые, как выясняется, были влюблены друг в друга еще со времени того самого поединка-реванша. Однако они не обольщаются, прекрасно понимая, что жизнь уже прожита, а возвращаться в прошлое нет смысла — надо, как говорил старый мастер Гун, идти дальше.

Во время просмотра "Великого мастера" автору этих строк постоянно вспоминался фильм китайского режиссера Чэня Кай Ге "Наложница Ба Вана" (в российском прокате он шел под названием "Прощай, моя наложница"). В этой картине на примере судьбы актера пекинской оперы показывается непростая история Китая первой половины ХХ века. Вонг Кар Вай тоже использовал подобный прием — глазами двух мастеров мы видим все, что тогда происходило в Поднебесной. Однако есть и разница — если Чэнь Кай Ге занял в своем фильме позицию стороннего наблюдателя, то Кар Вай подал эту историю как воспоминания главных героев. У зрителя создается впечатление, что на экране прокручивается некая "запись" памяти Ип Мана и Гун Эр.

Именно поэтому сама история в фильме не прямолинейна—сначаламывидимодниэпизодыиз прошлого обоих мастеров, а потом появляются те, что с хронологической точки зрения произошли несколько раньше. Но ведь таково свойство человеческой памяти — для нас не так важно, в какой последовательности мы вспоминаем то, что было. Это также объясняет и большое количество эпизодов, где мы видим не самого героя, а его отражение в зеркале или в воде — подобное фиксируется памятью намного охотнее, чем просто картинка окружающего мира. По той же самой причине герои практически весь фильм не меняются внешне — ведь мы сколько бы лет нам не было, себя мы в основном помним молодыми.

Кстати, именно из-за последнего критики часто упрекают Кар Вая в том, что он превратил своих героев в какие-то ходячие статуи и совершенно лишил их индивидуальных характеров. На первый взгляд может показаться, что это действительно так — почти все персонажи фильма внешне достаточно сдержаны эмоционально да и произносят в основном не живые фразы, а афоризмы да поговорки. Однако на самом деле подобное мнение в корне не верно — режиссеру удалось полностью раскрыть характеры своих персонажей, хотя сделал он это весьма необычным образом. Через кунг-фу!

Действительно, когда дело доходит до поединков, сразу становиться видно, что Ип Ман педантичен и несколько иронически относится ко всему происходящему (как и положено выходцу из богатой китайской семьи начала прошлого века), старый мастер Гун — благороден и несколько простодушен, а красавица Гун Эр — страстная и увлекающаяся натура. Поединки в этом фильме заменяют обычные для западного кино диалоги, однако их выразительность не менее сильная. Так, наблюдая тот самый бой-реванш, зритель сразу видит, что Ип Ман и Гун Эр на самом деле уже влюблены друг в друга — их движения выдают внезапно вспыхнувшее чувство. А то, что Ма Сань замышляет недоброе, тоже становиться понятно из сцены его боя с мастерами южных школ.

Таким образом Вонг Кар Вай показал, что искусство кунг-фу неотделимо от характера самого бойца и может рассказать о нем больше, чем слова или мимика. Поэтому фильм "Великий мастер" и отличается кардинальным образом от типовых картин с боевыми искусствами, где герои демонстрируют заученные приемы, не имеющие лично к ним никакого отношения. Но это еще не все — режиссеру удалось наглядно показать еще и то, что кунг-фу неотделимо не только от человека, но и от истории Китая — ведь любую историю, как не крути, все же делают те же самые люди.

Кстати, скорее всего именно поэтому режиссер выбрал для фильма историю Ип Мана. В Китае этот человек (бывший, кстати, учителем легендарного Ли Чжэнь Фаня, более известного как Брюс Ли) считается национальным героем. Поэтому вполне справедливо показать историю страны и народа на примере жизни одного из самых выдающихся его представителей. Впрочем, Кар Вай в своих фильмах вообще никогда не выделяет героя из его окружения — режиссер всегда показывает своих персонажей как часть мира, в котором они обитают. Традиционное противопоставление героя среде совершенно нехарактерно для творчества этого гения из Поднебесной.

Следует также заметить, что все поединки в фильме поставлены и сняты на самом высоком уровне — глядя на них, зритель ни секунды не сомневается в том, что эти бои абсолютно реалистичны (в отличие от подобных сцен традиционных фильмов о боевых искусствах, где сразу понятно, что это все — банальная постановка). И это при том, что сам Кар Вай никогда не занимался единоборствами! Однако именно ему удалось увидеть те стороны кунг-фу, на которые обычно мало кто обращает внимание.

Читайте также: Зачем Такэси Китано устроил "Беспредел"

Вообще, несмотря на большое количество сцен с кунг-фу, "Великий мастер" — необычайно лирическое кино. Все то время, пока идет фильм, зрителя не оставляет ощущение легкой, но в тоже время светлой грусти. Впрочем, именно это чувство и сопровождает нас всех, когда мы предаемся воспоминаниям…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить