Рецензия на фильм "Воображариум"

Недорогая сказка для творческих людей

Музыканты из известной финской метал-группы Nightwish на фоне очередной катавасии с вокалистками, видимо, решили отвлечься от проблем и переключиться на какой-то новый вид деятельности. И вот, заручившись поддержкой своего клипмейкера, музыканты сняли фильм о любви к музыке, о жизни и смерти, о психологических проблемах творческих личностей.

Конечно, называть фильм "Воображариум" нашим прокатчикам не стоило. Понятно, конечно, что название фильма отсылает к последнему студийному альбому Nightwish под названием "Imaginaeum", однако оно еще отсылает к фильму "Воображариум доктора Парнаса". При этом фильм "Воображариум", безусловно, рассчитан в первую очередь именно на многочисленных поклонников группы, которые естественно называют последний альбом "Имаджинэрум". Хотя наши прокатчики могли бы с таким же успехом перевести транслитерацией и название фильма, тогда путаницы между этим фильмом и детищем Терри Гиллиама не было бы. Но раз уж наши прокатчики назвали этот фильм "Воображариум", будем и мы придерживаться этого названия.

По сути, фильм рассказывает историю клавишника Nightwish Туомаса Холопайнена — а точнее, фантазию на тему того, с чем бы ему пришлось столкнуться перед смертью. Он играет сам себя (хотя его героя зовут Том Уитман). Его же в возрасте 10 лет играет Куин Лорд, а на предсмертном одре — Фрэнсис Маккарти.

Несмотря на малобюджетность картины (фильм обошелся в 4 миллиона долларов) и достаточно узкий круг потенциальных зрителей, у финнов получилось весьма интересное кино на тему того, каким образом многие музыканты умудряются совмещать в своей жизни семью и музыку, то есть, по сути, две семьи — недаром многие музыканты называют песни "своими детьми".

Читайте также: Клинт Иствуд: его путь через тернии к звездам

В контексте действительно популярной хеви-метал группы Nightwish, которая в музыкальных сценах фильма присутствует в полном составе, в эту тему действительно хочется погрузиться. Мы видим фантазию Холопайнена о своем же будущем, в котором постаревшая певица из его группы пытается убедить его дочь в том, что он думал не только о музыке, но и о семье. Очень многое в сюжете обыгрывается вокруг такой сакральной области нашего сознания, как воспоминания о самых сокровенных и ярких событиях в нашей жизни. Психологизм ситуации придает сюжетная линия, связанная с отцом Томаса.

Режиссеру-клипмейкеру Стобе Харьо, конечно же, лучше всего удались сцены, в которых играет группа Томаса. В одной из таких сцен музыканты (негромко, очень камерно и мрачно) обыгрывают что-то джазовое, что несказанно меня удивило (в положительном смысле): будучи поклонником группы в подростковом возрасте, к таким откровениям я не привык. Холопайнен, собственно, первоначально воспринимал будущий фильм как 13 клипов, однако потом этот проект стал настоящим фильмом.

Фильм напоминает сразу несколько своих более знаменитых голливудских собратьев — и в первую очередь "Воображариум доктора Парнаса" (присутствием как чисто сказочных, так и зловещих элементов). Сам Холопайнен, говоря о проекте, который, кстати, реализовывался целых 2,5 года, упоминает среди своих вдохновителей имена известного писателя Нила Геймана ("Никогде", "Звездная пыль", "Американские боги") и Сальвадора Дали.

В целом этот фильм продолжает линию, столь по-разному реализованную в таких фильмах, как "Танцующая в темноте", "Мост в Терабитию", "Там, где живут чудовища", "Крупная рыба", суть которой проста: то, что у нас в голове (наши сны и фантазии), почти всегда во много раз ярче окружающей нас действительности. Эту мысль особенно приятно мусолить художникам, писателям и музыкантам, а тем более людям, которые пока не могут себе позволить сделать творчество своим основным делом. Поэтому преисполненная сладковатой слезливости, но от этого не менее эффектная концовка (и последняя фраза) фильма для таких людей будет очень важна и, возможно, придаст каких-то сил.

Читайте также: "Великий Гэтсби": все беды от женщин и денег

Психологический же аспект картины пойдет на пользу и настоящим творцам: страшный монстр живет в каждом, и чтобы выгнать его, нужно порой предпринять усилия настолько немыслимые, что только на смертном одре это и удается. Да, это донельзя банальная мысль, но "Воображариум" подает настолько грамотно, что над этой темой хочется подумать.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить