Оливер Стоун про(тив) президента Буша

Сегодня, 17 октября, в кинотеатрах США начинается показ художественного фильма-биографии Джорджа Буша-младшего" W ". Режиссер Оливер Стоун, на чьем счету биографии еще двух американских президентов Кеннеди и Никсона, собирался снять еще одну ленту про Вьетнам, но проект лопнул. В рекордно-короткие сроки 61-летний мастер поставил картину про Дж. Буша.

Предлагаем вашему вниманию выдержки из интервью Оливера Стоуна журналу "ВЕЛЬТ".

- Президентство Буша подходит к финалу. Нужен ли нам еще один биографический фильм об этом человеке?

- Это точный вопрос, который мне постоянно приходится слышать от европейцев. Вы верите, что Буш - это уже история. Но это глупость. Кто думает, что эра Буша миновала, тот лжет самому себе.

- Почему эта эра не закончилась?

- Потому что остались последствия его политики. Буш изменил американское законодательство, вероятно, на все времена. Потребуется бесконечно много работы, чтобы вернуть все это снова – конституционные проблемы, усиление исполнительной власти, вся контролирующая политика, а также то, что граждане это все приняли.

Меня пугает, что правительство теперь может уничтожать любого гражданина. Во многих аспектах мы здесь в США оказались в таком же положении, в каком Германия находилась в тридцатых. Кроме того, наша система в высшей степени продажна, даже если на поверхности все выглядит очень благопристойно и невинно.

- Есть ли шансы, что Барак Обама может круто сменить курс?

- Если он придет к власти. Маккейн - это тот же Буш. Этот человек изменил весь мир, и кто отрицает это, тот - циник.

- Однако фильм " W " скорее снят в жанре черной комедии.

- Чем старше я становлюсь, тем сильнее осознаю крайности жизни. Я также понял: если тебе очень грустно, то ты должен смеяться. В известном смысле Буш - странная фигура. Поскольку он сам не меняется, неважно что происходит вокруг.

Когда его спросили, что он делает неправильно, он ответил «Порой я употребляю слишком много бранных слов». Может быть, когда ему стукнет 70, он однажды спросит себя: «Что я сделал?». Наша задача состояла в том, чтобы показать события с его точки зрения. Они трагические, но он не воспринимает их таким образом.

- Как вы думаете, вам удалось понять личность Буша и его мотивацию?

- Насколько я его понял, покажет фильм. Я был захвачен духовной атмосферой вокруг Буша и его камарильи. Эти восемь-десять человек прибрали к своим рукам всю американскую политику, не спрашивая ничьего мнения.

Они получили все, чего хотели – и от средств массовой информации, и от конгресса и от американских избирателей. Я охотно бы побывал на заседаниях, когда они разрабатывали мероприятия после 11 сентября и использовали этот инцидент для того, чтобы продвигать свои империалистические планы.

Для моего соавтора Стэнли Вейзера ( Stanley Weiser ) и меня оставался только один путь - читать побольше книг. Все остальное мы прочувствовали.

- Существует версия, что Бушем манипулировали только такие дирижеры, как вице-президент Чейни.

- Что-то в этом духе. Но я не верю в теории заговора. Они слишком прямолинейны. Существует истэблишмент бизнесменов, лоббистов, экс-политиков, как Буш-старший и его люди, те, которые работали с Рональдом Рейганом, и выдвигали Буша в кандидаты в конце 90-х.

Этим людям он нравился, и они были в нем уверены; наконец, он был переизбран в губернаторы штата Техас. Для них он был чем-то вроде хорошего предпринимателя или подставного лица. И он сам тоже осознавал это.

- Вы показываете это в своем фильме?

- Фильм разделяет точку зрения, что Буш при непосредственном участии Рамсфелда, Чейни и Вулфовица стал все больше сдвигаться вправо, к большей милитаризации. После 11 сентября он слишком откровенно отреагировал.

В этом проявилась часть его темперамента. Хотя он убежденный христианин, но он очень нетерпелив. Ему не привычно совершенствовать свое мышление. Он читает совсем немного, у него нет любознательности, он не знает реального мира. Поэтому он склонен к упрощениям – черно-белой гамме, ковбои против индейцев.

Если бы его консультанты были большими реалистами в политике, они подталкивали бы его в направлении, которое имело гораздо менее разрушительное действие – и для него, и для остального мира. Однако, с другой стороны, он - ответственное лицо. Буш - гордый человек.

Я ни секунды не сомневаюсь, что Чейни дает ему указания. Он скорее руководствуется следующей установкой: «я - босс, и ты можешь играть роль моего Ришелье, который ведет меня другими путями».

- Молодой Буш в одно время с вами учился в Йельском университете. Вы можете вспомнить его?

- Не как реального человека, а как тип. Там было много молодых студентов из привилегированных семей, которые никогда не ставили под сомнение свои привилегии.

У моего отца, напротив, после развода были финансовые трудности. Поэтому я с этими людьми не общался. Единственный, с кем я нашел общий язык, был Джон Керри .

Уже тогда он был крупным руководителем, и имел виды на президентство. Одинаково стыдно и смешно, когда его, с его очевидным интеллектом, унижали в ходе предвыборной борьбы, а потом растоптали в пыль.

В первой телевизионной дуэли был один момент, когда Керри мог одолеть Буша. Но Керри лишен столь нужной для этого кровожадности. Что за исторический момент произошел бы, если бы Буш потерял рассудок!

Однако в результате одержал победу более грубый дух. В действительности, об этом споре нужно снять фильм.

- Такие фильмы создаются не для коммерческого успеха. У вас были проблемы с финансированием "W", чтобы достичь бюджета $. 27,5 млн.?

- Да, крупные киностудии отказались от этого проекта, также как и некоторые большие компании за рубежом. Это было действительно больно. И все-таки я в накладе не остался. Мне помогли, прежде всего, за границей. Но исполнитель главной роли Джош Бролин недостаточно известен широкой публике.

Я благодарен моим продюсерам Морицу Борману и Биллу Блоку, которые собрали деньги. При этом бюджет даже не был слишком большим для фильма такого формата. У нас было только 45 съемочных дней. Мы полностью уложились. Это настоящая победа, снять фильм – потому что президент пока еще находится на своем посту.

- Не ощущали ли вы желания заняться политикой?

- Думаю, мне это было бы не по силам. Ты должен любить выторговывать согласие. При этом я совсем ничего не имею против политиков. В обществе они играют решающую роль. Хорошие политики служат собиранию общества. Именно таким мое безмерное восхищение.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить