«Молодость без молодости» Фрэнсиса Форда Копполлы

С 15 мая на экраны Москвы выходит новый фильм создателя «Крестного отца», легендарного Френсиса Форда Копполы «Молодость без молодости». Премьера картины, снятой по повести Мирче Элиаде, состоялась в конкурсной программе II Международного кинофестиваля в Риме.

«Состояние паники повышает чувствительность и подстегивает творческие способности», - признался сам режиссер, коротко характеризуя не то своего героя, не то, анализируя собственные переживания после почти десяти лет молчания. 

« Я был потрясен, обнаружив в этой повести Элиаде ключевые темы, которые я больше всего надеюсь понять лучше: время, сознание и мечта как основа реальности», - пишет в своем дневнике Коппола. – «Для меня это действительно возвращение к амбициям, с которыми для меня была связана работа в кино, когда я был студентом». Действительно, для режиссера с мировым именем после катастрофически долгого перерыва в работе, возвращение на съемочную площадку – больше, чем просто возвращение, и оно, конечно, требует триумфального выхода. Сюжет произведения Мирче Элиаде, как нельзя лучше подходит для второй «молодости» опытного Копполы – той молодости, из которой уже нельзя вырасти, ее можно только прожить. Да и личность главного героя – пожилого ученого-лингвиста – во многом созвучна личности режиссера.

Мир в преддверии Второй мировой войны. Бухарест. Престарелый профессор и ученый Доминик Матеи в исполнении Тима Рота, с горестью осознает, что не способен завершить огромный труд, которым болел всю свою жизнь – ему просто не хватает времени и сил. Тяжкое осознание этого претворяется в крепкое намерение покончить с собой. Однако принять смерть ученому помешал невероятный несчастный случай – пожалуй, один на мириад, обернувшийся для него фантастической удачей. Доминик попадает под удар молнии и точно подарок небес, получает молодость, бодрость духа и новые жизненные силы.

Иными словами, возвращается в свой возраст – лет на тридцать назад. Причем, что самое удивительное, у помолодевшего в одночасье ученого, сохранился нажитый опыт, знания и интеллект его настоящего, реального возраста.

"Молодость без молодости"
То есть, о большем счастье и мечтать нельзя. Но подобные фокусы не проходят незаметными для окружающих. Ученый, ненароком обставивший судьбу, становится объектом внимания главных мировых спецслужб, в том числе КГБ и специалистов Третьего рейха – разработчиков новой расы сверхлюдей. В результате многочисленных попыток спрятаться и спастись, ему удается бежать Швейцарию.

Пережив войну и, практически, не изменившись внешне, Доминик неожиданно встречает в Альпах девушку очевидных странностей в исполнении Александры Марии Лары – вылитую возлюбленную его «первой» молодости Лауру. Выяснилось что, чудом уцелев после автокатастрофы, барышня обрела способность впадать в состояние транса, изъясняться на древнейших языках, в том числе, на санскрите и очарование пришелицы из иных миров. Короче, все говорит о том, что случайности закончились, пришло время закономерностей. Действие картины переносит зрителя то в горы Непала, то на Мальту, то снова в Румынию, где Копполе удался эффектный трюк с фокусом пространства и времени, что дает возможность событиям и героям разных лет сосуществовать в одном временном измерении.

Из рабочего дневника Фрэнсиса Форда Копполы:

«Преуспевающему художнику приходится сталкиваться с такими экономическими вопросами и проблемами славы, которые более молодому художнику могут только присниться. Нужно ли мне сделать это, чтобы заработать большие деньги или потому что это сделает меня еще более знаменитым? Это очень опасные вопросы, не часто сочетающиеся с созданием великого произведения искусства. Особенно когда есть несколько бывших жен и детей, которым надо выплачивать алименты. Как правило, это не тот фактор, о котором более молодые художники думают много. Значит ли это, что разница между простыми смертными и пантеоном великих, которых я упомянул выше, заключается лишь в том, что последним было дано больше, чем обычная пара идей? Или что проблемы денег, роскоши и семьи не поглощали их полностью? В какой-то момент я понял, что единственный разумный способ решения этой дилеммы — это снова стать молодым, забыть все, что я знаю, и попытаться мыслить как студент. Заново изобрести себя, забыв, что я когда-то сделал карьеру в кино, а вместо этого мечтать о том, чтобы ее сделать».

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить